UA
Главная
Бизнес
Экономика
06:14, 25 Января
Информатор UA

Интро

  Война спровоцировала массовые кредитные неплатежи. В скором времени это станет ключевой проблемой для украинской банковской системы. Уже сейчас ясно, что доля невозвратов будет увеличиваться как из-за боевых действий в разных регионах Украины и террористических атак россии, так и из-за связанных с этим отключений электричества по стране. Выдержит ли банковская система массовое невозвращение кредитов?   Что такое просроченный кредит   Просроченным Нацбанк называет кредит, не выплачиваемый более 90 дней, или который не может обслуживаться без взыскания залога. Это означает, что банк может признать кредит просроченным, даже не дожидаясь трёх месяцев. К примеру, если у заёмщика в результате войны уничтожены все производственные средства. Очевидно, он не сможет обслуживать такой кредит.   В 2022 году впервые со времен национализации «Приватбанка» доля просроченных кредитов (non-performing loans или NPL) в банках возобновила стремительный рост: 1 декабря почти 37 % всех выданных ссуд не обслуживались.   Многим банкам приходится разделять проблемные портфели на три категории заёмщиков:   Люди и бизнес, погибшие во время войны, не могут ничего платить по кредитам по объективным причинам. Боевыми действиями и бомбардировками уничтожена (повреждена) часть бизнеса, У компании есть шансы на восстановление, а физлица лишь временно неплатежеспособны и могут впоследствии рассчитаться — получили отсрочки, но пытаются понемногу платить по кредитам. Платежеспособные заемщики пользуются ситуацией и требуют от банков наибольших уступок. Точных цифр по каждой группе нет, но есть общая оценка проблем (NPL).   Сколько просроченных кредитов накопили банки В 2022 году объёмы проблемных ссуд больше всего росли в госбанках: в «Ощадбанке» – на 26,46 млрд грн, в «Укргазбанке» – на 15,53 млрд грн. Сейчас самая большая доля NPL сосредоточена в «Приватбанке» – на 188,1 млрд грн, что составляет 43,8 % просроченных кредитов во всех банках. Наиболее относительный рост NPL по сравнению с объемом проблемных кредитов до 24 февраля – у банков с иностранным капиталом. В некоторых учреждениях он превысил 540 %. По оценкам НБУ, к концу войны объёмы просроченных кредитов могут достичь 60 %. Следовательно, банки потеряют львиную долю своих доходов, что может привести к новой волне банкротств. Но регулятор уточняет, что точнее оценить последствия российского вторжения можно только после стабилизации макроэкономических условий. «Тогда НБУ планирует провести оценку качества активов, чтобы достоверно оценить уровень потерь», – предупредил Нацбанк. Уже сейчас ясно, что доля невозвратов будет увеличиваться, как из-за боевых действий в разных регионах Украины и террористических атак рф ракетами и дронами, так и из-за связанных с этим отключений электричества по стране.   Как просроченные кредиты влияют на банки   Доля NPL – важный показатель, влияющий на платежеспособность всей системы. Именно поэтому Нацбанк намерен проанализировать качество активов банков еще до окончания войны. Подготовка к проведению такого анализа – одно из требований МВФ в рамках мониторинговой программы сотрудничества. Знать реальные объемы плохих займов стоит и клиентам учреждений, ведь это позволяет оценить устойчивость банков и вероятность признания их неплатежеспособными. От просроченных кредитов банк не получает доходов. Если из-за значительных объемов NPL расходы банка превышают его доходы, то он будет постепенно терять ликвидность и не сможет проводить даже кассовые операции клиентов. Кроме того, признавая кредит просроченным, банк формирует под него резервы. Это уменьшает его капитал, играющий роль своеобразной подушки безопасности. В мирное время НБУ устанавливал жёсткие требования к размерам «подушки». За их нарушение регулятор требовал от акционеров вносить в банк «живые» деньги. Если владельцы отказывались от докапитализации, выводил банк с рынка. Во время войны НБУ не наказывает за нарушение требований к капиталу, так что нового «банкопада» не будет.   Будет ли государство спасать банки   Финансисты пока не придумали, как самостоятельно бороться с ростом проблемных кредитов. Поэтому эксперты заговорили о вариантах государственной помощи. Наиболее активно обсуждается два инструмента: привлечение банками государственного капитала в качестве субординированного долга; создание так называемого BadBank (плохого банка) для абсорбирования проблемных кредитов. Что касается второго варианта, то BadBank – это специальная структура, где банки могли бы получать живые средства в обмен на проблемные кредиты с залогами, полностью разрушенными войной. В свою очередь комментируя идею BadBank, в Национальном банке отметили ее высокую стоимость. «Реализация плана создания BadBank требует аккумулирования значительных финансовых ресурсов и привлечения экспертов», – подчеркивают в Нацбанке. В Фонде гарантирования вкладов физлиц также добавили, что для создания новой структуры под проблемные активы необходимо внедрять изменения в действующее законодательство. Хотя в Фонде вариант плохого банка не вызывает сопротивления. «Создание BadBank позволит избежать перегрузки балансов банков неработающими кредитами. Вопрос оценки активов, по которой BadBank получает кредиты от банков, и формат расчетов (деньги или облигации) дискуссионный, с точки зрения баланса активов банков и достаточности ресурсов новой структуры для урегулирования долгов», — пояснил позицию своей структуры заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрей Оленчик. Специалисты пока даже приблизительно не берутся прогнозировать, какой объём средств может понадобиться для создания «плохого банка». Трудно прогнозировать и источники финансирования. В настоящее время НБУ готов работать с одним механизмом поддержки — это национализация, под которую был принят специальный Закон (№ 8069). Власти готовы поддерживать только крупнейших и влиятельных, остальные останутся за бортом, если не справятся самостоятельно или при поддержке своих акционеров.   Как будет развиваться ситуация дальше   Дальнейшее развитие событий финансисты видят следующим: Во время войны банки не будут наказываться за нарушение нормативов, лимитов и даже несвоевременную подачу отчетности, если это произойдет по военным причинам. После стабилизации макроэкономики, которая, скорее всего, произойдет уже после нашей победы, Нацбанк проведет всеобщую переоценку влияния войны и ее экономических последствий на банковскую систему. НБУ запустит проверки по всем банкам и переоценит каждый кредитный портфель, после чего их качество может ухудшиться, как это было уже во время банкопада 8 лет назад. От банков потребуют увеличить резервы и капиталы. Банки обяжут разработать планы капитализации, а акционеров взять на себя соответствующие обязательства. Если владельцы банков не смогут спасти свои структуры, их начнут закрывать. Или собственники самостоятельно, или Нацбанк принудительно. Ожидается, что это будут небольшие банки. Параллельно с закрытием небольших банков может происходить национализация отдельных системных банков, но наверняка это будут единичные случаи. В то время как остальным финучреждениям придется самостоятельно решать свои проблемы. В то же время НБУ уверяет, что даст банкам достаточно времени для восстановления капиталов. Сколько именно – не уточняет. Однако чиновники понимают, что не все банки смогут увеличить капиталы за счет собственной прибыли. Даже госбанки, ранее неоднократно финансировавшие правительство, снова придут просить деньги. Ранее мы писали, что на сайте отзывов о работе банков клиент monobank пожаловался, что банк не сообщая, назначил ему кредитный лимит. Представитель банка рассказал, по каким условиям происходит кредитование по карточкам.     Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.  

К концу войны объёмы просроченных кредитов в банках Украины могут достичь 60 % – как это повлияет на банковскую систему

Читати українською

Что такое просроченный кредит, почему их количество выросло и как государство будет спасать банки в условиях войны

Читати українською
К концу войны объёмы просроченных кредитов в банках Украины могут достичь 60 % – как это повлияет на банковскую систему
Выдержит ли банковская система массовое невозвращение кредитов

Что такое просроченный кредит, почему их количество выросло и как государство будет спасать банки в условиях войны

 

Война спровоцировала массовые кредитные неплатежи. В скором времени это станет ключевой проблемой для украинской банковской системы. Уже сейчас ясно, что доля невозвратов будет увеличиваться как из-за боевых действий в разных регионах Украины и террористических атак россии, так и из-за связанных с этим отключений электричества по стране.

Выдержит ли банковская система массовое невозвращение кредитов?

 

Что такое просроченный кредит

 

Просроченным Нацбанк называет кредит, не выплачиваемый более 90 дней, или который не может обслуживаться без взыскания залога.

Это означает, что банк может признать кредит просроченным, даже не дожидаясь трёх месяцев. К примеру, если у заёмщика в результате войны уничтожены все производственные средства. Очевидно, он не сможет обслуживать такой кредит.

 

В 2022 году впервые со времен национализации «Приватбанка» доля просроченных кредитов (non-performing loans или NPL) в банках возобновила стремительный рост: 1 декабря почти 37 % всех выданных ссуд не обслуживались.

 

Многим банкам приходится разделять проблемные портфели на три категории заёмщиков:

 

  • Люди и бизнес, погибшие во время войны, не могут ничего платить по кредитам по объективным причинам.
  • Боевыми действиями и бомбардировками уничтожена (повреждена) часть бизнеса, У компании есть шансы на восстановление, а физлица лишь временно неплатежеспособны и могут впоследствии рассчитаться — получили отсрочки, но пытаются понемногу платить по кредитам.
  • Платежеспособные заемщики пользуются ситуацией и требуют от банков наибольших уступок.

Точных цифр по каждой группе нет, но есть общая оценка проблем (NPL).

 

Сколько просроченных кредитов накопили банки

В 2022 году объёмы проблемных ссуд больше всего росли в госбанках: в «Ощадбанке» – на 26,46 млрд грн, в «Укргазбанке» – на 15,53 млрд грн. Сейчас самая большая доля NPL сосредоточена в «Приватбанке» – на 188,1 млрд грн, что составляет 43,8 % просроченных кредитов во всех банках.

Наиболее относительный рост NPL по сравнению с объемом проблемных кредитов до 24 февраля – у банков с иностранным капиталом. В некоторых учреждениях он превысил 540 %.

По оценкам НБУ, к концу войны объёмы просроченных кредитов могут достичь 60 %. Следовательно, банки потеряют львиную долю своих доходов, что может привести к новой волне банкротств.

Но регулятор уточняет, что точнее оценить последствия российского вторжения можно только после стабилизации макроэкономических условий.

«Тогда НБУ планирует провести оценку качества активов, чтобы достоверно оценить уровень потерь», – предупредил Нацбанк.

Уже сейчас ясно, что доля невозвратов будет увеличиваться, как из-за боевых действий в разных регионах Украины и террористических атак рф ракетами и дронами, так и из-за связанных с этим отключений электричества по стране.

 

Как просроченные кредиты влияют на банки

 

Доля NPL – важный показатель, влияющий на платежеспособность всей системы. Именно поэтому Нацбанк намерен проанализировать качество активов банков еще до окончания войны. Подготовка к проведению такого анализа – одно из требований МВФ в рамках мониторинговой программы сотрудничества.

Знать реальные объемы плохих займов стоит и клиентам учреждений, ведь это позволяет оценить устойчивость банков и вероятность признания их неплатежеспособными.

От просроченных кредитов банк не получает доходов. Если из-за значительных объемов NPL расходы банка превышают его доходы, то он будет постепенно терять ликвидность и не сможет проводить даже кассовые операции клиентов.

Кроме того, признавая кредит просроченным, банк формирует под него резервы. Это уменьшает его капитал, играющий роль своеобразной подушки безопасности.

В мирное время НБУ устанавливал жёсткие требования к размерам «подушки». За их нарушение регулятор требовал от акционеров вносить в банк «живые» деньги. Если владельцы отказывались от докапитализации, выводил банк с рынка.

Во время войны НБУ не наказывает за нарушение требований к капиталу, так что нового «банкопада» не будет.

 

Будет ли государство спасать банки

 

Финансисты пока не придумали, как самостоятельно бороться с ростом проблемных кредитов. Поэтому эксперты заговорили о вариантах государственной помощи. Наиболее активно обсуждается два инструмента:

  • привлечение банками государственного капитала в качестве субординированного долга;
  • создание так называемого BadBank (плохого банка) для абсорбирования проблемных кредитов.

Что касается второго варианта, то BadBank – это специальная структура, где банки могли бы получать живые средства в обмен на проблемные кредиты с залогами, полностью разрушенными войной. В свою очередь комментируя идею BadBank, в Национальном банке отметили ее высокую стоимость.

«Реализация плана создания BadBank требует аккумулирования значительных финансовых ресурсов и привлечения экспертов», – подчеркивают в Нацбанке.

В Фонде гарантирования вкладов физлиц также добавили, что для создания новой структуры под проблемные активы необходимо внедрять изменения в действующее законодательство. Хотя в Фонде вариант плохого банка не вызывает сопротивления.

«Создание BadBank позволит избежать перегрузки балансов банков неработающими кредитами. Вопрос оценки активов, по которой BadBank получает кредиты от банков, и формат расчетов (деньги или облигации) дискуссионный, с точки зрения баланса активов банков и достаточности ресурсов новой структуры для урегулирования долгов», — пояснил позицию своей структуры заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Андрей Оленчик.

Специалисты пока даже приблизительно не берутся прогнозировать, какой объём средств может понадобиться для создания «плохого банка». Трудно прогнозировать и источники финансирования.

В настоящее время НБУ готов работать с одним механизмом поддержки — это национализация, под которую был принят специальный Закон (№ 8069).

Власти готовы поддерживать только крупнейших и влиятельных, остальные останутся за бортом, если не справятся самостоятельно или при поддержке своих акционеров.

 

Как будет развиваться ситуация дальше

 

Дальнейшее развитие событий финансисты видят следующим:

  1. Во время войны банки не будут наказываться за нарушение нормативов, лимитов и даже несвоевременную подачу отчетности, если это произойдет по военным причинам.
  2. После стабилизации макроэкономики, которая, скорее всего, произойдет уже после нашей победы, Нацбанк проведет всеобщую переоценку влияния войны и ее экономических последствий на банковскую систему.
  3. НБУ запустит проверки по всем банкам и переоценит каждый кредитный портфель, после чего их качество может ухудшиться, как это было уже во время банкопада 8 лет назад. От банков потребуют увеличить резервы и капиталы.
  4. Банки обяжут разработать планы капитализации, а акционеров взять на себя соответствующие обязательства.
  5. Если владельцы банков не смогут спасти свои структуры, их начнут закрывать. Или собственники самостоятельно, или Нацбанк принудительно. Ожидается, что это будут небольшие банки.

Параллельно с закрытием небольших банков может происходить национализация отдельных системных банков, но наверняка это будут единичные случаи. В то время как остальным финучреждениям придется самостоятельно решать свои проблемы.

В то же время НБУ уверяет, что даст банкам достаточно времени для восстановления капиталов. Сколько именно – не уточняет. Однако чиновники понимают, что не все банки смогут увеличить капиталы за счет собственной прибыли. Даже госбанки, ранее неоднократно финансировавшие правительство, снова придут просить деньги.

Ранее мы писали, что на сайте отзывов о работе банков клиент monobank пожаловался, что банк не сообщая, назначил ему кредитный лимит. Представитель банка рассказал, по каким условиям происходит кредитование по карточкам.

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.