Бензин по 60: заправки переписывают ценники, когда они остановятся?

Топливные сети предупреждают о второй волне подорожания, будет еще плюс 8-5 гривен на литре

Заправка авто
По возвращении довоенных налогов налоговая составляющая в топливе выросла на 2,5-9 гривен на литр

В Украине – сезон высоких цен на автотопливо. С 1 июня в стране вернули все довоенные налоги – НДС и акцизный сбор – на бензин, дизель и газ. И ценники на заправках уже пошли вверх. Причём ценовое ралли только берет разгон, основное удорожание ещё впереди.

«Пик роста цен потребитель почувствует примерно в середине августа. По сравнению с ценами на топливо до возврата акциза и НДС, бензин может подорожать на 9 гривен, дизель на 7, автогаз на 2,5 гривен за литр», – говорит директор департамента стратегического маркетинга и инноваций сети АЗС «БРСМ Нефть» Александр Мельничук.

Впрочем, не исключено, что по факту подорожания будет не столь большой – своей прибылью с водителями поделятся продавцы.

Вернули все налоги

Из последних чисел июня на топливном рынке начался ажиотаж.

«Продажи топлива выросли вдвое, других товаров в магазинах при АЗС – на 45 %. Распродали канистры, пылившиеся на полках ещё с прошлого года, люди заливали бензин и в баки, и «с собой», — рассказывает Мельничук.

Длинные очереди выстроились тогда на большинстве заправок.

Причина – объявленное накануне подорожание топлива. Дату «Ч» назначили на 1 июля. Водителей предупредили, что бензин и дизель подорожают в среднем на 10 гривен за литр, автогаз не так значительно – на 2-3 гривны.

Почему топливо должно дорожать?

С 1 июля в Украине возвращаются все топливные налоги – НДС в размере 20 % и акциз (для бензина 213, 5 евро с тонны, для дизеля – 139,5 евро, для газа – 125 евро).

То есть заканчивается льготный период, действовавший с начала войны. Тогда НДС на горючее снизили с 20 до 7 %, акцизы на бензин и дизель – до 100 евро за тонну, а на газ – до 52 евро. Это должно было помочь справиться с дефицитом и дороговизной топлива. Ведь с первого дня войны беларусь и россия заблокировали поставки своих нефтепродуктов в Украину (а в тот момент они занимали большую часть отечественного рынка).

Начался импорт из Европы, а топливо там стоило дорого. Плюс на тот момент зашкаливали мировые ценники на нефть (к ним привязана стоимость нефтепродуктов), а воюющая в Украине начались валютные качели. В результате топливо начало стремительно дорожать, и льготы по налогам действительно помогли сдержать рост цен на заправках.

Но уже летом прошлого года власти задумались о постепенном возврате налогов на топливо. В сентябре эта идея была зафиксирована в специальном законе с указанием даты возврата довоенных налогов — после окончания военного положения или с 1 июля 2023 года. Как видим, 1 июля наступило раньше, и налоги уже вернули по полной. Власти подсчитали, что это позволит дополнительно привлекать в бюджет около 8 млрд гривен в месяц

При этом, по словам главы консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, налоговая нагрузка на литр бензина выросла на 11 гривен, дизеля — на 8 гривен, автогаза — на 3 гривны. Поэтому сразу же появились «страшилки» о бензине по 60 гривен за литр.

В «БРСМ-Нефть» говорят, что налоговая нагрузка на топливо изменилась так:

  • бензин А-95 – рост налоговой нагрузки на 9 грн/л
  • дизтопливо – рост налоговой нагрузки на 7 грн/л
  • газ автомобильный – рост налоговой нагрузки на 2,5 грн/л).

Как подсчитал владелец сети АЗС «Прайм» Дмитрий Леушкин, бензин подорожает не менее чем на 10 гривен за литр, дизель – минимум, на 5-6 гривен, автогаз – на 2 гривны и больше.

Как АЗС меняют ценники

С 1 июля ценники на АЗС действительно начали повышаться. Правда, пока «страшлки» о росте цен на 10 гривен за литр не реализовались.

Топливо подорожало не столь существенно. По данным руководителя консалтингового агентства А-95 Сергея Куюн, бензин А-95 вырос в цене на 3,01 гривны за литр, дизель — на 3,45 гривны, автогаз — на 1,47 гривны.

В целом по заправкам диапазон наценок разный – от нуля до 6 гривен на литре. Пока меняла цены сеть АЗС, которые принято относить к группе «Приват». На 3 гривны подорожал бензин, 5 гривен дизель, на 1,8 гривны автогаз в сетях «ОККО» и WOG. Приблизительно такое подорожание на заправках «Сокар», KLO.

На 4.91 гривну выросли цены на бензин и дизель на 1,21. гривен на газ на заправках «Укрнафты».

Плюс 5 гривен к ценнику бензина, 6 гривен – дизеля в сети «Манго».

«Наибольший рост цены показали эконом-сети, торгующие в нижнем ценовом диапазоне и имеющие самую низкую маржу. И наоборот, премиум-сети были несколько более сдержанны», – отмечает Сергей Куюн.

Что будет с ценами дальше

Рост цен на топливо ещё только берет разгон. Как пояснил Александр Мельничук, прошел первый этап подорожания. Водителей ждет ещё второй этап.

«НДС вырос с 7 до 20 % сразу – с 1 июля. Это налог, уплачиваемый конечным потребителем с покупок. Акцизный сбор начисляется при оформлении топлива на таможне. То есть на то топливо, импортированное в страну ранее, оформлено с уплатой ещё прежних ставок акциза. А по новым ставкам оформляются объемы импортного ресурса, завозимые с 1 июля. То есть, запас топлива, который сформировали на АЗС до начала июля, ещё не имеет в цене повышенного акциза. Следовательно, можно продавать не так дорого. Заправки выйдут на максимальные цены в тот момент, когда они окончатся старые запасы топлива, и нужно будет продавать новые поставки. В каждой сети время до выхода на максимальную цену разное, в зависимости от объёмов запасов. У нас это будет продолжаться примерно месяц», – говорит Мельничук.

По словам Куюна, завезенные запасы рынок будет «проедать», как минимум, до начала августа, а некоторые сети вообще могут растянуть их до сентября.

А вот на оптовом рынке ценники растут более динамично (что логично, учитывая, что туда поступает «свежий», уже июльский импорт). Бензин на опте уже подорожал на 7,74 гривны, дизель – на 6,97 гривны.

И с поступлением новых партий топлива в розницу будут меняться ценники на стелах АЗС. Впрочем, по словам Мельничука, не факт, что прогнозы о подорожании топлива на 10 гривен за литр сбудутся.

По его словам, многие сети держат достаточно высокую маржу — до 13-16 гривен за литры. И она полностью позволяет минимизировать подорожание топлива для людей. Другими словами, АЗС могут «поделиться» с водителями. Будет ли такой аукцион невиданной щедрости – пока неясно. Все будет зависеть от ситуации на рынке и готовности сетей «не задирать цены». Кстати, как рассказал Мельничук, власти уже попросили заправщиков соблюдать меру.

«Накануне 1 июля была встреча, и нас попросили, во-первых, не ставить максимальные цены мгновенно, а растянуть подорожание во времени. Во-вторых, по возможности сгладить подорожание, чтобы оно не сильно ударило по кошелькам украинцев», – говорит Мельничук.

Но есть и другие факторы, которые могут повлиять на стоимость топлива.

«Цена в Украине зависит от стоимости нефти и нефтепродуктов в Европе и валютного курса. Как только на биржах растут котировки нефти, сразу реагируют цены на нефтепродукты. С валютным курсом действует следующая формула – плюс 1 гривна в курсе запускает удорожание литра бензина и дизеля на 60 копеек», — добавил Мельничук.

Нефть сейчас более-менее стабильна. Котировки растут, но не существенно. Стоимость сентябрьских фьючерсов на лондонской бирже ICE Futures на 13 июля составила 80,3 доллара за баррель, что на 19 центов дороже, чем в преддверии. В общем, прогнозы по нефти спокойны — по мнению экспертов, в ближайшее время она вряд ли пересечет отметку 85 долларов за баррель. А вот по валютному курсу в Украине все не так гладко, Нацбанк уже объявил, что намерен постепенно отпускать гривну, что может привести к курсовым колебаниям. И, следовательно, спровоцировать появление дополнительной наценки на бензине, дизеле и автогазе.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канале в Viber можно здесь.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube