Законопроект "О столице" практически готов к принятию
Монобольшинство уже не в первый раз пытается убрать из кресла главы КГГА действующего киевского гардоначальника Виталия Кличка. Но, похоже, что впервые у «слуг» это может получиться. Поскольку парламентарии вплотную подошли к окончательному принятию нового законопроекта «О столице», в котором полномочия мэра Киева будут изрядно ограничены.
Тема, которая с самого начала прошлой недели не уходит из обсуждений в кулуарах Рады - законопроект 2143-3 о городе Киеве и о полномочиях главы КГГА, и о том, кто им будет. Монобольшинство декларирует, что документ должен улучшить саомуправление в столице Украины. Но в политикуме все понимают, что речь идёт о большем контроле власти над столицей и о том, чтобы эта власть не принадлежала исключительно Кличко.
Информатор проанализировал перспективы принятия нового закона, и свёл новации в таблице, сравнив их с тем, как прописаны полномочия сейчас.
Судите сами - будет ли обрезаны новым законом нынешние полномочия городского головы, и насколько.
А вот нардепы, похоже, свою позицию уже сформулировали.
Как настроено монобольшинство относительно нового закона о столице
Главный вопрос, сколько же власти будет в руках ненешнего мэра после принятия законопроекта в Раде? Новоизбранный первый вице-спикер парламента Александр Корниенко (до своей новой должности входил в комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития) уверен, что у Виталия Кличка власть отбирать не будут.
«Прекрасный закон о городе Киеве. Мы уже видим его чудодейственную силу. Как только мы затронули в этом законопроекте реанимацию райсоветов и проведения в них выборов, так через пару часов Кличко выступает с предложением по созданию райсоветов. Я хочу напомнить Виталию Владимировичу, что Киевсовет уже голосовала за это решение, и мы находимся в правовой ситуации, когда отменены требования, но не отменены райсоветы. Надо нам юридическую сторону исследовать, потому что, если мы создадим опять уже созданые райсоветы, то это плохо выглядит юридически…», - отмечает Корниенко.
Также парламентарий уверен, что закон разделит полномочия мэра и руководителя КГГА. И это благотворным образом скажется на работе органов власти в столице.
«Мы предлагаем в законе простую процедуру, чтобы Кабмин утвердил границы районов, потому что они не утверждались, а дальше проводить выборы в райсоветы, и поскольку это первые выборы, их объявит Центральная избирательная комиссия. Вместе с тем мы не забираем полномочия у мэра, наоборот, есть идея передать ему исполком, чтобы он за все отвечал, назначал членов исполкома. Председатель КГГА, как глава любой городской администрации в Украине, будет выполнять функции координации деятельности органов власти на местах и заботливого надзора, как нам предписывает Европейская хартия по вопросам местного самоуправления. Заботливый надзор означает, что глава КГГА, назначенный президентом по представлению Кабмина, будет тщательно указывать местной власти во главе с мэром, на недостатки в законодательных и других подзаконных актах. Это фактически префекты, к которым мы идем… И будут префекты по всей стране, и чтобы нашим мэрам не страшиться их, я бы советовал посмотреть, как это будет работать в Киеве. А для киевлян главное, что будет меньше обысков в Киеве, будет немножко прозрачнее работать исполком и предприятия коммунальные. Будет меньше обысков, будут быстрее строиться дороги, делаться ремонт, садики и школы будут выглядеть лучше. Закон после рассмотрения в комитете по специальной процедуре будет передан в сессионный зал. К декабрю этого года планируем его рассмотреть», - сообщает первый вице-спикер в комментарии Информатору.
А вот глава комитета парламента по вопросам местного самоуправления нардеп от «Слуги народа» Андрей Клочко рассказал, как, что законопроект уже рассмотрен в подкомитете, где были представители киевской власти, эксперты.
«Все высказали своё мнение. Более семи лет Виталий Владимирович блокировал создание райсоветов, а это – децентрализация, которую киевляне ждали, поэтому я уверен, что это будет на пользу, как Киеву, так и государству в целом. Не будет фактической узурпации власти в одних руках. Люди смогут достучаться со своей проблематикой в своих районах до тех депутатов, которые будут избраны в райсовет. А депутаты смогут оказать помощь в тех социальных вопросах, которые сейчас не решаются», - рассуждает Андрей Клочко.
В то же время член профильного парламентского комитета от монобольшинства Виталий Безгин признался, что он и его коллеги внесли значительные правки по отношению к первоначальной редакции законопроекта 2143-3.
«Никаких магистратов, ратуш не будет, все это вычищено, и принято соответствующее решение. Что касается ограничений власти мэра, то я бы так не сказал – мы сделали чёткое разграничение. КГГА становится префектурой. При Киевсовете создаётся исполнительный орган, который возглавляет городской голова. Мы разделим все государственные функции вертикали местного самоуправления. Кличко концептуально не нравится, что теперь на нём по-настоящему будет вся ответственность в Киеве. Абсурдно выглядит, что Кличко отказывается от своих полномочий. Мы будем стоять на своём, что функции самоуправления должны быть отделены от функций государственных. О бюджете пока не могу сказать. Заключительные положения содержат поручение правительству подготовить штатную структуру, она будет соотвествовать структуре областной администрации. Но по там сейчас есть неподходящая зарплата. Когда руководитель администрации получает 13 000 гривен, это смешно…», - считает парламентарий.
Вместе с тем, нардеп от «слуг» Александр Качура, который также входит в профильный комитет Рады по вопросам местного самоуправления, уверен, что Виталий Кличко все полномочия в столице фактически подмял под себя.
«Нельзя сидеть на двух стульях: и мэром быть, и КГГА возглавлять. У нас есть функция столицы, есть функция города, Кличко должен заниматься функцией города – коммунальными службами, канализацией, и чтобы у нас не застраивали парки. А есть функция столицы – это работа Офиса Президента Украины, посольства, консульства, Кабинета министров. Верховной Рады – и все эти вопросы будут в ответственности руководителя КГГА. Эти две фукнции будут разделены.
Кличко может говорить, что у него забирают власть, но он может показать успешную работу на посту мэра. У него есть закон о столице и есть самый большой естный бюджет. Я знаю, что есть несколько кандидатур на должность руковолителя КГГА, но говорить о конкретной фамилии рано, пока не принят закон», - считает Качура.
В свою очередь, нардеп от «Батькивщины» Алексей Кучеренко иронизирует, что Киев до сих пор живет по старому закону, когда столицей руководил Александр Омельченко.
«Этот нынешний закон о столице. Омельченко создавал его под себя в 1998-99 годах. На тот момент закон работал, а сейчас система не работает, и она делает из киевского городского головы и из депутатов Киевсовета князей, и не идет на пользу столице. И при всем уважении к местному самоуправлению, государственные органы должны иметь функции контроля за расходованием средств, эфективностью распределения этих средств… Киев, как столица, не может быть в автономном плавании, как это заблагорассудится очередному городскому голове, или городским депутатам. В любой стране действует специальное законодательство относительно функций столицы», поясняет свою позицию Кучеренко.
Новые смыслы нового закона про столицу – кто «в плюсе», а кто нет
А вот представитель от депутатской группы «Довира» Лариса Билозир, которая также входит в комитет по вопросам местного самоуправления, называет нонсенсом, что сейчас исполнительный орган Киевского городского совета, является одновременно органом государственной власти.
«В руках государственного органа – бюджет города, что противоречит принципам местного самоуправления, при таком смешении исчезает возможность проверки законности при принятии решений органами местного самоуправления.
Городской голова Киева и дальше продолжит руководить городом. В его распоряжении будет бюджет и вся полнота властных полномочий. А глава КГГА по факту станет выполнять функцию префекта. И будет контролировать законность и конституционность решений мэра в части столичных функций, Киевсовета, райсоветов и исполкомов с возможностью их обжалования в судебном порядке. И главное, председатель КГГА не сможет вмешиваться в управленческие и хозяйственные процессы городских властей. В будущем РГА будут ликвидированы, а вместо них будут созданы подразделения в структуре КГГА. Это экономия средств. Сейчас на полномочия РГА в Киеве выделяются 23 миллиарда гривен. После реализации норм законопроекта, этот объём составит всего около одного миллиарда гривен», - заявляет Лариса Билозир.
Говоря о мотивации монобольшинства и оппозиции при обсуждении законопроекта 2143-3 политолог Николай Давидюк указывает не просто на изменение в самоуправлении Киева и на разделении полномочий городских и государственных органов. Он видит, прежде всего, политтехнологический смысл обсуждаемого документа.
«Этот законопроект является продолжением напряженных отношений Владимира Зеленского и Виталия Кличко. Зеленский видит Кличка своим конкурентом на следующих президентских выборах, и этим законом пытается ослабит влияние Кличко в Киеве», - уверен Давидюк.
И именно по этой причине конец 2021 года будет крайне горячим в политической жизни страны – нас ждут и перестановки в Кабмине, и ещё более жёсткая борьба за власть в столице.
Ранее Информатор сообщал, отправят ли Министра обороны Украины в отставку, и кто может заменить Тарана на этом посту.
Также рассказывали о новом президентском рейтинге от КМИС.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.
Михаил Фрадкин, специально для Информатора