Эксперты объяснили, безопасно ли использовать дешевую замену бензина
На некоторых АЗС можно найти бензин с биоэтанолом, который стоит меньше обычного топлива. Однако для этого, утверждают эксперты, нет рыночных и налоговых оснований. Специалисты объяснили, безопасно ли использовать такой бензин.
Как передает издание UBR, биоэтанол - это технический спирт, который производится на основе пищевых или непищевых биологических компонентов. Его могут также добавлять к бензину на этапе производства для повышения октанового числа конечного продукта. Согласно техническим регламентам, в обычном бензине может быть только до 10% такого вещества. В случае если содержание превышает 30% - украинское законодательство классифицирует это топливо как "альтернативное". Оно облагается меньшими ставками.
На украинских АЗС бензин с биоэтанолом появился еще до полномасштабной войны, однако это стало очень популярной тенденцией. Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн объяснил, что ранее в бензин для повышения октанового числа добавляли тетраэтил-свинец, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Однако эти вещества вредны.
"Все это вредные добавки, которые запрещены и в Штатах, и в Европе. Чтобы заменить их и горючее топливо, в Европе обязали использовать биоэтанол", - отметил аналитик.
При этом украинские власти заинтересованы в том, чтобы потребление биоэтанола росло. Это связано с обязательствами Украины перед Европейским Союзом по увеличению доли возобновляемых источников в общих затратах энергии на транспорте. Однако идея замещения вредных веществ биоэтанолом полюбилась не всем игрокам рынка. Например, отмечается, что "Укрнафта" выступила против, когда в 2020 году депутаты "Слуги народа" предложили обязать АЗС относительно общего объема их месячной продажи моторного топлива было не менее 7% биоэтанола.
Кроме того, с нелегального рынка Украина изъяла топлива более чем на 1,6 миллиарда гривен. Сергей Куюн объяснил, что сейчас некоторые украинские импортеры просят европейских контрагентов производить для них бензин без биоэтанола из-за сложностей с хранением спиртового топлива. Однако это не всегда можно сделать.
"В Европе после производства партия бензина продается через неделю, а к нам она только неделю едет. Были случаи порчи нефтепродуктов во время хранения", - отметил эксперт.
Директор Украинская ассоциация производителей альтернативных транспортных топлив "Укрбиотопливо" Тарас Николайенко подчеркнул, что с начала полномасштабной войны производители столкнулись со значительным ростом внутреннего спроса - альтернативное топливо стало популярнее.
"У альтернативного топлива несколько меньшая теплота сгорания и, соответственно, на 7-10% выше расход по сравнению с обычным. Поэтому для потребителя оно становится интересным, когда на 15% дешевле. Если на потолке цена обычного бензина – 50 гривен за литр, то альтернативный не должен быть дороже 42,5 гривны за литр. Если он стоит 40 гривен за литр, то, условно, потребитель может выиграть 2,5 гривны на литре", - пояснил специалист.
В то же время по данным Института потребительских экспертиз такое топливо может быть безопасным для автомобиля. По результатам исследования 2015 года эксперты пришли к выводу, что это топливо мало чем отличается от обычного. Сергей Куюн считает, что создать качественное "альтернативное горючее" можно, но это не будет рентабельно.
"По тем документам, что я видел, к бензину А-92 просто добавляется биоэтанол. В чистом виде такую смесь нельзя использовать в машинах, потому что там будет много параметров, которые будут противоречить техрегламента, например, чрезмерно высокое октановое число" , - отметил директор "Консалтинговой группы А-95".
С началом полномасштабной войны предложения на рынке стало меньше. Директор Украинская ассоциация производителей альтернативных транспортных топлив "Укрбиотопливо" Тарас Николаевенко пояснил, что одна из причин – это подорожание нефти.
"До войны мы производили в среднем 70-80 тысяч тонн, из них 40-60 тысяч тонн уходило на украинский рынок, а на зарубежный - 20-30 тысяч тонн. Однако тогда нефть стоила 40 долларов за баррель, поэтому альтернативное топливо было неинтересным. А сейчас нефть подорожала, что меняет ситуацию", - подчеркнул аналитик.
Несмотря на высокие налоги и подорожание нефти, все равно на некоторых АЗС во время полномасштабной войны появлялся бензин с биоэтанолом по цене в 40 гривен за литр. Эксперты считают, что причиной может быть невысокое качество. Отмечается, что такой вид горючего производят из традиционного бензина, который является его базой, и, скорее всего, является дешевым прямогонным суррогатом из мини-НПЗ. Такой бензин может быть опасен для автомобиля.
Из-за такого некачественного горючего автомобиль может выйти из строя. Однако машины со старыми карбюраторами иногда могут "переваривать" этот бензин нормально. Однако трудно угадать, когда следует или не стоит рисковать.
В Украине, несмотря на полномасштабную войну больше не прогнозируют дефицит горючего. Об этом также говорил премьер-министр Украины Денис Шмигаль. По словам главы правительства, дефицита не наблюдается и в нашем государстве, и в странах Европейского Союза. При этом он отметил, что эта тема регулярно обсуждается с представителями ключевых сетей.
"Поэтому видим спокойную рыночную ситуацию с нормальной поставкой и продажей дизеля и бензина. Дефицит не ожидаем", - добавил Денис Шмигаль.
В то же время многие эксперты делятся неутешительными прогнозами по ценам на топливо осенью 2023 года. Реальная цена на бензин осенью 2023 года может достичь 60 гривен за литр. Однако, полагают аналитики, ценники некоторых крупных АЗС могут долго оттягивать этот момент удорожание. Подчеркивают, что если черное золото пробьет отметку в 90 долларов за баррель, то уже в сентябре стоимость топлива на АЗС может достичь 63-64 гривен за литр.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.