Предпосылок существенного роста цен на нефтепродукты в Украине нет
Спрос на бензин и дизтопливо в Украине вырос на 10-20 %, что создаёт дополнительное давление на розничные цены. В то же время участники рынка называют ситуацию контролируемой и не прогнозируют жёсткого дефицита горючего, как это было весной и летом. Впрочем, Нацбанк прогнозирует, что в 2023 году автомобильное топливо (бензин, дизельное топливо и автогаз) подорожает на 20 %.
Как рассчитывают в Нацбанке, в 2023 году горючее будет дорожать не так сильно. Цены сдерживают постепенное снижение стоимости нефти на глобальных рынках. Горючее подорожает за счет возврата системы налогообложения топлива на довоенный уровень. Такой прогноз содержится в инфляционном отчёте, обнародованном Национальным банком Украины.
Так, учитывая, что литр бензина марки А-95 в среднем стоит около 50 гривен, то в 2023-м может быть около 60 гривен.
Литр дизельного топлива на заправках в среднем продается по 54 гривны за литр, в следующем году стоимость может вырасти почти до 65 гривен.
Также в Национальном банке прокомментировали нынешнюю стабилизацию цен на топливо:
«Это объясняется уменьшением цен на нефть на международном рынке и насыщением рынка благодаря налаживанию логистики и возобновлению конкуренции между АЗС», – разъяснил регулятор.
В НБУ считают, что эффекты переноса высоких цен на горючее будут продолжаться и дальше, обусловливая, в частности, подорожание транспортных услуг. Это будет подпитывать общую инфляцию.
Для этого есть несколько причин:
Последний фактор сохранит цены на топливо на самом высоком уровне. Это приведёт к тому, что, к примеру, подорожают транспортные сервисы, что станет одним из обстоятельств инфляции.
Сети АЗС фиксируют рост спроса на горючее из-за работы генераторов, что усугубляется проблемами со снабжением из Европы. Компании увеличивают импорт ресурса.
Спрос на бензин и дизтопливо в Украине вырос на 10-20 %, что создаёт дополнительное давление на розничные цены. Основная причина роста спроса на горючее – использование генераторов. Да, сеть «ОККО» фиксирует увеличение потребления со стороны клиентов на 10-15 %. В Socar говорят о росте на 20 %.
Это приводит к тому, что запасы топлива начали снижаться, но ситуация находится под контролем, говорит директор маркетинга «ОККО» Василий Дмитриев. Поэтому сеть увеличивает импорт горючего.
Рост спроса на горючее также обусловлен сезонным всплеском активности в канун праздников. Он будет расти до середины декабря, затем ситуация стабилизируется, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.
«Сухих» заправок не будет. У кого-то будет бензин, у кого-то – дизель. Нужно быть готовым, что придётся поискать топливо», – сказал он.
Что касается цен, то сети могут пересмотреть стоимость топлива в начале 2023 года, прежде всего, из-за трудностей с поставками и ситуации на европейском рынке, где торговля усложнилась из-за эмбарго на российскую нефть. Леушкин прогнозирует рост стоимости дизеля в Украине на 2 грн, бензина – на 1 грн/литр, а директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн прогнозирует рост цен на 3-4 грн за литр, при этом использование генераторов, по его словам, создает дополнительное давление, но не является решающим фактором:
«Какие-то локальные катаклизмы не исключены, но они случались и до войны. Сети активно контрактируют горючее, создают запасы, и не только в Украине», – объяснил Куюн.
Европа ограничила цену на российскую нефть, впереди лимит стоимости нефтепродуктов. Не приведет ли это к дефициту бензина и дизеля в Европе и Украине и как скажется на ценах 2023 года? Ведь рынок Европы импортирует около 40 % дизельного топлива именно из россии.
«Рынок немного нервничал накануне ввода прайс-кепа. Заводы «ЛУКОЙЛа» в Болгарии, Румынии, Италии оказались в ситуации, когда они не могут дальше функционировать, а учитывая, что мы в этом регионе покупаем много топлива, некоторое непонимание, как будет развиваться ситуация, было», – отметил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
По мнению Куюна, пока предпосылок опасаться существенного роста цен на нефтепродукты в Украине нет. Если это произойдёт, то из-за роста цен на европейском рынке, который сейчас решает задачу замещения российских нефтепродуктов и нефти на альтернативные, а значит, более дорогие.
«На период этой перестройки цена повысится, но рано или поздно рынок Европы построит новые маршруты, наполнится и ситуация стабилизируется», – отметил он.
Рост цен на нефтепродукты прогнозирует директор энергетических программ «Центра Разумкова» Владимир Омельченко. Он отмечает, что в Италии может быть национализирован завод ISAB, принадлежащий российскому «Лукойлу». Пока окончательно неясно, как будет работать завод того же «Лукойла» в болгарском Бургасе, усиливаются проверки на идентификацию российской нефти в порту Констанца (Румыния) и турецких портах.
«Все эти факторы могут привести к определенному давлению на рынок дизтоплива и увеличению премий трейдеров до 70 долларов США за тонну», – считает Омельченко. Однако уже в течение следующих пяти недель, отметил эксперт, прогнозируется стабилизация ситуации на рынках Центральной Европы и Украины.
Ранее мы писали, что на АЗС Украины с середины ноября каждый день повышаются цены на все виды топлива по несколько копеек. К одной из основных причин удорожания относится повышение спроса через генераторы. При этом на рынке могут возникнуть дефицит не из-за генераторов, а при отсутствии возможности заключения краткосрочных контрактов на европейском рынке. К тому же это может произойти из-за нехватки продукта в результате нефтяного эмбарго.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.