Из-за чего возник конфликт вокруг этого учреждения
2 ноября Госкино издало приказ об отстранении Елены Гончарук от исполнения обязанностей главы Довженко-Центра, назначив новой руководительницей заведения Юлию Каждан. Кинематографическое сообщество Украины назвало действия чиновников рейдерским захватом, а новую руководительницу Центра окрестило гауляйтеркой. Информатор разбирался в конфликте вокруг Довженко-Центра, бушующем уже почти три месяца.
На днях на лестнице Довженко-центра разыгралась драма. Его сотрудники собрались перед центральным входом в учреждение и устроили «тёплый прием» своей новоназначенной руководительнице. Это стало известно из трансляции встречи
«Нет оснований вас пускать. Это не ваше рабочее место», – заявила от имени коллег программная менеджер Довженко-Центра Марианна Танская, обращаясь к и.о. гендиректора Юлии Каждан, пытавшейся попасть в здание в сопровождении заместителя председателя Госкино Максима Александрова.
Тот призвал работников центра к конструктиву и несколько раз требовал, чтобы Каждан пропустили в здание, чтобы узнать, кто должен зарегистрировать новую руководительницу. Однако коллектив был настроен решительно и требовал от нового руководителя обнародовать стратегию реорганизации Центра. Его позицию высказала отстраненная от исполнения обязанностей гендиректора Довженко-Центра Елена Гончарук, на место которой, собственно, и была назначена Юлия Каждан. Она заявила, что у команды нет понимания, что будет с их наработками в дальнейшем, и не угрожает ли в конце концов Довженко-Центру уничтожение.
«Если вы не имели опыта работы в институциях, занимающихся наследием, и не имеете опыта работы кризисного менеджмента именно в таких институциях, то, собственно, как именно вы видите здесь свою миссию?» – спросила Каждан главный искусствовед Музея кино Марина Скирда.
Команда так и не пустила новоназначенную руководительницу Центра на рабочее место, заявив, что продолжит сопротивляться и отказывается от сотрудничества с Каждан, пока она не предоставит планы деятельности.
Довженко-центр – это культурная институция, которая с 1994 года занимается сохранением, исследованием и популяризацией украинского кино. Здесь в оборудованном по всем правилам хранилище кинокопий хранятся фильмы независимой Украины – более 10 тысяч наименований художественных, документальных и анимационных кинолент. Среди них – фильмы Александра Довженко, Киры Муратовой, Сергея Параджанова, Дзыги Вертова, Юрия Ильенко. Кроме того, в музее Довженко-центра собрано более 24 тысяч архивных документов по истории украинского кино и более 400 музейных экспонатов.
Коллекция Довженко-Центра, представляющего Украину в Международной федерации киноархивов (FIAF), по значению и объему, равна коллекциям Национального художественного музея Украины, Музея Ханенко, Музея истории Украины, Библиотеки имени Вернадского и является крупнейшим в мире собранием произведений украинского киноискусства. Для сохранения, развития и популяризации киноискусства в структуре Центра действуют Фильмофонд, Киноархив и Музей кино, Медиатека, издательство, книжный магазин, киносценическое пространство Сцена 6, кинолекторий и единственная в Украине кинокопировальная лаборатория с цельным пленочно-цифровым циклом.
В то же время, Довженко-Центр – это огромный земельный участок почти в центре столицы. Его защитники подозревают, что одной из причин инициированной властями реорганизации центра является земля, на которой он расположен и которую могут получить в будущем застройщики.
«Есть основания полагать, что коллекцию хотят вывезти, а здание отдать под приватизацию», – поделился с журналистами своими соображениями руководитель киноархива Александр Телюк.
Все началось с приказа Госагентства Украины по вопросам кино о реорганизации Довженко-центра. Согласно этому документу, изданному в августе 2022 года, все фильмы из коллекции и имущество Довженко-центра должны быть переданы государственному учреждению «Научный центр кинематографии Украины», которое никогда не занималось хранением фильмов. Глава Госкино Марина Кудерчук объяснила такое решение, в частности, убыточностью Довженко-Центра. Она заявила, что украинский кинематограф испытывает беспрецедентное финансовое давление, когда из более чем 2 млрд грн государственного финансирования киноиндустрии осталось всего 120 млн грн. В Довженко-Центре заявили, что приказ о реорганизации учреждения означает его ликвидацию. А в Госкино заверили, что не будут ликвидироваться Довженко-Центр, однако значительно сократят его функции.
«Коллекция фильмов и других киноматериалов Фильмофонда не входит в состав имущества Довженко-Центра. Следовательно, Центр является лишь хранителем Фильмофонда, а не самим Фильмофондом и архивным учреждением, созданным для этого. Создание Государственного фонда фильмов Украины прямо предусмотрено статьей 17 Закона Украины «О кинематографии», – пояснила руководительница Госкино ключевое направление реорганизации Довженко-Центра в своей колонке в «Украинской правде».
Хроника событий вокруг Довженко-центра
Назначение новой руководительницей Довженко-центра человека, не имеющего никакого отношения ни к киноиндустрии, ни к культурной деятельности в целом. Как выяснили журналисты «Слідство. Інфо», 45-летняя Юлия Каждан когда-то занималась бухгалтерским учётом, позже основала кинологический центр, а ныне практикует гипнотерапию. В последний год Каждан в своих соцсетях предлагает консультации по гипнозу и психосоматике, говорится в журналистском расследовании. Соцсети сразу заполонили мемы о кино и кинологах. Главная редактор Общественного радио Татьяна Трощинская в шутку отметила, что её пес Лео обрадовался новой руководительнице Довженко-центра.
«Господи, ну что вы все додолбались?! Кинолог и кино – однокоренные слова, ну какая разница?! Вот ещё, отличать Ирак и Иран, Латвия или Литва, Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля», – написал журналист Виталий Гайдукевич.
Не отказали себе в удовольствии поупражняться в остроумии и представители кинематографического цеха. Украинский кинопродюсер и основатель кинотеатра KINO42 Илья Гладштейн в связи с назначением Каждан написал, что назначение кинологини на должность руководителя Довженко-центра неслучайно.
«Это сознательное действие. Кроме того, тот, кто принимал это решение, вероятно, был знаком с историей назначения коня Калигулы сенатором», – сказал Гладштейн.
По мнению культурного критика Анастасии Платоновой, кейс Довженко-центра – это пощечина культурному сообществу и четкий месседж со стороны государства: «Ничего не изменилось, прозрачных правил игры не будет». И это плохо еще и потому, что это сигнал одновременно и международным партнерам, и миру в целом.
«Сохранить Довженко-центр очень важно, и поэтому стоит настроиться на серьезную борьбу. Похоже же, что власть ни протесты в поддержку Довженко-центра, ни обеспокоенные письма международных ассоциаций по кинонаследию не интересуют, – написала Платонова в статье для Детектор Медиа. – Во-первых, все это уже было, и не помешало им «хакнуть» ряд конкурсов и институций. Во-вторых, они уверены, что более широкой аудитории накануне тяжелейшей в новейшей украинской истории зимы не до этого».
Подобные истории, говорят представители кинематографического цеха, всегда являются тестом на то, насколько культурное сообщество и громада способны сохранить конкретную институцию. Поэтому этот бой имеет не только практическое, но и символическое значение для других институций, которые запланировано «оптимизировать»: Госархив и систему государственных архивов, киностудию Довженко и тому подобное. Тотальная оптимизация продолжается», – написал бывший гендиректор Национального центра Александра Довженко Козленко.
Пока очевиден тот факт, что команда Центра настроена на сопротивление до последнего. Осталось убедиться в том, способна ли власть вовремя сделать выводы и уступить требования отечественного и международного культурного сообщества.
Как ранее сообщал Информатор, на восстановление разрушенных рашистами памятников культуры может потребоваться несколько миллиардов евро.
Также мы писали о том, что в Украине запустили платформу для восстановления культурного наследия, которое уничтожили рашисты.
Ольга Черная