Несмотря на войну, украинский рынок все еще остается в пределах первой пятерки по объему бизнеса среди 25 стран присутствия сервиса и является приоритетным для головного офиса Glovo
Генеральный директор Glovo Марина Павлюк рассказала в интервью о развитии в условиях войны и ближайших планах компании в Украине. Тем не менее, в 2022 году компания начала работать в 5 новых городах и открыла целый ряд новых сервисов.
До вторжения Украина была третьим по величине рынком Glovo и центральным для региона Восточной Европы. Несмотря на войну, украинский рынок всё ещё остаётся в пределах первой пятёрки по объёму бизнеса среди 25 стран присутствия сервиса и является приоритетным для головного офиса Glovo.
«В 2022 году мы входили уже как часть немецкой компании Delivery Hero и имели амбициозные планы роста бизнеса в городах, где уже присутствовали и увеличения зоны покрытия сервиса в новых городах. Наши планы сосредоточились на развитии вертикали q-commerce – мы собирались расширять сеть магазинов Glovo Express, а также подключать партнёрские супермаркеты. В фокусе было развитие «облачных» кухонь и собственных виртуальных франшиз. Полномасштабное вторжение приостановило открытие новых магазинов, однако с другой стороны, ускорило запуск собственных брендов и появление онлайн-услуг на платформе – телемедицину, заказ клининга и т.д. В городах, где из-за военных действий не было возможности возобновить работу сервиса, мы сделали доступными услуги онлайн-консультаций с врачами и предоставили возможность донатить благотворительным организациям удобным способом внутри приложения», – рассказывает Марина Павлюк.
С началом полномасштабного российского вторжения Glovo мы приостановили операции сервиса во всех городах всего на два дня. Это время было необходимо, чтобы согласовать дальнейшие шаги и понять, как работать дальше. Мы отслеживали ситуацию в городах, где было относительно безопасно и постепенно начали возобновлять работу, двигаясь из западного региона в центр. С лета компания даже начала расширять штат. Даже при полномасштабном вторжении, Glovo появился в пяти новых городах на Западе Украины.
«Glovo начинался как стартап, поэтому компания привыкла к краткосрочному планированию на три, максимум шесть месяцев, и оперативно подстраивается под внешние изменения. За период полномасштабного вторжения мы в очередной раз убедились в основных преимуществах нашей бизнес-модели. Первые месяцы вторжения ситуация была настолько острой, что многие люди и ГО не имели доступа к продуктам, лекарствам, услугам, поэтому компания отказалась от комиссии за пользование платформой для партнеров, включая аптеки, и некоторое время не получала финансовой выгоды. Весь операционный доход компания перечисляла ГО «Вернись живым» и обеспечивала доход активным курьерам. Мы адаптировали нашу деятельность к условиям военного времени: платформа работает согласно комендантским часам и синхронизирована с воздушными тревогами. В городах, где ситуация остается напряженной, при сигнале тревоги приложение прекращает работу и возобновляет её, когда опасность проходит. В условиях, когда в городах большинство заведений и магазинов еще не возобновили работу, мы расширили радиусы покрытия сети Glovo Express и создали для наших пользователей больше возможностей заказывать. С каждой неделей мы видим, что партнеры хотят работать, открываются новые заведения», – рассказывает Марина Павлюк.
К концу 2022 года Glovo уже смог возобновить бизнес на 90 % довоенного уровня. Glovo работает уже в 38 городах. Сервис быстро возвращается в города, которые были освобождены и активно восстанавливают ресторанную инфраструктуру. Так, осенью Glovo вернулось в Харьков, а в декабре возобновили работу в Николаеве. К сожалению, из-за высокой степени опасности сервис всё ещё не работает в Херсоне.
Важным направлением развития в 2022 году было развитие собственных брендов. С лета компания начала работать над виртуальными франшизами Glovo Concepts.
«Мы передаём их в пользование партнёрским учреждениям на определённых условиях, и это помогает партнёрам увеличить прибыль в среднем на 10-15 % и оптимизировать затраты. Несмотря на войну, продолжаем реализацию трех важных проектов: Glovo Acts, Glovo Access и Glovo Local», – говорит Марина Павлюк.
Glovo Acts заключается в помощи пострадавшим от российской агрессии украинским городам через сотрудничество с местными органами власти для улучшения и развития велосипедной инфраструктуры. До конца 2022 года Glovo инвестировала в программу более 2 млн гривен.
Glovo Access – программа, направленная на то, чтобы вместе с местными правительствами и неприбыльными организациями помогать внутренне перемещённым лицам и тем, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах в результате войны.
Glovo Local помогает небольшим компаниям ускорить диджитализацию, расширить каналы продаж и найти новых клиентов. Мы предлагаем особые условия для внутренне перемещенного бизнеса и пострадавшего от войны.
«Сеть Glovo Express в настоящее время состоит из одиннадцати магазинов в пяти городах страны. Уровень продаж и другие показатели уже значительно превысили довоенные, поэтому в 2023 году планируем открытия в новых городах и расширение сети. Даже в условиях плановых отключений электроэнергии наши магазины работают и доставляют всем желающим необходимые товары. Мы пополнили ассортимент фонарями, павербанками, свечами и термосами, на которые сейчас огромный спрос. Во время блекаутов важно оставаться на связи, поэтому люди активно заказывают сим-карты и подключаются к разным операторам. Возрос спрос на ready-to-eat еду – сублимированную или уже готовую, которую просто необходимо подогреть или залить кипятком. Магазины Glovo Express работают и во время блекаутов: включаем генераторы, помещение освещаем с помощью портативных ламп и фонарей», – говорит Марина Павлюк.
«Мы в Glovo привыкли к созданию краткосрочных планов, и, начиная с 2022 года, сервис стал частью компании Delivery Hero и мы начали разрабатывать стратегию на год. В настоящее время планирование происходит в условиях абсолютной неопределенности. Это новый навык, который украинские бизнесы должны усвоить в этом году и использовать в следующем. Каждая компания адаптировалась по-своему, потому что универсального подхода нет. Вызовы в 2023 году невозможно предсказать, но мы делаем осторожные прогнозы и верим в позитивное развитие событий. Есть амбиция работать повсюду, где будет украинский флаг. Многое будет зависеть также от скорости восстановления городов и инфраструктуры и наращивания потенциала рынка HoReCa путем восстановления покрытия ресторанов и запуска новых. Мы настроены не отставать и план расширения работы сервиса», – говорит Марина Павлюк.
Марина Павлюк присоединилась к Glovo в 2018 году и была среди первых сотрудников, запускавших бизнес в Украине. В течение 2018-20 годов она руководила разработкой и имплементацией маркетинговой стратегии, усовершенствованием пользовательского опыта (UX), отвечала за позиционирование испанского бренда Glovo в Украине, а также за сотрудничество с брендами и коммуникационную стратегию. С 2020 года Марина отвечала за эти направления в регионе Восточной Европы и Центральной Азии (Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Армении) и занимала должность директора по маркетингу и развитию компании Glovo.
Компания Glovo основана в Барселоне, сегодня работает более чем в 1500 городах в 25 странах мира на трех континентах – Европе, Центральной Азии, Африке. Ежемесячно во всем мире платформой Glovo пользуются более 5 млн активных пользователей, заказы доставляют более 70 тыс. курьеров, а количество ассоциированных партнеров составляет 150 тыс. человек.
В Украине сервис Glovo приступил к работе в октябре 2018 года и до 24 февраля 2022 года был представлен в 39 городах. В период полномасштабного российского вторжения сервис возобновил работу уже в 38 городах.
Ранее Информатор сообщал, что годовая аналитика Glovo Delivered 2022 свидетельствует, что в прошлом году украинцы в 1,5 раза чаще заказывали доставку мексиканской пищи. В то же время всё чаще пользовались доставкой непродовольственных товаров, а самые щедрые чаевые оставляли в небольших городах.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.