Закончится ли война в 2025 году - экономист дал неутешительный прогноз на основе Госбюджета-2025

По мнению экономиста, разморозка политических процессов в Украине с возможностью выборов займет почти весь год, при этом определенные ограничения прав и свобод граждан могут действовать и дальше, в том числе и закрытые границы, все эти социальные, геополитические и экономические факторы заложены в бюджет

Война и бюджет
Война и бюджет

Верховная Рада одобрила законопроект о государственном бюджете на 2025 год во втором чтении 20 ноября. Экономист Алексей Кущ проанализировал бюджетные параметры и пришел к неутешительным выводам о развитии украинской экономики в следующем году. По его мнению, в 2025 году экономика будет находиться в своеобразном лимбе или чистилище между адом войны и раем восстановления. Война, может быть, с полномасштабной перейдет в военный конфликт низкой интенсивности с частичной демобилизацией военных. Но значительная часть ВСУ будет находиться на линии разграничения, то есть ключевые расходы бюджета — и дальше на сектор обороны.

Кончится ли война в 2025 году - экономист дал неутешительный прогноз на основе Госбюджета-2025 1

По ожиданиям, номинальный ВВП вырастет с 7,48 трлн. до 8,47 трлн. грн. Увеличение валового продукта в номинале будет таким образом составлять почти 1 трлн грн, или 13%. Следует обратить внимание на существенное торможение темпов реального экономического роста валового продукта с плановых 3,5% в 2024 году до 2,7% в 2025 году.

«Правительство, по всей видимости, ожидает возможности продолжения войны на протяжении всего следующего года. Итак, на год откладывается и начало динамичного восстановления украинской экономики. Здесь можно предположить наличие еще одного сценария, а именно определенной заморозки войны (перевод ее в формат военного конфликта низкой интенсивности), но все равно без ожидания запуска проектов по динамическому восстановлению”, - отметил Алексей Кущ.

По мнению аналитика, для выхода на довоенный тренд развития Украина должна ежегодно расти на 8% в течение минимум трех лет. Естественно, фактора только проектов восстановления тут очевидно недостаточно — нужно запускать и новенькую экономическую модель роста. Но, судя по плановым показателям на 2025 год, ни первого, ни второго в следующем году не будет.

  • Повышение средней зарплаты ожидается с 20,58 тыс. грн до 24,4 тыс., при этом в Украине осталось около 7 миллионов налогоплательщиков — физических лиц (кроме физических лиц-предпринимателей). По сравнению с довоенным уровнем падение почти в полтора раза. В структуре рынка труда все большую роль будет играть бюджетный сектор.
  • Девальвация гривны — с 40 до 45 грн за доллар, то есть чуть больше 10%, что почти соответствует запланированному показателю инфляции.
  • Темпы роста экспорта увеличатся с 4,7 до 7%. Это возможно за счет либо повышения мировых цен на наше сырье, либо улучшения портовой логистики.

Тем не менее, темпы увеличения импорта сократятся с 6,3 до 3,7% (год до года). Это можно объяснить именно отсутствием планов по масштабному восстановлению экономики, ведь при наличии таких программ можно было ожидать существенного роста импорта, прежде всего технологического. Но можно рассмотреть и версию сокращения импорта двойного назначения, являющегося признаком планов по переводу войны в формат военного конфликта низкой интенсивности.

"В целом эти макропоказатели - признак дальнейшей атрофации производительных сил украинской экономики, прежде производственных", - говорит Алексей Кущ.

Он отметил, что в бюджете-2025: из источников формирования Государственного дорожного фонда (специальный фонд бюджета) более 43 млрд грн переброшено в общий бюджетный фонд. Это означает фактически заморозку дорожного строительства во время войны, хотя это и определенные объективные предпосылки. То есть 39,3 млрд грн акцизного налога с произведенных в Украину и ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), в том числе из транспортных средств и горючего, не будут использоваться на дорожное строительство, а пойдут в общий фонд бюджета.
За счет принятие ряда налоговых новаций увеличен и прогноз налоговых сборов.

К примеру, налог на «банковские прибыли, надутые ветром», принесет дополнительно в бюджет 41 799 млн грн. Корректировка показателя рентной платы за пользование недрами для добычи других полезных ископаемых общегосударственного значения принесет всего 420 млн грн. Ожидается уменьшение налога и сбора на доходы физических лиц на 20 119 млн грн и дивидендов (доходов), начисленных на акции (доли) хозяйственных Для решения вопросов как социального, так и экономического характера предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета, в частности, на:

  • развитие вооружения и военной техники – 1 млрд грн;
  • грантовую поддержку научных исследований Национальным фондом исследований - 143,1 млн грн;
  • проведение совместных научных исследований в рамках международного двустороннего сотрудничества - 19,3 млн грн;
  • предоставление помощи на проживание внутри перемещенным лицам - 1 млрд грн;
  • для государственной поддержки развития животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции – 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу по обеспечению функционирования операторов критической инфраструктуры в области гражданской авиации - 827,9 млн грн;
  • новую бюджетную программу «Государственный фонд регионального развития» – 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу «Предоставление компенсации для восстановления отдельных категорий объектов недвижимого имущества, поврежденных в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации, с использованием электронной публичной услуги «єВідновлення» — 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу «Компенсация за уничтоженное жилье» – 3 млрд грн».

“Как видим, рост по важным социальным и экономическим программам достаточно номинальный. Здесь следует обратить внимание только на увеличение финансирования критической инфраструктуры гражданской авиации, что может сигнализировать о начале возобновления авиационного сообщения в Украине в 2025 году", - подытожил Алексей Кущ.

Стратегическим инвестиционным советом также одобрены предложения министерств по публичным государственным инвестициям по 36 проектам на сумму 36,43 млрд грн, в частности:

  • образование - 11 800 млн грн;
  • водоснабжение – 8 000 млн грн;
  • социальная защита - 5 995 млн грн;
  • здравоохранение - 5 642,9 млн грн;
  • транспорт - 4 419 млн грн;
  • государственное управление - 502 млн грн;
  • культура (укрытие) - 70 млн грн.

Финансовый ресурс местных бюджетов увеличен на 19845,9 млн грн. Объем доходов местных бюджетов плюс 7 733,4 млн грн. Объем межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам увеличен на 12 112,5 млн. грн. В частности, на 1 млрд грн увеличены расходы на аварийно-восстановительные работы жилищно-коммунальной сферы в г. Харьков.

“Кстати, увеличение дополнительной дотации центрального бюджета местным связано с сокращением ожидаемых поступлений по налогу на доходы физических лиц 2025 года на 20 млрд грн (что может свидетельствовать об ожидании частичной демобилизации военных, являющихся плательщиками этого налога, — те же планы с заморозки войны). В целом изменения в проект бюджета свидетельствуют, что в 2025 году экономика будет находиться в своеобразном лимбе или чистилище между адом войны и раем восстановления. Война, может быть, с полномасштабной перейдет в военный конфликт низкой интенсивности с частичной демобилизацией военных. Но значительная часть ВСУ будет находиться на линии разграничения, то есть ключевые расходы бюджета — и дальше на сектор обороны. В то же время геополитические риски будут оставаться высокими, что не позволит запустить масштабные программы восстановления и привлекать новые инвестиции. Не будет на это и соответствующих средств”, – считает Алексей Кущ.

По мнению экономиста, разморозка политических процессов в стране (с возможностью выборов) займет почти весь год, при этом определенные ограничения прав и свобод граждан могут действовать и дальше, в том числе и закрытые границы. Все эти социальные, геополитические и экономические факторы и заложены в бюджет, который можно назвать условно реалистичным, но от которого зависит выживание государства в следующем году.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube