Рассказываем о том, что это за новое искусство и как самому создать "нейрокартинку"
Нейрокартины становятся оружием на артфронте, ведь помогают обходить цензуру в Facebook. Им могут использовать журналисты или писатели для иллюстрирования статей, книг и журналов. Бросит ли это вызов художникам, занимающимся компьютерной графикой профессионально?
Своими наблюдениями с Информатором поделились художницы Мария Шарлай и Беата Куркуль. Их работы активно "шерят" в соцсетях, поэтому пора исследовать инструмент, с помощью которого эти картины создали - нейросеть Midjorney.
Кстати, вы можете самостоятельно попробовать ее здесь мы пошагово описывали процесс и визуализировали по своему вкусу гимн Украины.
Беата Куркуль работает с компьютерной графикой с 2006 года, а профессионально – с 2008, когда устроилась на работу концепт-художником в студию разработки компьютерных игр. Нейросети стали ее инструментом с июня этого года.
"Сначала это были простые и условно бесплатные вроде Dream от Wombo, потом познакомилась с MidJourney и надолго застряла там", – сказала Беата.
Подавляющее большинство ее работ на MidJourney – это заготовки, которые затем довершит художница, рисуя поверх них. Их около сотни. Основное направление работы - военный арт, часть сгенерированных картинок Беата Куркуль объединила в циклы: “Fields of Ukraine” (комбинации полей, неба и военной тематики), “Til Valhalla” (посвящённый погибшим воинам), “Flowers of Ukraine” ( это огромные цветы, популярные в Украине, в сочетании с артиллерией и военной техникой и Candles of Ukraine. Концепцию последнего художница еще не оформила до конца. Однако представляет ее как серию картин, посвященных погибшим и умирающим воинам, где в разных видах присутствуют свечи. Есть еще три группы изображений, посвященных ССO, военным медикам и "Призраку Киева" - они ждут своей очереди.
Мария Шарлай 9 лет работала коммуникационницей. Сейчас она работает на фрилансе иллюстратором, занимается комиксами и графикой. Признается, что всегда интересовалась нейросетью и попробовала ее, как только она стала доступна. Через три недели Мария создала около 2 тысяч работ, но не все показывала. Для художницы такой инструмент стал арттерапией. Первые 500 картинок были изображением того, как пылает кремль – всеми способами. Она использовала разные стили, а сейчас идет в сторону абстрактного и сюрреалистического.
"Мне неинтересно, чтобы это было похоже на картину Куинджи или Айвазовского с таким гиперреализмом или чтобы это было похоже на компьютерную графику", - сказала Мария.
Художницы готовы испытать нейросеть до того, как она не сгенерирует идеальную картинку. По словам Беаты Куркуль, в среднем на картину уходит до часа. Иногда получаете нужное изображение через 15-20 минут. А иногда следует упорно заставлять нейросеть генерировать вариант за вариантом, изменять параметры текстового запроса, чтобы добиться результата.
Мария Шарлай говорит, что много времени уходит на поиск тем и образов, а картинка генерируется 20-30 секунд. Иногда использует программу в качестве "записной книжки" - в течение дня несколько раз возвращаться и "записывать" все, что приходит в голову. Делясь своим опытом, она отмечает, что работа визуализатора и иллюстратора состоит в том, чтобы выбрать среди тысяч и сотен вариантов. Кроме того, следует найти путь и слова. Художница напоминает, что для создания картинки для журнала Forbes у нее ушло 4 часа.
“Мне оно похоже на написание стихов. Когда ты переписываешь, подбираешь слова, катаешь их туда-сюда, придумываешь какую-нибудь тему. Ты обретаешь эти образы”.
Беата Куркуль сообщила, что о массовой продаже пока речь не идет, ведь это не основная работа иллюстратора и арт-директора. Впрочем, после того как ее работы стали популярны, пришли запросы на принты. Художница сделала некоторые из них доступными в онлайн-магазине.
Мария Шарлай говорит, что все заказы выполняет скорее для помощи, чем для заработка. Однако не для всех. Ее "херсонские" иллюстрации стали открытками, деньги от продажи которых ушли на армию. Нейрокартинки также не являются основной работой художницы. Но ей нравится то, что вместо правок и довершений по требованию заказчика она может сгенерировать сотню других картинок и предложить их. Художница рассказала о юридических аспектах. По ее словам, разработчики платформы оставляют за собой авторские права на картинки, но позволяют их публиковать и использовать по собственному усмотрению.
Несомненный "плюс" MidJourney - это скорость. С этим согласны обе художницы. По словам Марии Шарлай, ей бы пришлось потратить на одну картинку неделю. А сейчас она видит это как визуальные патроны, которые можно транслировать наружу. Из опыта работы над картинкой для Forbes Мария знает, что нейросеть позволяет выбирать картинку среди кучи вариантов, и это уже другой уровень "творческих мук". Здесь полагаешься на свой вкус и насмотренность. До этого приходилось тратить несколько месяцев, перерабатывать и доделывать картинку.
Формат создания картины – текстовый запрос – тоже является “плюсом” для MidJourney.
"В чем нейрокартинки имеют неоспоримое преимущество – для их производства не нужны ни графический планшет, ни сложные программы типа Фотошопа, Блендера или 3Д-Макса. Надо лишь составить текстовый запрос и понимать, что ты хочешь увидеть в результате", – сказала Беата Куркуль.
А Мария Шарлай рассказала о достаточно практических функциях нейрокартин. Используя новости для запроса, можно быстро формировать картинки и визуализировать ими статьи или новостную ленту в соцсетях и даже в самом Midjourney. Учитывая, как Facebook и Instagram блокируют сообщения украинцев, это помогает обойти цензуру и становится оружием на артфронте. Хотя и в нейросети есть определенные ограничения, она не позволяет изображать отвратительные вещи.
"Я не придумываю какой-то текст, а пишу в эту нейросеть новости какие-то текущие - когда они обстреливают города, захватывают ЗАЭС. И это визуализация новостей. Это тоже дает информационную повестку", - говорит Мария Шарлай.
Мария Шарлай делится статистикой и ссылается на разработчика программы Дэвида Хольца. Следовательно, 50% пользователей просто развлекаются программой и тренируют внимание. Обычно они публикуют картины, которые кажутся схожими. 30% – это профессионалы, которые используют результаты в работе для создания концепт-артов, разработки персонажей и поиска деталей. И 20% относятся к процессу как к арттерапии, даже ничего не публикуя.
По поводу художников Мария говорит, что нейросеть доставляет иллюстратору ускоренное удовольствие от этапа поиска. В своем "пузыре" она слышала только одобренные отзывы о программе. Но преимуществом создания остается только культурный фундамент человека. И даже у тех, кто никогда не рисовал, но многие слышали и читали об искусстве, могут получиться картины, непохожие на другие.
Беата Куркуль не видит ничего плохого в том, что нейрокартины стали популярными среди широкой аудитории.
"Это отличная арт-терапия, возможность для нехудожников окунуться в мир творчества, сделать себе картинки для книг, каких-то баннеров и т.п., если нет бюджета по заказу аналогичных штук у живых художников. И нет, это не беда для художников. Скорее, повод еще раз вспомнить, что художник, как и нейросеть, должен постоянно совершенствоваться и работать над собственными навыками. В каком-то смысле такие нейросети – это еще и испытание самих художников. Замкнутся они именно на нейросети и ограничат себя только ее рамками, или сделают инструментом для себя одним из многих" .
Мария Шарлай запрещает себе дискутировать о том, искусство это или нет, потому что сейчас много более важного и полезного. Она считает, что нейросеть – это инструмент, который никогда не заменит художника. И сравнивает это с появлением фотографии: художники никуда не исчезли, но появились фотографы.
"Это новое генеративное искусство, но с другими людьми, какие-то новые виды художников", – сказала Мария.
Беата Куркуль сообщила о зарождении нового направления в искусстве – Artificial Intelligence Art. На данный момент, его единственный отличительный признак – это создание с помощью нейросети. Однако, как и нейросеть, он еще находится на стадии разработки. Художница обращает внимание, что даже в этой системе далеко не каждый сможет составить точный текстовый запрос и добиваться от нейросети нужного изображения. Для этого следует понимать, чего хочет автор. 3D, 2D-графика и фотобаш - все это может создать нейросеть, но от живого художника она будет более интересной и законченной.
"А вот с чем мы имеем все шансы столкнуться, так это засилье сгенерированных АІ картин в портфолио или галерее художника среди профессионалов будет считаться плохим вкусом. Художникам, которые решат творить исключительно с помощью нейросетей, еще придется побороться за свое место под солнцем и признание себя создателями ".
София Елагина