В государственном железнодорожном перевозчике жалуются на нехватку профессионалов
В «Укрзалізниці» сейчас сталкиваются с серьёзной нехваткой кадров. Профессионалов очень не хватает: в некоторых направлениях их дефицит составляет 30-50 % от нормативного количества. В компании считают, что причина – сильная финансовая напряжённость.
По сути, речь идёт о банальной нехватке средств. Кроме этого, УЗ предлагает не совсем рыночные зарплаты, передаёт «Укринформ» со ссылкой на председателя правления перевозчика Евгения Лященко.
14 октября проходит Киевский международный экономический форум. На нём выступали представители в том числе государственных компаний – в частности, «Укрзалізниці».
Лященко рассказал о тех проблемах и вызовах, с которыми сталкивается сейчас УЗ. Это, в частности, серьёзный кадровый голод.
Согласно нормативному количеству специалистов по тем или иным направлениям, в «Укрзалізниці» существует недобор на 30, а иногда даже на 50 %. Персонала сильно не хватает, однако набирать новых перевозчик пока не может.
«И это создаёт странную ситуацию. С одной стороны, нам нужно сокращать персонал для уменьшения финансового напряжения, потому что 50 % наших общих затрат – это затраты на персонал, а это очень много. А с другой – нам нужно по меньшей мере 85 тысяч человек остродефицитных профессий удержать любой ценой», – делится Лященко.
По словам главы правления перевозчика, в той или иной форме на украинской железной дороге сейчас работают около 190 тысяч человек. Ещё более 5 тысяч – сотрудники дочерних аффилированных компаний. «Укрзалізниця» остаётся одним из самых крупных работодателей в Украине.
При этом штатная численность персонала по нормативам должна составлять 220 тысяч человек. То есть УЗ пока не хватает около 30 тысяч специалистов.
Среди основных причин этого – нехватка денег. Поэтому «Укрзалізниця» платит не так много, как того хотелось бы. Зарплата в УЗ ниже рыночной и средней по стране.
«Несмотря на имеющееся финансовое напряжение, у нас не очень рыночная заработная плата. Только в «Укрзалізниці» она сейчас где-то 14,5 тысяч гривен, когда средняя по Украине — 18 тысяч гривен. Наиболее недоплачиваемыми остаются те же остродефицитные специалисты: слесари, энергетики, электричества», – объяснил председатель правления компании.
При том, что УЗ хронически не хватает денег на зарплаты специалистам, она должна вкладываться и в другие вещи. В частности, железная дорога намерена закупить 144 новых пассажирских вагона. Расходы на это будут составлять около 7 миллиардов (!) гривен, что усложняет ситуацию.
Вторжение российского агрессора в целом очень сильно отразилось на украинском рынке труда. Пока он уже более или менее оправился от шока первых месяцев, однако острая нехватка кадров и с другой стороны конкуренция за места остаются хроническими проблемами данного сегмента.
За первый квартал 2023 года количество предлагаемых вакансий искателям, выросло на 9 %. По сравнению с довоенным 2022 годом (имеется в виду январь и февраль 2022-го до вторжения россии) рынок труда возобновился на 75 %. А официальный уровень безработицы в текущем году упал на 18 % по данным Госстата.
Однако обнадёживающего здесь немного, ведь речь идёт именно об официальных безработных – то есть тех, кто стоит на учёте в службе занятости. Реальный уровень безработицы в Украине, по данным НБУ и Минэкономики, составляет более 30 %. Без работы сидят как минимум 2 миллиона человек. Это очень большая цифра.
Впрочем, есть и положительные моменты. По данным портала Work.ua, на подконтрольной Украине территории вакансий постепенно становится больше. Возрастают также и заработные платы: в среднем за год они стали больше на 1200-1500 гривен. Однако это, к сожалению, нивелируется ростом цен и инфляцией гривны.
В целом же рынок труда, несмотря на достаточно оперативное и динамичное восстановление, всё ещё сильно «провисает» из-за российской агрессии. Компании хронически страдают дефицитом квалифицированных кадров. Чтобы выровнять ситуацию, необходимо завершение войны и возвращение домой хотя бы половины наших беженцев. Но эта перспектива, к сожалению, не выглядит очень близкой. Поэтому работодателям и государству приходится работать с тем, что есть, и стараться улучшать именно то положение вещей, который мы имеем сейчас.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.