Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны
Родители – опора ребёнка в его выздоровлении и восстановлении
Родители – опора ребёнка в его выздоровлении и восстановлении
В Украине из-за войны около 600 раненых детей. От настроения родителей во многом зависит эффективность лечения и реабилитации.
Об этом сообщает Информатор со ссылкой на представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине.
Помните: вы совершенно не виноваты в том, что произошло. Вы не одиноки — потому что есть специалисты, в частности, психологи медицинских учреждений, организаций, которые помогут вам справиться. Однако тревожное состояние родителей беспокоит детей чаще, чем их собственное. Сфокусируйте внимание ребенка и всей семьи на необходимых изменениях и приспособлении к ним, а не на том, что ребёнок потерял в результате травмы.
Сообщая ребёнку о состоянии его здоровья, руководствуйтесь собственным психоэмоциональным состоянием. Дети чувствуют вашу эмоциональную реакцию и их ранит не так сама ситуация, как ваша обеспокоенность по этому поводу.
Кто должен сказать ребёнку о состоянии здоровья, болезни, травме
- Детям дошкольного возраста о состоянии здоровья должны рассказать родители в присутствии врачей, которые в случае необходимости объяснят ребёнку необходимое.
- Детям младшего школьного возраста родители могут рассказать сами, а врачи при необходимости дополнят их рассказ и объяснят ребёнку, как его будут лечить.
- Подросткам о состоянии здоровья и особенностях травмы в присутствии родителей сообщает врач и отвечает на их вопросы.
Почему ребёнку важно сообщить о состоянии здоровья, болезни, травме
Важно, чтобы ребёнок знал: его любят, поддерживают и окружают люди, которые заботятся о нём, и что его настроение и воля должны способствовать выздоровлению и восстановлению.
Как успокоить ребёнка
Это следует сделать как можно скорее, но дозировано, согласно возрасту ребёнка, чтобы информация его не испугала.
Возраст до 1 года. Если это возможно по состоянию ребёнка, держите его на руках. Телесный контакт очень важен. Разговаривайте с ребёнком ласковым голосом. Принесите из дома знакомые ему вещи, например, игрушки или одеяло.
От 1 до 3 лет. Также утешайте ребёнка в объятиях. Ваше присутствие, любимая игрушка ребёнка или вкусняшка с разрешения врачей также успокоят. Малышам этого возраста уже интересен выбор, поэтому позвольте ребёнку что-то «выбирать», например, цвет пластыря, стул, салфетку (если есть такая возможность). Заранее подготовьте ребёнка к тому, что определённая процедура может быть болезненной. Это вряд ли его успокоит и боли также не убавит, однако может немного унять страх и тревогу.
От 3 до 5 лет. Чтобы помочь ребёнку лучше понять процесс лечения, дайте ему возможность исследовать место и средства, которыми будут лечить. Спросите у медперсонала, к чему можно прикоснуться. Часто для удовольствия ребёнка врачи сами предлагают какую-то медицинскую «игрушку». Если ожидается неприятная и болезненная процедура, отвлекайте ребёнка на немедицинские предметы (освещение, картина на стене, дождь за окном). Вспомните какую-нибудь интересную историю или пофантазируйте.
Чтение детских книг, герои которых заболели или получили травмы, но несмотря ни на что остаются храбрецами и преодолевают препятствия с верными друзьями, тоже успокаивает, поощряет и даже способствует повышению самооценки (я тоже смелый/а, я тоже так могу).
От 6 до 11 лет. Дети школьного возраста понимают, что лекарства и лечение помогают им выздороветь. Они выполняют просьбу врача, но хотят знать, чего ждать. У детей этого возраста часто возникает много вопросов, поэтому будьте готовы ответить на них или искать ответы вместе. Информацию важно предоставлять обобщённо, дозировано, краткими, однозначными и понятными фразами.
Подростковый возраст. Они сконцентрированы на том, что потеря здоровья меняет их жизнь, иногда внешний вид и часто общение со сверстниками. Подростки также могут скрывать свои эмоции, чтобы защитить от переживаний родителей и лишний раз не расстраивать их. Уважайте это. Спрашивайте у ребёнка, что он знает о влиянии травм на его организм и лечении. Постепенно расширяйте известную ему информацию. Обсуждайте состояние здоровья и особенности медицинских процедур. Составляйте вместе план действий и мотивируйте к выполнению запланированного.
Для стабилизации психоэмоционального состояния не сдерживайте эмоции ребёнка и избегайте фраз «Не плачь», «Успокойся», «Ты же мальчик…».
Реакции ребенка и действия родителей
Как помочь своему ребёнку и поддержать его
- Всегда поддерживайте. Напоминайте, что ребёнок всегда может делиться с вами своими мыслями и чувствами, обсуждать любые вопросы и при необходимости говорить с другими членами семьи, учителями, медработниками.
- Разговаривайте спокойно и искренне. Честность формирует доверие. Расскажите ребёнку о состоянии и изменении его здоровья, и он будет доверять вам и врачам. Дети, которым не объясняют, что и почему происходит, более робки, а их мнения и фантазии – о самом худшем. Поощряйте ребёнка к вопросам и уточняйте своими вопросами, понял ли ребёнок то, что вы ему говорили.
- Дозируйте информацию. Помогите ребёнку понять основные факты о состоянии его здоровья и об изменениях, связанных с ним, о лечении и реабилитации. Избегайте деталей и лишних подробностей, впоследствии расскажите больше.
- Подготовьте ребёнка к переменам. Независимо от возраста утрата здоровья оказывает существенное влияние не только на жизнь пострадавшего ребёнка, но и на жизнь родителей и других людей из его окружения. Если ребёнок потерял конечность (руку, ногу) или возможность временно, или всегда передвигаться самостоятельно, важно говорить с ним об изменениях (пользование коляски, протезирование). Ребёнка следует научить гигиеническим процедурам.
- Обсуждайте вместе мысли и чувства. Родители в силу разных обстоятельств могут приуменьшать или игнорировать изменения здоровья ребёнка, пытаясь сосредоточиться на других нуждах. Поддерживайте постоянный контакт с ребёнком. Найдите способы отвлечения от ситуации, например, рисование, ведение дневника, новое хобби.
- Поддерживайте круг общения ребёнка. Это очень важно. Позаботьтесь о том, чтобы он оставался на связи с друзьями (смс, чаты, видео, звонки). Когда ребёнок будет готов принять гостей, друзья смогут его навестить.
- Расскажите ребёнку, как другие люди могут реагировать на изменения в его здоровье. Поговорите откровенно о возможных реакциях. Научите ребенка игнорировать или реагировать. Скажите, что всегда готовы обсудить то, что его беспокоит и посоветовать, как справиться с определенной ситуацией.
- Научите ребёнка воспринимать собственную уникальность. Сосредоточьтесь на его сильных сторонах. Это укрепит внутреннее состояние ребёнка и придаст ему уверенность. Напомните, что физически и эмоционально все люди разные, имеют свои уникальные особенности и способности. Быть другим – нормально. А физические отличия отнюдь не влияют на крепкую дружбу.
- Исследуйте новые виды деятельности. Помогите ребёнку, насколько это возможно, сохранить привычный ему образ жизни. Многие виды деятельности придется изменить, поэтому исследуйте новые. Поощряйте ребёнка к экспериментам. Привлекайте к занятиям, хвалите за усилия, а не за результат. Подчеркивайте, что ребёнок способен сделать. Будьте уверены, что вместе с ребёнком обязательно найдёте интересы, о которых даже не догадывались.
- Составьте вместе режим дня. Вернуться к ранее существующему режиму может быть сложно или невозможно. Создайте новый режим дня, ведь последовательные действия помогут сохранить мотивацию к изменениям и достижениям. Учтите в распорядке дня рекомендуемые врачом физические нагрузки (упражнения) и потребности ребенка в любимых занятиях и общении, если он хочет поддерживать с кем-либо контакт. Также обязательно должно быть выделенное время для гигиенических процедур и отдыха, питания и обучения, для бесед или чтения.
- Подготовьте ребёнка к общению со сверстниками. Они неизбежно спросят о случившемся и почему ребёнок выглядит иначе. Подготовьте вместе ответы на возможные вопросы. Если ребёнок учится в школе или посещает детский сад, поговорите с руководством, педагогами о его состоянии и особых потребностях.
- Будьте поддержкой и опорой. Вы – пример, поэтому ваша реакция на ситуации будет существенно влиять на его готовность действовать и достигать. Чем положительнее ваш настрой, тем меньше тревожности у ребёнка.
- Обращайтесь за помощью к специалистам. Если у ребёнка возникают проблемы, которые продолжаются дольше обычного или усугубляются со временем, обратитесь к психологу медицинского/учебного/детского учреждения.
Напомним, врачи спасли ногу 17-летнему парню-волонтёру из Северодонецка.
Кроме того, в парке Харькова 15-летняя девочка попала под обстрел фосфорными бомбами и получила ранения.
Также Информатор писал, что раненая 15-летняя девочка вывезла из Попасной четверых взрослых.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписать на канал в Viber можно здесь.
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.