UA

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны

Читати українською

Родители – опора ребёнка в его выздоровлении и восстановлении

Читати українською
Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны

Родители – опора ребёнка в его выздоровлении и восстановлении

В Украине из-за войны около 600 раненых детей. От настроения родителей во многом зависит эффективность лечения и реабилитации. 

Об этом сообщает Информатор со ссылкой на представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине. 

Помните: вы совершенно не виноваты в том, что произошло. Вы не одиноки — потому что есть специалисты, в частности, психологи медицинских учреждений, организаций, которые помогут вам справиться. Однако тревожное состояние родителей беспокоит детей чаще, чем их собственное. Сфокусируйте внимание ребенка и всей семьи на необходимых изменениях и приспособлении к ним, а не на том, что ребёнок потерял в результате травмы.

Сообщая ребёнку о состоянии его здоровья, руководствуйтесь собственным психоэмоциональным состоянием. Дети чувствуют вашу эмоциональную реакцию и их ранит не так сама ситуация, как ваша обеспокоенность по этому поводу. 

Кто должен сказать ребёнку о состоянии здоровья, болезни, травме

  • Детям дошкольного возраста о состоянии здоровья должны рассказать родители в присутствии врачей, которые в случае необходимости объяснят ребёнку необходимое.
  • Детям младшего школьного возраста родители могут рассказать сами, а врачи при необходимости дополнят их рассказ и объяснят ребёнку, как его будут лечить.
  • Подросткам о состоянии здоровья и особенностях травмы в присутствии родителей сообщает врач и отвечает на их вопросы.

Почему ребёнку важно сообщить о состоянии здоровья, болезни, травме

Важно, чтобы ребёнок знал: его любят, поддерживают и окружают люди, которые заботятся о нём, и что его настроение и воля должны способствовать выздоровлению и восстановлению.

Как успокоить ребёнка

Это следует сделать как можно скорее, но дозировано, согласно возрасту ребёнка, чтобы информация его не испугала.

Возраст до 1 года. Если это возможно по состоянию ребёнка, держите его на руках. Телесный контакт очень важен. Разговаривайте с ребёнком ласковым голосом. Принесите из дома знакомые ему вещи, например, игрушки или одеяло. 

От 1 до 3 лет. Также утешайте ребёнка в объятиях. Ваше присутствие, любимая игрушка ребёнка или вкусняшка с разрешения врачей также успокоят. Малышам этого возраста уже интересен выбор, поэтому позвольте ребёнку что-то «выбирать», например, цвет пластыря, стул, салфетку (если есть такая возможность). Заранее подготовьте ребёнка к тому, что определённая процедура может быть болезненной. Это вряд ли его успокоит и боли также не убавит, однако может немного унять страх и тревогу. 

От 3 до 5 лет. Чтобы помочь ребёнку лучше понять процесс лечения, дайте ему возможность исследовать место и средства, которыми будут лечить. Спросите у медперсонала, к чему можно прикоснуться. Часто для удовольствия ребёнка врачи сами предлагают какую-то медицинскую «игрушку». Если ожидается неприятная и болезненная процедура, отвлекайте ребёнка на немедицинские предметы (освещение, картина на стене, дождь за окном). Вспомните какую-нибудь интересную историю или пофантазируйте.

Чтение детских книг, герои которых заболели или получили травмы, но несмотря ни на что остаются храбрецами и преодолевают препятствия с верными друзьями, тоже успокаивает, поощряет и даже способствует повышению самооценки (я тоже смелый/а, я тоже так могу).

От 6 до 11 лет. Дети школьного возраста понимают, что лекарства и лечение помогают им выздороветь. Они выполняют просьбу врача, но хотят знать, чего ждать. У детей этого возраста часто возникает много вопросов, поэтому будьте готовы ответить на них или искать ответы вместе. Информацию важно предоставлять обобщённо, дозировано, краткими, однозначными и понятными фразами.

Подростковый возраст. Они сконцентрированы на том, что потеря здоровья меняет их жизнь, иногда внешний вид и часто общение со сверстниками. Подростки также могут скрывать свои эмоции, чтобы защитить от переживаний родителей и лишний раз не расстраивать их. Уважайте это. Спрашивайте у ребёнка, что он знает о влиянии травм на его организм и лечении. Постепенно расширяйте известную ему информацию. Обсуждайте состояние здоровья и особенности медицинских процедур. Составляйте вместе план действий и мотивируйте к выполнению запланированного. 

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны 1

Для стабилизации психоэмоционального состояния не сдерживайте эмоции ребёнка и избегайте фраз «Не плачь», «Успокойся», «Ты же мальчик…».

Реакции ребенка и действия родителей

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны 2

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны 3

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны 4

Как поддержать ребёнка, который получил ранение или травму из-за войны 5

Как помочь своему ребёнку и поддержать его

  1. Всегда поддерживайте. Напоминайте, что ребёнок всегда может делиться с вами своими мыслями и чувствами, обсуждать любые вопросы и при необходимости говорить с другими членами семьи, учителями, медработниками.
  2. Разговаривайте спокойно и искренне. Честность формирует доверие. Расскажите ребёнку о состоянии и изменении его здоровья, и он будет доверять вам и врачам. Дети, которым не объясняют, что и почему происходит, более робки, а их мнения и фантазии – о самом худшем. Поощряйте ребёнка к вопросам и уточняйте своими вопросами, понял ли ребёнок то, что вы ему говорили.
  3. Дозируйте информацию. Помогите ребёнку понять основные факты о состоянии его здоровья и об изменениях, связанных с ним, о лечении и реабилитации. Избегайте деталей и лишних подробностей, впоследствии расскажите больше.
  4. Подготовьте ребёнка к переменам. Независимо от возраста утрата здоровья оказывает существенное влияние не только на жизнь пострадавшего ребёнка, но и на жизнь родителей и других людей из его окружения. Если ребёнок потерял конечность (руку, ногу) или возможность временно, или всегда передвигаться самостоятельно, важно говорить с ним об изменениях (пользование коляски, протезирование). Ребёнка следует научить гигиеническим процедурам.
  5. Обсуждайте вместе мысли и чувства. Родители в силу разных обстоятельств могут приуменьшать или игнорировать изменения здоровья ребёнка, пытаясь сосредоточиться на других нуждах. Поддерживайте постоянный контакт с ребёнком. Найдите способы отвлечения от ситуации, например, рисование, ведение дневника, новое хобби. 
  6. Поддерживайте круг общения ребёнка. Это очень важно. Позаботьтесь о том, чтобы он оставался на связи с друзьями (смс, чаты, видео, звонки). Когда ребёнок будет готов принять гостей, друзья смогут его навестить.
  7. Расскажите ребёнку, как другие люди могут реагировать на изменения в его здоровье. Поговорите откровенно о возможных реакциях. Научите ребенка игнорировать или реагировать. Скажите, что всегда готовы обсудить то, что его беспокоит и посоветовать, как справиться с определенной ситуацией.
  8. Научите ребёнка воспринимать собственную уникальность. Сосредоточьтесь на его сильных сторонах. Это укрепит внутреннее состояние ребёнка и придаст ему уверенность. Напомните, что физически и эмоционально все люди разные, имеют свои уникальные особенности и способности. Быть другим – нормально. А физические отличия отнюдь не влияют на крепкую дружбу.
  9. Исследуйте новые виды деятельности. Помогите ребёнку, насколько это возможно, сохранить привычный ему образ жизни. Многие виды деятельности придется изменить, поэтому исследуйте новые. Поощряйте ребёнка к экспериментам. Привлекайте к занятиям, хвалите за усилия, а не за результат. Подчеркивайте, что ребёнок способен сделать. Будьте уверены, что вместе с ребёнком обязательно найдёте интересы, о которых даже не догадывались.
  10. Составьте вместе режим дня. Вернуться к ранее существующему режиму может быть сложно или невозможно. Создайте новый режим дня, ведь последовательные действия помогут сохранить мотивацию к изменениям и достижениям. Учтите в распорядке дня рекомендуемые врачом физические нагрузки (упражнения) и потребности ребенка в любимых занятиях и общении, если он хочет поддерживать с кем-либо контакт. Также обязательно должно быть выделенное время для гигиенических процедур и отдыха, питания и обучения, для бесед или чтения.
  11. Подготовьте ребёнка к общению со сверстниками. Они неизбежно спросят о случившемся и почему ребёнок выглядит иначе. Подготовьте вместе ответы на возможные вопросы. Если ребёнок учится в школе или посещает детский сад, поговорите с руководством, педагогами о его состоянии и особых потребностях.
  12. Будьте поддержкой и опорой. Вы – пример, поэтому ваша реакция на ситуации будет существенно влиять на его готовность действовать и достигать. Чем положительнее ваш настрой, тем меньше тревожности у ребёнка.
  13. Обращайтесь за помощью к специалистам. Если у ребёнка возникают проблемы, которые продолжаются дольше обычного или усугубляются со временем, обратитесь к психологу медицинского/учебного/детского учреждения. 

Напомним, врачи спасли ногу 17-летнему парню-волонтёру из Северодонецка.

Кроме того, в парке Харькова 15-летняя девочка попала под обстрел фосфорными бомбами и получила ранения. 

Также Информатор писал, что раненая 15-летняя девочка вывезла из Попасной четверых взрослых. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписать на канал в Viber можно здесь

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.