UA

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов?

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов?

Читати українською

Дефицита товаров не будет

Читати українською
Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов?

Дефицита товаров не будет

Начало российской агрессии сильно изменило жизнь украинцев. С 24 февраля многие граждане эвакуировались в западные регионы Украины или за рубеж, многие надели военную форму. Закрыты украинские порты, через которые в страну приходило много разнообразных товаров. Физически уничтожены многие производства и склады. Тем не менее в украинских городах работают магазины и, хотя их ассортимент изменился, в них можно купить всё необходимое. 

О том, как удается поддерживать нормальную жизнь в ненормальных условиях войны и какие возможности этот кризис открывает перед украинским бизнесом, Информатор попросил рассказать директора по закупкам непродовольственной группы товаров сети супермаркетов VARUS Олесю Гайду.

Трудности объединяют

С началом боевых действий были нарушены логистические цепочки поставок, в связи с дефицитом либо отсутствием транспорта, топлива. Также поставщики столкнулись с проблемой производства и упаковки товаров, нехватки рабочих рук (сотрудники пошли служить в ВСУ и ТРО или эвакуировались), недостатка сырья.

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов? 1

«С началом войны наша команда работала в режиме 24/7. Мы максимально быстро адаптировались под новые реалии. Корректировали установленные в мирное время правила работы с контрагентами, чтобы помочь друг другу, искали компромиссы. Ведь у нас была основная цель — сделать все возможное для максимального обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости. – говорит Олеся Гайда. – У некоторых поставщиков, которые не могли привезти товар на наш склад, мы забирали продукцию транспортом VARUS. Другие, не имея возможности отгружать на распределительный склад в виду регионального размещения либо других сложностей, развозили товар локально на конкретные магазины. Многие компании объединяли логистические усилия, используя одну машину на несколько предприятий для доставки товара. Все сплотились. Бывшие конкуренты в сфере ритейла также превратились в партнёров. Сети делились друг с другом информацией, о поставщиках и производителях, особенно региональных, чтобы заменить выпавших из производственных цепочек. Раньше такое сотрудничество невозможно было представить!»

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов? 2

Ритейлеры помогали партнерам, разыскивая по всем базам и сайтам трудоустройства водителей для своих поставщиков. Например, помогали производителям продукции и тары, упаковки либо типографии найти друг друга и начать работать.

«У многих наших партнёров были производства в Киеве, Харькове, Херсоне, Чернигове, Одессе. Многие из них вынуждено остановили свою работу в связи с полной либо частичной потерей складских помещений и производства, сотрудники эвакуировались. Мы экстренно искали им замену, привлекали локальных поставщиков, чтобы обеспечить наших покупателей всем необходимым», – говорит Олеся Гайда.

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов? 3

При этом даже в самые страшные дни обороны Киева все столичные магазины VARUS работали. Многие сотрудники супермаркетов не уходили домой, а жили во время рабочих смен в магазинах вместе со своими семьями, с детьми. Компания обустроила жилые места в убежищах супермаркетов, обеспечила людей питанием. Операционный департамент гибко менял график работы магазинов в соответствии с комендантским временем.

«Это была героическая работа. Героями были и наши сотрудники, работающие под обстрелами, и поставщики, которые продолжали работу, и водители, которые в этих условиях продолжали возить товар. Героями были и менеджеры коммерческого департамента, которые при возникшем дефиците сырья и товаров искали, чем заменить прежние продукты», – говорит Олеся Гайда.

Военный аскетизм

Сегодня ассортимент украинских торговых сетей сильно изменился. И связано это не только с объективными трудностями, но и с изменившимся покупательским спросом. Ранее люди имели стабильный доход, хотели порадовать себя более дорогими и разнообразными товарами.

Изменится ли потребительский рынок Украины в ближайшее время — какие товары появятся на полках супермаркетов? 4

С началом войны, как и в 2020 году, во время локдауна, естественно покупательский спрос перераспределился на социальные группы товаров: крупы, мука, сахар, хлеб, рыбные и мясные консервы. Если говорить о товарах бытовой химии, то к примеру ранее были предпочтения в качественной  дорогой целлюлозе, сейчас же это более дешевый сегмент либо макулатурная бумага. Аналогично и в средствах для стирки — приоритет на сегодня это сухой порошок, доля средств в капсулах существенно уменьшилась.

На сегодня в Днепре стали возвращаться к довоенным потребительским привычкам. Спрос на более дорогие продукты растет и ритейл старается поддерживать максимально широкий ассортимент. Но это нелегко. Это связано, в том числе с санкциями, наложенными на россию и Беларусь. Например, многие топовые производители имели заводы и в Украине, и в россии, и в Беларуси, и в Польше. Каждый из них производил определённые наименования продукции для целого региона. После того как на заводах в россии и Беларуси было приостановлено производство, нужно заново выстраивать все процессы. В результате мы видим сильное сужение ассортимента. Перед производителем и торговлей стоит задача обеспечить основные потребности пусть и в ущерб разнообразию. Это значит, что в продаже будет не 14 вариантов моющего средства от популярного бренда, а 4. При этом и производители и сеть делают всё возможное, чтобы закрыть все потребности клиентов. 

«Мы продолжаем держать максимально широкий ассортиментный ряд. Это большой труд моих коллег по коммуникации с поставщиками. Но вопрос в физическом наличии товара. На данный момент у VARUS есть складские запасы в достаточном количестве. Возможно, через 3-4 месяца мы столкнемся с сужением ассортимента в непищевых товарах. Это не значит, что необходимые товары исчезнут с полок. Дефицита не будет. Будет оптимизация ассортимента от ТОПовых производителей. Клиентам придется искать замену привычным торговым маркам. Мы заняты тем, чтобы подобрать аналоги продуктов, которые сейчас невозможно завезти и предоставим потребителям выбор менее известной, но такой же качественной, как и именитые бренды, продукции от украинских производителей. Например, в Днепре производятся очень качественные моющие средства, но потребитель с ними не так знаком, как с привычными лидерами рынка».

Новые возможности

Олеся Гайда считает, что после окончания активных боевых действий на возвращение прежнего ассортимента потребуется не менее года. Процесс восстановления будет сложным, но производители и VARUS сделает всё возможное, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов в этот период.

Производителям, для того чтобы вернуть широкий ассортимент, нужно будет провести огромную работу по созданию производственных и логистических линий, перевалочных пунктов и складов. Всё это требует времени.

Одновременно открываются возможности для украинского бизнеса. В каждом сегменте рынка есть мировые лидеры, есть региональные и местные производители. Если крупные компании частично оставляют свою нишу, их место занимают локальные конкуренты. Победит тот, кто быстрее успеет привлечь инвестиции, развернуть производство, организовать логистику.

«Уже сейчас мы видим, как малоизвестные торговые марки занимают все большую долю в продажах. Украинские торговые марки, которые не занимают высокие места в  рейтингах, становятся все популярнее практически во всех группах товаров. Этого удается достичь благодаря высокому качеству. Украинское производство сертифицировано, потому что в свое время старалось выходить на рынок ЕС. При этом украинская продукция на 40-150 % дешевле продуктов мировых лидеров», – говорит Олеся Гайда.

Справка: на 24 февраля 2022 года в сеть VARUS входило 116 магазинов в Днепропетровской, Запорожской, Донецкой областях, в Киеве и Киевской области. Супермаркет в Энергодаре попал под оккупацию и пока потерян для сети. Восемь магазинов из Донецкого региона временно закрыты после объявления военной администрацией эвакуации. Товар, оборудование и весь персонал вывезли в другие украинские города, чтобы обеспечить безопасность людей. Временно закрыли 4 магазина, которые работали в малом формате To Go. В них можно было совершить быстрые покупки, выпить кофе и перекусить. Но в условиях военного времени эти услуги стали временно неактуальными. 

В Киеве области пострадал большой склад замороженной продукции, когда в результате обстрелов на Окружной горели склады многих компаний. 

С первого дня российской агрессии VARUS развернул волонтерский штаб. Компания перечислила 2,5 миллиона гривен фонду «Повернись живим» и передала продуктов и средств гигиены на помощь ВСУ, ТРО, переселенцам, киевлянам, которые прятались от обстрелов в киевском метро, жителям освобожденных, но разрушенных населенных пунктов на более чем 10 миллионов гривен.

Ранее Информатор писал о том, как в условиях войны выживают кинотеатры и малый бизнес Украины.

Ольга Палий

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.