Информатор начинает цикл интервью с «новыми политиками», не представленными во власти, но уже сейчас заявляющих о своих амбициях. Первая беседа с со-основателем партии «Центр» Алексеем Рябыкиным
Президентские и парламентские рейтинги симпатий украинцев, демонстрирующие плавное, но неуклонное падение популярности правящей украинской верхушки, как и отсутствие ощутимого «прироста» поддержки оппозиционных политических сил, снова говорит о запросе украинцев на смену политических элит. Победа Владимира Зеленского и его «Слуг народа» были ответом на подобный запрос в 2019 году, но, судя по всему, наличный результат избирателя не устроил. Безусловно, вскоре олигархи предложат украинским избирателям очередные проекты, сформированные из фрагментов действующих политических команд, но в несколько иных форматах.
Потому в Информаторе решили не ждать предложений от закулисных «кукловодов», и в новом цикле интервью обратить внимание на новые политические силы, которые не были в парламенте ранее и не представлены в Раде сейчас. Но активно работают по продвижению своей повестки на будущее. Это первое из целой серии таких интервью.
О том, почему в Украине зарегистрировано больше трёх сотен партий, но, пожалуй, так и нет политических партий в классическом понимании; что общего у Притулы, Вакарчука, Зеленского, Порошенко, Тимошенко и Медведчука; почему досрочных выборов не будет – поговорили с общественным деятелем, юристом и со-основателем политической партии «Центр» Алексеем Рябыкиным.
И.Д.: Предлагаю поговорить немного о сверхзадаче создания политической партии. Зачем вообще их создают?
А.Р: Как правило, по украинской традиции, партии создаются, чтобы быстро «заскочить» или в парламент или хоть в местный совет. Получить там какое-то представительство каким-то количеством мандатов. Ну, и там уже решать свои вопросы: то ли материальные, то ли бизнесовые. Как правило, партии не создаются для того, чтобы сформировать некий вектор развития: для самой партии, для общества или государства.
Наша амбиция, прежде всего, в том, чтобы сформировать партию как объединение людей, как инструмент для этих людей, для реализации их позиций, проектов, программ, видения ценностей. И потому «Центр» – не партия лидерского типа. Скорее, платформа для людей, которые стремятся к собственной реализации именно в политике.
И.Д.: В Украине уже зарегистрировано, по-моему, 386 партий. Я думаю, что не все они лидерского типа. Почему и сейчас приходится создавать новые партии, а не просто выбирать из существующих? Ну, например, по сходству идеологий или программ? Почему до сих пор есть потребность в создании нового политического движения?
А.Р.: Вопрос участия в партии – это вопрос личный. На этот вопрос я, прежде всего, лично для себя и отвечал. Почему, например, я не могу принять участие в работе уже существующей какой-то партии? В этих процессах я примерно с марта 2002 года, то есть уже почти 20 лет. Так или иначе, я был причастен к таким политическим проектам, как «Наша Украина» Виктора Ющенко, как «УДАР» Виталия Кличко. Однако,интуитивно и рационально я не нашёл для себя аргументов, почему я лично должен присоединиться к какой-то уже существующей политической силе. И на то есть много причин. Прежде всего, мой опыт работы в лидерских проектах, в лидерских партиях. И проблема этих проектов и партий в том, что возможность для реализации в таких проектах очень ограничена – волей лидера, возможностями реализации.
В конце концов, списки людей, которые выдвигаются для участия в выборах народных депутатов или на местных выборах – это, как правило, прерогатива исключительно лидера партии или узкого круга людей к лидеру близкого (либо фундаторов, либо инвесторов, либо просто доверенных лиц лидера).
И.Д.: Насколько вообще политическая организация (политическая партия) влияет на нашу жизнь? Насколько может повлиять, если не представлена в местных советах или в Верховной Раде? Есть ли возможность у организации влиять на какие-то процессы в обществе, не придя к власти? Вот просто здесь и сейчас.
А.Р.: На самом деле, возможность для того, чтобы влиять на решения местной или центральной власти, есть всегда и у всех, и вне зависимости от того, политическая это или общественная организация, или просто отдельный гражданин.
И.Д.: Но зачем создаются политические партии?
А.Р.: По классике, политические партии создаются на каких-то базовых ценностях, на общности идеологии, например, и в своей деятельности они могут предлагать определённые смыслы. Относительно того, например, в каком направлении должен двигаться процесс развития государства, или какие цели и приоритеты для Украины. Или какой конкретно план развития города, села или части территории, или региона. Вот для этого создаются партии. Чтобы предлагать обществу, предлагать избирателю определенную программу действий, цели, задачи и способы реализации.
И.Д.: А это так и работает у нас? И для чего на практике партии создаются в Украине?
А.Р.: На самом деле они создаются таким образом: появляется инициатор, или инициативная группа и сообща идут к социологам. Те обозначают круг вопросов, которые политики должны поднимать и определяют целевую аудиторию, на которую эти вопросы должны быть направлены. Это первая история.
А вторая история заключается в том, что как правило, процессы создания каких-то новых политических проектов происходят максимум за год до выборов, а то и за полгода или даже за 4 месяца до выборов. Покупается какая-то партия, которая уже формально зарегистрирована, которая не имеет какого-то явного негативного фидбека. И уже она используется как платформа относительно реализации того, что сказали социологи. Вот так происходит формальное партстроительтство у нас.
Но я уверен, что это неправильная история, потому что партия всё же должна предлагать свою программу, свою повестку дня и формировать собственную аудиторию под себя постоянно, а не только перед выборами.
И.Д.: То есть, не по запросу общества?
А.Р.: Понимаете, вопрос запроса общества – очень сложный, потому что мы сейчас живем в информационную эпоху и очень часто запросы общества или отдельных его групп формируются вследствие определенных информационных манипуляций.
И, к сожалению, учитывая то количество информации, которое ежедневно поглощает человек или общество в целом, людям достаточно сложно ориентироваться: где правда, где полуправда, где просто ложь. И, к сожалению, в связи с этой информационной дезориентацией, у некоторых групп – финансово-олигархических или других – появляется возможность манипулировать общественным мнением, вводить часть людей в заблуждение, манипулировать ожиданиями.
И.Д.: Но как вы собираетесь «перебивать» информационные сигналы, распространяемые, скажем, олигархическими медиа?
А.Р.: Диалог. С избирателем должна быть выстроена коммуникация. Я хочу сказать, что на самом деле в Украине, вследствие исторических событий – трёх революций уже по сути – и в связи с отложенной, так сказать, войной за Независимость, которая происходит прямо сейчас, сформировались, группы людей, которые занимаются тем, что нарабатывают определённые проекты и определённые программы. Имеют определённые мысли (и даже уже разработанные идеи) относительно того, как должен развиваться город или село отдельно взятое, да и страна в целом. И наша задача заключается в том, чтобы эти группы, этих граждан объединить и дать им инструмент политической реализации.
То есть диалог и коммуникация в данном случае будет заключаться в том, чтоб создать платформу для объединения. Чтобы эти люди имели возможность подискутировать, пообщаться по поводу тех инициатив или тех программ, которые они имеют. И в этом будет основное задание партии. А дальше, участие во всех избирательных процессах, которые у нас или по плану, или вне плана будут происходить.
И.Д.: Насколько сейчас сложно зарегистрировать новую политическую партию?
А.Р.: Очень сложно. На самом деле государственная система работает на то, чтобы партии в Украине, если и появлялись, то исключительно через коррупционную составляющую.
И.Д.: То есть покупка партийного проекта?
А.Р.: Да. На самом деле, партия перед тем, как получить уже государственную регистрацию, должна принять решение о создании партийной организации, потом получить подписные листы, потом собрать 10 тысяч подписей во всех регионах Украины. Потом всё это снова подается на проверку в Минюст, который находит там массу каких-то ошибок – формальных или реальных.
В конце концов получается отказ от регистрации и те 300 тысяч гривен, которые были уплачены в качестве регистрационного сбора, отправляются в доход государственного бюджета. И такое можно повторять очень долго. Поэтому, понятно, что очень много людей, которые решили создавать партию, они их на самом деле не создают, а каким-то образом «получают» её.
Но опять же, я это считаю в корне неправильным, потому что не вижу ничего плохого в том, что у граждан будет возможность создать даже 500-ю партию. Ведь главный критерий для партии – участие в выборах – получают доверие от людей или нет. Это ключевый критерий. А когда государство начинает создавать какие-то искусственные преграды для этого, то это вызывает только неприятие и осуждение.
И.Д.: Мы понимаем, что есть нюансы законодательства, но в принципе, зависят ли эти преграды от действующего министра юстиции? Был Петренко, теперь министром юстиции работает Малюська. Что-то меняется от этого? Или это «баг» системы?
А.Р.: Это не просто система, это экосистема. Это целая инфраструктура, которая росла не один год, даже не одно десятилетие. Это целая инфраструктура, которая питается на самом деле теневыми средствами. И очень часто создаёт искусственные преграды. Подчеркиваю, именно искусственные преграды.
И.Д.: То есть фактически своеобразная консервация элиты происходит?
А.Р.: Я не думаю, что настолько глобально задание ставится, чтобы консервировать элиту или еще что-то. А просто, так сказать, создана инфраструктура для получения средств. От лиц, желающих зарегистрировать свою партию. Такой вот бизнес-проект.
И.Д.: Существует ли какая-то подковерная деятельность власти по сдерживанию новых политических сил? Возможно, силовики включаются…. К чему нужно быть готовым молодым политикам?
А.Р: На самом деле, нужно понимать одну простую вещь: те политические силы, которые сегодня в оппозиции, вчера были у власти. И которые сегодня находятся у власти, завтра будут в оппозиции. Поэтому нужно понимать, что все всех знают. И очень часто вещи, которые называются политическим давлением, это просто хороший информационный повод для того, чтобы получить дополнительное внимание общества к той или иной политической силе, или к конкретному политическому лидеру. Этим забавляются очень часто все политики. Это же хайп.
И.Д.: Вообщем, кстати, как отличить формально зарегистрированную партию от реально работающей?
А.Р.: Это очень сложный вопрос. Если партия имеет собственные каналы коммуникации, которые постоянно обновляются, и при помощи этих каналов коммуникации партия предлагает обществу какие-то серьезные вещи, тогда, наверное, это партия. Если это просто название, за которым нет ни людей, ни сайта партийного, ни Фейсбук-странички, ни ютуба, ни инстаграма, ни тик-тока – это тогда фейковая партия.
И.Д.: Участь этих фейковых партий в выборах народных депутатов или на президентских в качестве членов комиссий, это же какая-то деятельность?
А.Р.: Это технология. И часто такие партии используются ключевыми политическими игроками для усиления присутствия в избирательных комиссиях. Это такая избирательная технология, и её часто используют. На всех выборах в Украине всегда используют такую технологию. Больше своих членов в избиркомах, своих наблюдателей - больше инструментов влияния на итоги выборов.
И.Д.: Ваше отношение к так называемой электоральной революции 2019 года. Это хорошо для страны или плохо?
А.Р.: Хорошо, что в 2019 году в Украине состоялись демократические прозрачные выборы. Это хорошо. Хорошо, что произошла спокойная цивилизованная передача власти – от одной политической силы к другой. Общество сделало такой выбор.
Поэтому я вижу в том, что произошло в 2019 году – очень много позитива. И такой образно говоря «советский» способ организации власти и организации политического процесса – по сути, тогда исчез. И мы имеем сейчас абсолютно неконтролируемую ситуацию, по большому счёту. Так как зашло в парламент слишком много людей, которые не имеют соответствующей, в позитивом даже смысле, профессиональной деформации. Они не знают, что такое статус народного депутата, как его использовать. Некоторые научились уже сейчас, некоторые не научатся никогда. Но какой именно – позитивный или негативный – выбор сделало общество, мне сложно сказать. Потому что все это будет определяться в ретроспективе исторической. Не сейчас.
И.Д.: Алексей, а какие риски для политической партии «Центр» именно в смене акцента внимания (уже и маркетологи об этом говорят) людей? Сейчас уже не обращают внимание на непосредственно бренд компании, партии и так далее, а обращают внимание на совокупность отдельных персональных брендов? То есть фактически современные средства коммуникации заведомо позволяют раскрученным известным личностям побеждать профессиональных политиков?
А.Р.: Я не верю в то, что какой-то проект с селебрити - возглавляемый «звёздами» – я не думаю, что они смогут повторить тот электоральный успех, который получил Зеленский и «Слуга народа». Это такая некая «вакцинация» общества. И возможно, это сейчас не особо выражено, но на самом деле люди хотят теперь видеть компетентность и профессионализм в политике. Правда, они хотят, чтобы эту компетентность и профессионализм представляли не вчерашние президенты, народные депутаты, а «новые» и «свежие» лица, у которых нормальный бэкграунд, которые предлагают понятные полезные вещи. Вот этом есть запрос.
И.Д.: В этой ситуации больший риск возникает для проектов Притулы и Кличко?
А.Р: Ты меня склоняешь к каким-то фамилиям и именам, но я не люблю критиковать. Мне более понятно, когда я прилагаю усилия, чтоб объединить в нашей политической партии именно профессиональных порядочных людей с ценностями, которые видят свою политическую реализацию в этой стране, в этом городе. Моё задание в этом, а не думать, где там Притула, Вакарчук, Зеленский, Порошенко, Тимошенко или там какой-то Медведчук.
И.Д.: Тогда логичен вопрос о планах. Как собираетесь брать власть? Как это вообще работает?
А.Р.: Не уверен, что то, что сейчас происходит в стране, это политика. Могу сказать, что к людям мы начинаем идти с определенными конкретными предложениями.
Месяц назад начали говорить о проблеме, которая касается местного самоуправления в Киеве. В 2010 году Черновецкий вместе с Януковичем ликвидировали самоуправление в Киеве. И мы говорим о том, что в 4-миллионном городе не может не быть местного самоуправления. Мы говорим о том, что, например, если в Украине на 1 депутата местного совета 1 тысяча избирателей, то в Киеве на 1 депутата Киевсовета – 17 тысяч. Это ненормально. Я понимаю, что сейчас есть опасения и у действующей киевской власти, и у центральной власти, что у них нет необходимой поддержки, чтобы получить всё и везде. Но должно быть участие людей во влиянии на вопросы, которые касаются Киева. И та ситуация в таком виде, в каком она есть сейчас, та конструкция власти в столице такая, как сейчас, она неприемлема для киевлян.
И.Д.: Киевляне это понимают вообще?
А.Р.: Мы это поясняем киевлянам. Я хочу сказать, что я лично 2 недели назад ходил по Подолу и по Троещине, собирал подписи людей под требованием к Президенту принять нормальный закон для Киева, и хочу сказать, что людям не нужно час рассказывать, что ты от них хочешь. Ты им говоришь «это, вот это и вот это» и они говорят: «да, нам это нужно».
И.Д.: То есть, с Киева начинаете?
А.Р.: Начинаем с Киева и с конкретным вопросов. Потому что на самом деле кризис самоуправления - это проблема не только Киева. В других городах есть масса проблем, вопросов, которые никак не решатся.
И.Д.: Но Кличко тоже рассказывает, что городу нужны райсоветы. Буквально 2 недели назад он это рассказывал.
А.Р.: Нужно вспомнить, что в 2010 году Виталий Кличко был одним из тех, кто проголосовал за их ликвидацию. Но в 2015 году уже передумал и поддержал решение о создании районных советов в Киеве. А потом народные депутаты от «Блока Петра Порошенко «Солидарность», которую на то время возглавлял Кличко, подали в Окружной административный суд Киева «имени Вовка» жалобу и иск, которым по сути снова отменили выборы в районные советы тогда.
Поэтому, если посмотреть ретроспективно, то не всё так уж однозначно. А необходимость возобновления районных советов в столице политическая партия «Центр» поддерживает.
И.Д.: На сегодняшний день все силы партии «Центр» сосредоточены в Киеве? Ведётся ли партстроительство в регионах, и как можно выйти за границы Киева при строительстве партии? Как это делать?
А.Р.: Мы все есть в информационном пространстве. Мы живем в информационном мире. Сейчас нет барьеров относительно того, чтобы кому-то задать вопрос или сделать какое-то предложение. В конце концов, и мы открыты для вопросов и для предложений. Сейчас мы находимся в коммуникационном процессе относительно формирования региональной партийной сети, и не только региональной сети.
Я думаю, что у тебя и у всех будет возможность за этим наблюдать. Может, даже принимать участие.
Ранее Информатор сообщал о падении рейтингов партии «Слуга народа» и президента Зеленского, а также о незначительном росте уровня симпатий к уволенному Дмитрию Разумкову.
Также рассказывали о том, как работала Рада в октябре и почему «Батькiвщина» вдруг голосует «за».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.