Что означает решение Саммита ЕС о перспективах членства Украины, принятое ночью в Версале

Мы должны давить на все органы ЕС и на правительства его членов

Что означает решение Саммита ЕС о перспективах членства Украины, принятое ночью в Версале

Саммит ЕС принял решение с поддержкой европерспективы Украины. Неформальное заседание Европейского совета, которое прошло в ночь с 10 на 11 марта в Версале, завершилось одобрением декларации, содержащей признание перспективы членства Украины в ЕС.

Информатор не очень понял, что это всё значит для Украины и что надо дальше с этим делать. Поэтому мы пошли задавать вопросы экспертам.

Долгое стремление Украины в ЕС наконец-то получает политическое подтверждение 

Экономист Михаил Крапивко: Долгое стремление Украины в ЕС наконец-то получает политическое подтверждение. Однако быстрой интеграции ждать не стоит. Даже при самом ускоренном вступлении необходимо выполнить целый ряд процедур. При этом Украина ещё не до конца выполнила экономическую часть Соглашения с ЕС. А гармонизация законодательства — это важное условие вступления. Скорее всего, завершить этот процесс удастся только после завершения активных военных действий, когда страна выйдет из режима военного положения, а Верховная Рада сможет спокойно принять необходимые законы и имплементировать необходимые соглашения.

У Украины есть два вектора развития: восточный и западный. Есть два комплекта стандартов, по которым можно развивать экономику: российский и европейский. Нужно выбирать. Так или иначе, вступление Украины в ЕС вовсе не означает, что завтра мы войдем в еврозону и получим все пряники. Это значит, что мы свою экономику, свою политическую систему, свою демократию перестраиваем на европейские стандарты. И сам процесс этой перестройки принесет Украине благо. Кроме того, вступление в ЕС заставит нашего восточного соседа вести себя более разумно.

Мы должны давить на все органы ЕС и на правительства его членов  

Руководитель группы «Информационная оборона Украины», аналитик фонда «Открытая политика» Игорь Жданов. Нынешний Евросаммит принял не очень прозрачное решение. В нем есть ссылки на европейские перспективы Украины, зафиксированные в Соглашении об Ассоциации, но чёткого решения о том, что Украине необходимо предоставить статус кандидата, там нет. На сегодня в ЕС есть две группы стран: так называемая группа старой Европы (Германия, Франция, президент которой Эммануэль Макрон высказал сомнения в возможности принятия в ЕС воюющей страны), а есть страны Балтии, Польша, Словакия, Чехия, которые считают, что Украине нужно немедленно предоставить статус кандидата, а предоставление членства в ЕС провести по ускоренной процедуре. Дело в том, что даже получив статус кандидата, без ускоренной процедуры Украине придется пройти очень долгий и извилистый путь к получению полноценного членства, который может занять несколько лет.

Я считаю, что Украина, которая кладет жизни своих граждан в битве за то, чтобы быть независимым демократическим государством, тем самым защищая страны Европы, достойна стать кандидатом и не проходить эту в чём-то унизительную процедуру, которую ей предлагают, а получить членство в ЕС в самое ближайшее время.

Мы уже подали заявку о вступлении в ЕС. Теперь усилиями дипломатов нужно добиться того, чтобы заявка Украины рассматривалась отдельно от заявок Молдовы и Грузии, потому что у этих стран совсем другая ситуация. Мы должны активно работать как с теми странами, которые нас поддерживают, так и с теми, кто пессимистически смотрит на европерспективы Украины в ближайшем будущем. Мы должны давить на Совет Европы, Еврокомиссию, на все органы ЕС, на правительства стран, которые колеблются. 

Сегодня мир глобализируется. Страны входят в большие союзы. Украине стоит присоединиться к ЕС, потому что мы европейцы по духу. У нас есть своя европейская история, европейский менталитет. Поэтому Евросоюз для Украины куда более предпочтительней, чем российский Таможенный союз.

Даже в самых пиковых ситуациях Евросоюз делает все, чтобы не нарушать бюрократические процедуры 

Политолог Андрей Клячин. Это решение ещё раз подтвердило, что даже в самых пиковых ситуациях Евросоюз делает всё, чтобы не нарушать бюрократические процедуры. Украина ожидала ускоренной процедуры вступления в ЕС после подачи заявки. Такой процедуры нет. И мы надеялись, что в связи с экстраординарной ситуацией войны для нас её придумают. Евросоюз после долгих споров ответил, что такой процедуры не предусмотрено, а создание её для Украины станет пощёчиной всем остальным странам, долго ждавшим вступления. В мирное время это было бы правильно, но сейчас для нас звучит несправедливо. 

Европа хочет ограничиться гуманитарной помощью, приёмом беженцев, финансовой поддержкой. Судя из документа, разговор о перспективах членства Украины в ЕС будет продолжен только после того, как наступление России прекратится. Это неприятно, но в условиях военных действий, это имеет меньшее значение, чем позиция НАТО и их отказ закрыть небо над Украиной. ЕС — это не военный, а политико-экономический союз. И если бы чудо случилось, и Украина стала членом ЕС, это не значит, что кто-то бы начал воевать за нас. Конечно, мы бы получили другой статус, площадку, на которой могли бы говорить о необходимости поддержки Украины. И это было бы хорошо. Но пока что Европа готова поддерживать Украину во всем, кроме непосредственного столкновения с Россией.

Не стоит забывать, что заявку Украины на вступление в ЕС сейчас продолжает рассматривать Еврокомиссия. Не исключено, что ее решение мы не узнаем раньше, чем победим в этой войне. Кажется, сейчас европейцы боятся злить Россию и втягиваться в войну.

Это решение позитивное, но запоздалое и бесполезное

Политический консультант Игорь Душин: Это решение позитивное, но запоздалое и бесполезное. Мы добились того, чего давно хотели: процедура запущена. Но важно понимать, что брюссельская бюрократия давно утомила самих участников Евросоюза. Вырос целый слой евробюрократов, сделавших нежизнеспособной структуру этого, уже сомнительного, формирования. Есть сомнения в полезности и практической применимости вступления Украины в ЕС.

Сейчас весь мир переживает трансформацию. Все существующие международные договоренности сломал Путин. Все международные структуры проявили свою нежизнеспособность. Становятся важными усилия отдельных стран, к которым присоединяются другие страны не коллективным решением, а по одному, когда каждая страна принимает решение самостоятельно. При этом крупные страны толкают в спину более мелких, чтобы не быть одинокими. 

Сегодня в шутку обсуждают, когда НАТО будет проситься вступить в Украину (потому что украинская армия становится первой в Европе по мощности), при этом по факту победы над Россией, в которой уже никто не сомневается, встанет вопрос, куда девать такие подготовленные и легендарные вооруженные силы, где их применять. Нечто похожее происходит с объединениями разных стран. Евросоюз сыграл огромную позитивную роль, когда страны, много веков воевавшие друг с другом, объединились и много десятилетий живут в мире. Но они отрастили себе настолько грандиозный, медленный, неэффективный бюрократический аппарат, что эта организация фактически стала нежизнеспособной. Я который раз утверждаю, что ЕС развалится на жизнеспособные и дееспособные части. В какой-либо из них Украина примет активное участие.

Украине нужно понимать, взаимодействие с какими странами-партнерами эффективно и полезно, а сотрудничество с какой Германией и Францией бесперспективно и бессмысленно. Нам нужно хорошо подумать и навсегда запомнить фактические действия, предпринятые разными странами в кризисные для Украины дни. Я крайне скептически отношусь к ЕС как к организации и к отдельным странам, проявившим свою пассивность и медлительность.

Беседовала Ольга Палий

 

 
Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube