UA

Выборы без отдельных территорий - Верховная рада и ЦИК готовят новый проект закона

Читати українською

Наиболее дискуссионная часть проекта закона – раздел о критериях определения территорий, где невозможно будет провести выборы

Читати українською
Выборы
Парламент и ЦИК готовят правила для послевоенных выборов в Украине

Наиболее дискуссионная часть проекта закона – раздел о критериях определения территорий, где невозможно будет провести выборы

Профильный подкомитет Верховной рады Украины вместе с представителями ЦИК и общественным сектором презентовали проект закона об установлении невозможности организации и проведение выборов граждан Украины на отдельных территориях. Это произошло без участия медиа, текст документа решили не обнародовать. Чтобы избежать политизации и обвинений в очередной "измене".

Как сообщает LB.ua Заместитель председателя ЦИК Сергей Дубовик подтвердил, что работа над текстом продолжается не первый месяц. Так что встала важная задача – принять целостный закон об особом порядке организации и проведение послевоенных выборов. Учитывая уже деоккупированные территории, безопасность и другие факторы и вызовы войны.

Народная депутат Алина Загоруйко рассказала, что проект предлагает изменения в избирательный кодекс и административное судопроизводство Украины в части организации и проведения парламентских, президентских, местных выборов и референдумов. Ключевая задача, как отметил первый вицеспикер Александр Корниенко – определение органа, который должен устанавливать возможность или невозможность проведения выборов на отдельных территориях. По его словам, этот вопрос вызвал длительные дискуссии. В начале звучала идея, чтобы таким органом был СНБО.

"Но сами представители СНБО этого не очень хотели", – сказал Корниенко.

Поэтому, наконец, предложена конструкция, когда органы сектора безопасности, местные органы власти или военные администрации, ВГА обращались бы в ЦИК с ходатайствами о невозможности проведения выборов на соответствующих территориях. Далее ЦИК представляет предложения в Верховную раду, которая голосует за постановления по каждому участку.

В то же время он признал, что только КСУ может наконец определить конституционность или неконституционность этого механизма. К заключению КСУ – действует презумпция конституционности. По словам юриста Леонида Емца, даже в случае отрицательного заключения КСУ уже после проведения таких выборов они все равно будут легитимными.

Второе предложение проекта – внести изменения в регламент ВРУ, чтобы подготовить решение относительно установление невозможности проведения выборов или референдума занималась временная специальная комиссия. Этот коллегиальный орган из представителей разных фракций и групп на второй день после создания должен послать запросы в Миноборону, внутренние дела, Нацполицию, СБУ и другие органы по предоставлению информации на ходатайство ЦИК о невозможности проведения выборов.

Корниенко отметил, что эта норма точно требует доработки и дискуссий. Также не исключается, что в конце концов, таким органом может быть Кабмин, потому что "он имеет всю полноту информации в отличие от ВР, которой нужно создавать еще и комиссию, чтобы эту информацию получить". Заместитель председателя ЦИК Сергей Дубовик считает, что оптимальным было бы предоставление такого права об определении территорий именно Кабмина, которому подчинены ВГА и отдельные правоохранительные органы. Бывший член ЦИК и юрист Андрей Магера заявил, что во избежание принятия политических или субъективных решений о невозможности проведения выборов на отдельных территориях Кабмин должен сработать в унисон ЦИК и СНБО.

"Эти три органа вместе могли бы определять такие территории, это было бы приемлемой конструкцией", – предложил Магера.

Наиболее дискуссионная часть проекта – раздел о критерии определения территорий, где невозможно провести выборы. В документе прописаны четыре общих признака. При наличии хотя бы одной могут принять решение о невозможности проведения выборов:

  • такие территории являются деоккупированными территориями или на них велись боевые действия и они подверглись непосредственному негативному влиянию вооруженных формирований российской федерации,
  • такие территории расположены в пределах области, в которой проходит государственная граница Украины с российской федерацией или Республикой Беларусь,
  • В течение последних шести месяцев на таких территориях происходили обстрелы со стороны российской федерации или Республики Беларусь, в результате которых погибли и/или ранены гражданские лица,
  • на соответствующих территориях введен режим ограниченного доступа, в том числе с учетом минной опасности.

В следующем разделе проекта эти признаки несколько конкретизируются перечнем критериев. Однако они тоже достаточно абстрактны. Например, предлагаются критерии интенсивности обстрелов, инцидентов с минной опасностью среди гражданских. Но без указания алгоритмов установления необходимого или граничного их количества. Добавляются критерии ограничения передвижений людей и транспорта, угрозы террористических атак, необходимость надлежащей работы банков, медучреждений, СМИ и т.д. В случае учета всех критериев в список запрещенных "могут неожиданно попадать некоторые области". Корниенко отметил, что при доработке критериев, манипуляций не будет.

Когда ждать финальный текст закона

Корниенко предположил, что доработанный проект может быть включен в тело единого обширного закона о послевоенных выборах. По его словам, обсуждается вариант, что это будет одноразовый закон.

По прогнозу Загоруйко, в этом году парламент точно не увидит окончательную редакцию. Дубовик уверен, что проект закона нужно принимать как можно скорее, чтобы должным образом подготовиться к выборам. Плюс – проработать особенности для деоккупированных территорий, возобновление работы политических партий, прописать предохранители по баллотированию коллаборантов. Он также обратил внимание на то, что в драфте есть норма о необходимости обновления реестра избирателей. ЦИК уже принял постановление №60 о возобновлении технической эксплуатации реестра. Готовится новая комплексная программа защиты, тестируют каналы связи. После этого стартует второй этап, когда месяц за месяцем будет обновляться реестр для возвращения его в онлайн режим. И уже тогда он станет базой для составления списков избирателей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.