Ещё плюс 12 гривен на бензине, 8 гривен – на дизеле: новый фактор подорожания топлива уже в августе

Из-за роста нефтяных котировок бензин может подорожать до 65 гривен за литр

АЗС
Оптовые партии топлива уже подорожали на 5 гривен за литр из-за лихорадки на нефтяных биржах

В Украине разгоняются цены на автомобильное топливо. О росте ценников на стелах АЗС на 8-11 гривен за литр из-за возвращения с 1 июля довоенных налогов заправщики заявили уже давно. Но подорожание идет постепенно – в июле плюс 4 гривны на бензине и дизеле и 1,7 гривен на газе, – сообщил руководитель консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн.

Теперь к налогам добавился еще один фактор — рост котировок на нефть. Если в последних числах июня нефть на мировых биржах торговали по 76 долларов за баррель, то сейчас – 84 доллара, и есть прогнозы, что всё идёт к 90 долларам. На новые ценники уже отреагировали продавцы нефтепродуктов. Как говорит Куюн, оптовая стоимость бензина и дизеля повысилась на 5 гривен за литр. И уже в скором времени мы увидим эту дополнительную наценку на заправках.

Все вместе – налоги и нефть – закладывают очень большой потенциал для роста цен на топливо: еще до 12 гривен на литре бензина, 8 гривен – дизеля и две гривны – газа. На рынке уже появились прогнозы о «бензине по 65», и, как считает владелец сети «Прайм» Дмитрий Леушкин, если нефть и дальше будет дорожать, эта «страшилки» для водителей могут стать реальностью.

Интересно, что именно такое развитие событий прогнозировал для Информатора аудитор Михаил Крапивко. Свой прогноз Крапивко сделал ещё месяц назад. Когда АЗС выставят новые ценники?

В июле – плюс 4 гривны на литре. И это только начало

Информатор» уже писал, что происходит с ценами на заправках по возвращении с 1 июля этого года довоенных налогов – акциза и НДС на топливо. По данным директора по стратегическому маркетингу сети «БРСМ Нефть» Александра Мельничука, налоговая нагрузка на литре бензина А-95 выросла на 9 гривен, дизеля – на 7 гривен, газа – на 2,5 гривны.

Но АЗС повышают цены постепенно. Как говорит Сергей Куюн, по состоянию на 31 июля: то есть, через месяц после повышения налогов, в среднем по стране бензин и дизель выросли в цене на 4 гривны, автогаз – на 1,7 гривны за литр.

Одной из главных причин является затоваренность рынка топливом. Готовясь к увеличению налогов, импортеры завезли в страну большие ресурсные партии. Их растаможили еще по старым акцизным ставкам, поэтому тот рост, который мы видим на заправках сейчас, - это, по сути, только НДС (этот налог платят по розничным продажам).

На старых запасах рынок уже прожил месяц, но, как говорит Куюн, они уже заканчиваются – реализовано около 90 % ввезенного ресурса. По словам Куюна, еще один фактор, сдерживающий аппетиты заправщиков, – сравнительно невысокие продажи топлива в июле.

«Водители массово закупались впрок в последние дни июня, поэтому в июле продажи упали, а конкуренция за покупателя возросла. Сети опасаются сильно повышать ценники. Если раньше разница со стоимостью бензина и дизеля между разными АЗС достигала 5 гривен на литре, то сейчас – 2-3 гривны. «ОККО», WOG и «Укрнафта», которые ввезли больше запасов топлива по старым ценам, держат планку на равны до 50 гривен, а другие сети тоже повышают стоимость очень осторожно, чтобы не растерять клиентов. Многие даже уступают марже, которая за последний месяц просела», — объяснил Куюн.

Но, по его словам, «чудес не бывает», поэтому топливо уже с августа будет снова дорожать. Тем более что к повышенным налогам добавился ещё один фактор — нефть.

Нефть идет на рекорд

Нефтяной рынок в последнее время лихорадит. В июне черное золото торговалось по 76 долларов за баррель. На сегодняшний день цена уже превысила 84 доллара. На последних торгах в понедельник, 31 июля, фьючерсы балансировали на уровне трехмесячных максимумов и достигли 84,69 долларов за баррель. По месячному приросту цены на нефть июль оказался рекордным месяцем с начала года плюс около 18%.

Причин резкого повышения нефтяных котировок несколько. Первая — сокращение поставок нефти по всему миру. Из-за сокращения добычи в Саудовской Аравии на рынке даже возник дефицит нефти.

Причем аналитики ожидают, что Саудовская Аравия может продлить решение о сокращении добычи ещё на миллион баррелей вплоть до сентября.

В то же время спрос на нефть сейчас бьет рекорды. Снижение потребления ресурса в Китае (что собственно в свое время и обрушило котировки) компенсировало увеличение спроса со стороны Индии и США. Поэтому совокупно потребности в нефти в июле достигли рекордных 102,8 млн баррелей в день, аналитики уже пересмотрели свои прогнозы по спросу на этот год, прибавив к прежним оценкам ещё 550 тысяч баррелей в день.

Вторая причина, толкающая нефтяные котировки вверх, — ожидание, что ФРС США перестанет повышать учетную ставку. То есть вложения в американскую валюту уже будут не столь выгодны для инвесторов и они массово вернутся к биржевым спекуляциям.

И цены на нефть пока только берут разгон. По прогнозам Goldman Sachs, в декабре котировки на нефть повысятся до 86 долларов, а ко второму кварталу 2024 года достигнут 93 долларов за баррель.

Новые расчеты цен на топливо

Высокие цены на нефть уже повлияли на стоимость нефтепродуктов. По данным Сергей Куюна, оптовые партии бензина и дизеля подорожали на 5 гривен за литр, газа – на 2 гривен.

«К прежней оптовой цене на бензин в 45 гривен за литр прибавилось ещё 5 гривен, это почти 10 %, и это очень серьёзная наценка», – говорит Куюн.

Нефтяной фактор внес коррективы в прежние расчеты экспертов по росту цен на топливо.

«По бензину мы ожидали роста цены из-за налогов на 11 гривен. Плюс 5 гривен за счет удорожания оптовых партий на фоне новых нефтяных котировок. То есть всего запас роста цены на А-95 уже 16 гривен. В июле бензин подорожал на 4 гривны. Остается ещё 12 гривен до ценника», – говорит. Куюн.

По дизелю, который должен из-за налогов подорожать примерно на 8 гривен за литр, новый расчет с учетом нефтяного фактора — до 13 гривен за литр. В июле дизельное топливо прибавило в цене 4 гривны, то есть остается ещё до 9 гривен за литр.

Автогаз может подорожать еще до 2 гривен за литр, отметил Сергей Куюн.

По его словам, даже если АЗС еще снизят маржу на топливе, подорожание удастся притормозить, но несущественно.

«Например, могут снизить маржу на 2-3 гривны. И бензин вырастет в цене не на 12 гривен, а на 8-9 гривен. Но это минимум больше снижать розничные наценки для заправщиков просто убыточно», – добавил эксперт.

То есть ценники на бензин и дизель могут пересечь 60 гривен за литр.

«Если нефть будет больше 90 долларов за баррель, ценник на бензин в 60 гривен на рынке станет нормой», – говорит Дмитрий Леушкин.

Появились даже страшилки, что бензин может подскочить в цене до рекордных 65 гривен за литр.

Правда, Сергей Куюн говорит, что эта цифра сейчас выглядит нереалистичной.

Но непонятно, что будет дальше с нефтью.

«65 гривен за литр топлива пока не ожидается, но нефть сильно разгоняют», – добавил Леушкин.

По его словам, чтобы сдержать рост цен, сети будут активно резать скидки по картам лояльности.

Повышенные ценники уже в августе

Когда заправщики перейдут ко второму этапу переписки ценников?

По словам Сергея Куюн, запасы топлива по старым ценам закончатся в августе. И АЗС будут вынуждены ставить ценники уже с учетом новых партий ресурса и новых налоговых реалий.

«Как подорожание будет выглядеть на практике – пока неясно. Могут одновременно увеличить ценники, могут это делать постепенно, добавляя по 2 гривны на литре еженедельно. Всё зависит от ситуации на рынке, уровня конкуренции и реальных продаж. Но особо держать цены АЗС уже не могут, даже двигаясь в рентабельности, «ценовая пружина» уже сжалась, и когда она «выстрелит» — вопрос нескольких недель, — подытожил Куюн.

Что будет с ценами на все товары

Что будет с ценами на перевозку и все товары после такого рекордного подорожания топлива?

Производители говорят, что рост цен на бензин автоматически повысит ценники на все. И если поначалу ожидалось подорожание в рамках 5-7 %, то сейчас заявляют уже о 10 %.

Председатель Всеукраинской ассоциации пассажирских перевозчиков Игорь Житинский говорит, что подорожают и маршрутки – ожидается до 25-30 % роста цены. Правда, чтобы запустить новые тарифы на транспорт, перевозчикам придется согласовать их с местными властями.

Впрочем, как говорит Куюн, такие прогнозы о «подорожании всего» вызывают вопросы.

«Ведь мы уже жили с высокими ценами на топливо в прошлом году. Бензин тогда был по 52 гривны за литр, дизель – по 55-58, и чтобы заправиться, еще приходилось в очередях стоять. Затем топливо резко упало в цене – за год почти на треть, Бензин с 52 гривен подешевел на некоторых заправках до 35 гривен. Но особого понижения цен на продукцию, те же продукты питания никто не увидел. То есть выходит, что там в калькуляции все это время было заложено топливо дороже 50 гривен. Так почему же цены снова должны вырасти», – удивляется эксперт.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube