UA

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт

Читати українською

Из Украины в Польшу, из Польши в Германию

К вопросу беженства за границу украинцы относятся по-разному. Кто-то категорически против этого и считает беженцев в другие страны предателями Родины. Кто-то переживает за своё будущее, а также своих родных и близких, и хочет дождаться победы Украины. В любом случае это личный выбор и каждый имеет право решать самостоятельно, где ему лучше находиться. И решение остаться или уехать осуждению не подлежит.

По данным ООН, с начала полномасштабного вторжения войск рф на территорию Украины, нашу страну покинуло более 6,5 млн украинцев. И если вы приняли решение выехать в страны ЕС или вам просто интересно, как принимают наших за рубежом, читайте дальше.

Я покинула страну очень неожиданно, поскольку планировала оставаться в Украине до момента нашей победы. Но всё же это произошло. Нас пригласили в Германию давние знакомые и мы отправились в путь.

Мы уезжали из Днепра на эвакуационном поезде маршрутом Днепр — Хелм. Вначале этот поезд был бесплатным, но позже стало возможным приобрести билеты с закреплённым за вами отдельным местом. Скажу сразу — купить билет на этот поезд было практически невозможно, поскольку раскупили их почти сразу после момента объявления продажи. Поэтому если хотите добраться на поезде, начинайте узнавать о билетах на необходимую дату как можно раньше.

Поезд из Днепра отправился в 10:30. Дорога проходила спокойно, можно было заказать чай или кофе, как в мирное время, и наблюдать за пробегающими мимо видами из окна. В общем, «Укрзалізниця» сделала всё возможное, чтобы путь ощущался «в безопасности».

Мы должны были прибывать в Хелм в 5:17. Но в Ковеле поезд неожиданно остановился, причина так и осталась неизвестной. Предположительно, была какая-то поломка. На станции мы простояли около 5 часов. К счастью, поломку устранили, и мы поехали дальше. Спустя час-два поезд прибыл на границу. В вагон зашла пограничница, собрала паспорта пассажиров и через 2 часа их раздала обратно. Далее оставалось только доехать до Хелма. С учётом всех задержек мы прибыли в Хелм в 17:30.

Мне особенно запомнилось, как когда мы ехали по польской железной дороге, прохожие при виде нашего поезда махали руками и приветствовали улыбками. По приезде нас на вокзале встретили волонтёры и провели в пункт для беженцев. Там сразу же поставили штамп в паспорт о прибытии в Польшу. Но особенно поляков привлекла моя собачка Милка, которая проделала большой путь вместе с нами. Ветеринар на месте проверил её паспорт и... чипировал её. Также ей сделали прививку от бешенства, несмотря на то, что все необходимые прививки у неё есть. Вначале я сильно испугалась за собаку, поскольку всё это происходило очень быстро, нас о том, против мы чипа или нет, не спрашивали. Чтобы я не так сильно переживала, врач дал мне шоколадку. Для собак и кошек в пункте стояла специальная стойка с поводками, игрушками и кормом. Все желающие могли взять что-то для своего питомца.

Из Хелма нам нужно было добраться до Варшавы на поезде «Интерсити». Нас до него проводили из пункта для беженцев. Что интересно, без еды уйти из этого пункта было буквально невозможно. Волонтёры с улыбкой пытались дать украинцам еду с собой, а рядом с пунктом маленькое кафе-фургон предлагало пиццу бесплатно. Притом не просто пиццу, которую испекли заранее. Её готовили в печи под заказ. Я не удержалась и попробовала, пиццу действительно сделали из хороших ингредиентов и она была очень свежая. Ещё в Хелме поразила приветливость и желание помочь.

Мы сели в поезд, который, кстати, был бесплатный. Довольно быстро мы доехали до Варшавы и сразу же из поезда нас встретили волонтёры. Они провели нас в специальный пункт для беженцев. Там можно было взять бесплатно билеты в любую страну ЕС, получить SIM-карту. Чуть дальше находилось место, где можно перекусить. Особенно запомнилось, как в этом пункте поляки говорили на украинском. Было очень приятно слышать родную речь. К ним можно было подойти, чтобы они помогли оформить билет, найти ночлег, найти дорогу к «столовой» и многое другое. Нам помогла очень милая девушка-украинка, которая приехала в Польшу помогать беженцам. Она сопроводила к кассе, помогла выбрать билет. Мы взяли билеты до Берлина на следующий день.

Так как нам нужно было где-то переночевать, волонтёрка предложила нам остановиться в специально оборудованном месте для ночлега, откуда бы нас утром отвезли обратно на вокзал. Но после нескольких дней дороги без душа и сна мы хотели спокойно выспаться и нормально помыться. Поэтому решили бронировать номер в отеле неподалеку от вокзала. Волонтёрка помогла нам всё забронировать и рассказала, как добраться до отеля. Он был в паре сотен метров от вокзала.

Мы в спокойствии переночевали и утром побежали на вокзал. Сели на поезд Варшава — Берлин, дорога заняла 5 часов. В поезде мы познакомились с семьёй, которая тоже ехала из Днепра. У них тоже была собака, правда, лабрадор, но всё же им с моей чихуахуа удалось подружиться. В целом, дорога прошла хорошо. В поезде можно было купить перекусить, а также кофе, чай и многое другое. И несмотря на то, что сотрудники не понимали русский или английский, можно было спокойно общаться на украинском, а тебе отвечали на польском, так как языки очень похожи. Ну вот что непонятного во фразе «Пани плате, я приношу»?:) Лично мне всё было понятно, общались с поляками только так. В целом впечатления о польском народе остались только самые светлые, они рады помочь украинцам.

А дальше — Германия. Когда мы заехали на территорию ФРГ, к нам в поезд зашли «полицаи» и проверили паспорта. Также в вагон заходили уже немецкие волонтёры и предлагали еду и воду. По первому впечатлению, немецкая атмосфера сильно отличалась от Польши. Если поляки более приветливые, то немцы — серьёзные. Но в любом случае желание помочь украинцам было заметно в каждой стране.

По приезде в Берлин мне показалось, что он немного депрессивный, но очень «занятой». Атмосфера консервативности буквально витала в воздухе. На этом моменте я начала говорить, что хочу в Варшаву, потому что Германия — «строгая» страна. Но это только пока.

Пассажиров с поезда встретил волонтёр и проводил в пункт для беженцев, который находится прямо на территории вокзала. Тем не менее мы успели пару раз заблудиться, поскольку берлинский вокзал очень большой. К счастью, там по всей территории находились волонтёры, которые помогали таким заблудившимся, как мы. Нас провели к пункту для беженцев, где можно было получить бесплатно билет на любой необходимый поезд, сделать тест на COVID-19, поесть, получить шампуни/гели для душа и другие предметы гигиены. Больше всего мне запомнился специальный ЛГБТ-friendly уголок, где предоставляли помощь представителям украинского ЛГБТ-сообщества.

Скажу сразу, что в Германии мало кто из волонтёров говорил по-русски или по-украински, в основном, с ними можно было пообщаться на английском языке. В Берлине у волонтёров были надеты специальные бейджи, на которых указано, на каких языках они говорят. Но всё равно все были доброжелательны и пообщаться с ними возможно было даже без знания иностранных языков. Например, через Google-translate или же «на пальцах». Потеряться там сложно, всё скоординировано, волонтёры подскажут и помогут.

Из Берлина нам нужно было добраться в Мюнхен. В пункте для беженцев мы получили билет. Примечательно, что на билете не указывали места. Мы вначале подумали, что это особенность бесплатного билета. Но позже оказалось, что в большинстве случаев в поездах Германии на билетах не пишут места и нужно занимать свободное. А если свободных нет, можно ехать стоя. Чтобы закрепить место за собой, необходимо доплачивать. А так как немцы экономные, это редко кто делает. Так что если приедете в Германию и вам дадут билет без места, не удивляйтесь.

Когда мы зашли в поезд, удивило, что все немцы поголовно сидели в масках. На тот момент в Германии не полностью отменили масочный режим и нужно было надевать маски в поездах. Но это особо не контролировали, табличек о масках нигде не висело. Сразу вспомнились моменты в Украине, когда в общественных местах тебе напоминают о масках по 100 раз, но ты всё равно умудряешься её стягивать. И как обычно маску у нас носят или на подбородке, или нос открывают, или вообще втайне снимают в надежде, что это не заметят. Так вот в Германии всё наоборот — они делают это для себя, а не для того, чтобы «контролёр не гавкал».

Дорога заняла около двух-трёх часов. Немецкий поезд был еще комфортабельнее, чем польский, рядом находился вагон-ресторан, который действительно выглядел, как мини-ресторан. Мы купили там чай, чтобы было якобы «мы пьем чай и поэтому без масок, а не потому что не хотим их носить». Особенно восхитили виды из поезда. Поначалу, когда мы выезжали из Берлина, природа была ничем не примечательная. Но вот когда мы заехали на Баварские земли, я сразу поняла, откуда берут те самые фотографии, которые печатают на тетрадях или ставят на обои телефона. Маленькие домики, горы, ручьи, цветы, травы... В общем, прикреплю ниже фото, сами посмотрите.

Милке тоже понравилось смотреть в окошко. Правда, она немного устала, потому что все, кто проходил мимо неё, говорили разные немецкие восхищения в её адрес и тискали. Даже с виду серьёзные взрослые дяди при виде Милки улыбались. Одна девочка даже пошутила, что сейчас убежит с ней.

Путь до Мюнхена пролетел очень быстро. Нас встретили на вокзале. А отсюда начинается уже другая история:)

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт 1

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт 2

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт 3

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт 4

Ich komme aus Ukraine или как я добиралась из Украины в Германию. Личный опыт 5

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.