Что не так с аргументами Зеленского о невозможности проведения выборов в 2024 году: разбор экспертов

Владимир Фесенко и Андрей Золотарев проанализировали аргументы президента Зеленского по поводу невозможности провести выборы

Возможно ли провести выборы в Украине в 2024 году
Возможно ли провести выборы в Украине в 2024 году

Недавно президент Зеленский назвал пять препятствий, которые, по его мнению, делают невозможными проведение выборов в Украине. Они касаются сложностей с обеспечением присутствия независимых наблюдателей, голосования на захваченных россиянами территориях, голосования выехавших за границу и военных. И, наконец, отсутствие средств на это в госбюджете.

«Дефицит государственного бюджета измеряется сотнями миллиардов гривен, его нужно будет закрыть либо за счет международной помощи, либо заимствованиями. Когда парламент или правительство хотят направить деньги на то или иное направление кроме оружия, общество не готово это поддерживать. И не просто не готово, оно против максимально, потому что идет война», – заявил президент.

Также Владимир Зеленский настаивает и на том, что закон запрещает проводить выборы во время войны. Информатор поинтересовался, что думают по этому поводу известные отечественные политологи.

Обеспечить голосование возможно, но требуется много работы

Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напоминает, что выборы проводились и при наличии оккупированных территорий – в 2014, 2015, 2019 и 2020 годах. Они могут быть и в будущем.

Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко
Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко

«Для того чтобы обеспечить общее политическое представительство для всех граждан Украины предлагается провести парламентские выборы по партийным спискам в многомандатном общегосударственном округе. Эта проблема не является одним из главных препятствий в проведении выборов во время войны. Есть другие гораздо более значимые проблемы», - отметил политолог.

Он подчеркивает, что возможность голосования украинцев за границей всегда обеспечивалась на территории дипломатических учреждений или других согласованных местах, где выборы могли бы проводиться представителями украинского государства. Но далеко не все украинские граждане за границей могли воспользоваться своим правом на голосование даже до начала нынешней войны. На президентских выборах 2019 года в Заграничном избирательном округе своим правом голоса воспользовались 59 830 избирателей из 552 357 человек, зарегистрированных в избирательных списках (то есть около 1% от общего количества избирателей, зарегистрированных за рубежом). При этом даже тогда за границей находились несколько миллионов граждан Украины. И основная масса этих людей не была зарегистрирована за границей в качестве избирателей.

Главная проблема – в большинстве стран фактически был только один участок для голосования – на территории нашего посольства. В лучшем случае, было еще несколько участков на территории наших консульств. Сейчас проблема еще сложнее – за границей находится, по разным подсчетам, от 5 до 7 млн ​​украинских беженцев.

«Обеспечить их голосование только в дипломатических учреждениях Украины невозможно организационно и физически. Вариант с электронным голосованием критикуется и вряд ли будет применяться. По неофициальным данным рассматривается вариант голосования по почте. Но даже в этом случае нужно провести перерегистрацию избирателей, в первую очередь выехавших с места постоянного проживания. Надо установить новое место их проживания и верифицировать (подтвердить) его», - считает Владимир Фесенко.

Он приводит оценку специалистов, по которой на обновление Реестра избирателей Украины требуется не менее полугода и это должно быть урегулировано изменениями избирательного законодательства. Поэтому Фесенко уверен, что обеспечить голосование за границей возможно, но сейчас это требует большого объема подготовительной организационной работы и соответствующих законодательных изменений. Что касается стоимости выборов для украинского бюджета, то президент Зеленский назвал сумму в 5 млрд. грн. Скорее всего, такую ​​цифру ему предварительно назвали в ЦИК и в Правительстве.

«Проблема состоит не в том, что эта цифра неподъемна для бюджета. В финансировании выборов во время нынешней войны есть как минимум две проблемы. Во-первых, около двух третей бюджетных расходов сейчас финансируется нашими международными партнерами. Поэтому финансирование выборов в условиях войны нам желательно согласовать с нашими партнерами, поскольку, с высокой вероятностью, выборы будут за их средства (полностью или частично). Во-вторых, если проводить выборы во время войны за счет украинских бюджетных источников, это будет отвлечение денег из нужд обороны», - подчеркнул политолог.

Он предполагает, что теоретически можно было бы обеспечить голосование военных через продление срока голосования для них (а также жителей прифронтовых регионов) – не один день голосования, а несколько дней (тогда путем ротации можно обеспечить голосование и тех, кто будет на передовой линии фронта), а также голосование по почте или в электронном режиме (через смартфоны). Проблема в другом – военные не смогут принять полноценное участие в избирательном процессе – как кандидаты в депутаты, как представители электоральных команд. Здесь нужно либо воевать, либо политикой заниматься.

Проведение выборов - это вопрос политической воли и желания

Политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что по существующему законодательству легитимность выборов фактически невозможна. Поэтому нужно либо изменять закон, либо ждать, когда будут более или менее нормальные условия для проведения выборов.

Политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев
Политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев

Также, по его мнению, в условиях продолжающейся войны фактически невозможно обеспечить присутствие на выборах независимых наблюдателей. Разве что на отдельных участках и регионах, где более или менее безопасно. А их присутствие зависит уже от субъективного фактора, политической воли и желания. О возможности участия в проведении выборов военнослужащих в опасных зонах можно будет говорить, когда будет снижение интенсивности военных действий или прекращение огня.

«Как обеспечить голосование тех 10 миллионов украинцев, которые выехали за границу или остались на оккупированных территориях? Есть только одна техническая возможность – если будет введено цифровое голосование», - говорит Андрей Золотарев.

По его словам, реальная стоимость выборов для украинского бюджета будет составлять около 10 миллиардов гривен. Кроме того, каждая партия из первой десятки потеряет не менее 40-50 миллионов долларов на ведение предвыборной кампании. Минимальная стоимость мажоритарной кампании составляет около 300 тысяч долларов.

«Но 10 миллиардов для 3 триллионов расходов госбюджета Украины, из которых собственные поступления составляют половину, это не столь крупная сумма. Потому вопрос не в стоимости выборов. Оно состоит в том, что выборы могут внести определенную дестабилизацию. Понятно, что нашим партнерам нужна перезагрузка украинских властей. Что они хотят избавиться от политической монополии команды Зеленского. Чтобы власти пришли более понятные для них и прогнозируемые люди. Но это можно сделать не только из-за выборов», - подчеркивает специалист.

Игорь ТЕМИН

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube