UA

Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога

Читати українською

Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога

Читати українською
Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога

Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога

Военный сбор — в специальный фонд Государственного бюджета. С такой инициативой выступили народные депутаты от фракции «Голос». По словам народных избранников, законопроект позволит увеличить финансирование Вооружённых Сил Украины, в чём остро нуждается Украина на фоне 8-летней войны с Россией. Законодательную инициативу зарегистрировали в Аппарате Верховной Рады и едва не включили в повестку дня. 

Информатор разбирался, где «оседают» военные налоги и действительно ли специальный фонд может направить деньги на армию. 

Зачем ввели военный сбор

Полтора процента от дохода – такова ставка военного сбора, которую отчисляют украинцы для финансирования Вооружённых сил Украины.

Этот налог был введен ещё в 2014 году, когда Россия оккупировала Крым и часть территорий на Донбассе. В то время украинская армия была не просто не боеспособной, а «голой и босой», поскольку каждая власть смотрела на ВСУ как на нечто необязательное: боевая техника списывалась и продавалась за границу, а численность Вооружённых сил страны постоянно сокращалась. Тотальная коррупция и привела к тому, что начало войны с Россией украинские военные встретили чуть ли не с пустыми руками.

Инициативу введения такого небольшого налога для военных одобрила и Верховная Рада, и народ. Предполагалось, что дополнительные средства закроют потребности армии и поддержат военнослужащих. По крайней мере, именно такая цель была озвучена. И несмотря на небольшую ставку сбора, общая сумма набегает немалая.

Только за прошлый год было собрано 28,6 млрд. гривен военного сбора, а за весь период с 2014-2021 гг., по информации Государственной казначейской службы Украины – 131,9 миллиарда гривен.

Эти средства, уплаченные на содержание армии, можно было бы направить на обеспечение деятельности ВСУ, подготовку кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава и ветеранов военной службы. Но полуторапроцентные отчисления оказались военными лишь на словах, так как попадают они в глубокий и мутный котел — общий фонд государственного бюджета — и могут тратиться совсем на другие цели.

Куда уходят 1,5 %

Как отмечают некоторые народные депутаты Украины, военные деньги распределяются, как заблагорассудится. Из этой статьи доходов часто деньги получают те, кто к армии и отношения никакого не имеет. Чтобы вся сумма военного сбора шла на нужды обороны, а не для затыкания бюджетных дыр, нардеп Ярослав Юрчишин и группа депутатов от фракции «Голос» зарегистрировали законопроект 6566 и призвали народных депутатов поддержать это предложение, ведь «от него напрямую зависит наша жизнь, безопасность и независимость».

Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога 1

В комментарии Информатору законотворец Юрчишин отметил, что проконтролировать, сколько средств направляется на армию практически невозможно, поскольку они распределяются в «ручном» режиме пропорционально всем потребностям. Следовательно, армии досталось лишь ориентировочно 10 % – а это 3 млрд вместо возможных 28,6 млрд.

Военный сбор не для военных: кто контролирует 1,5 % общего налога 2

«Эти деньги и по логике, и по названию налога должны идти по целевому назначению в широком смысле этого слова: на обороноспособность и безопасность государства, укрепление границ, финансовое и медицинское обеспечение военных. И первым приоритетом должна быть поддержка и совершенствование вооружения и приведение его к стандартам НАТО. Вторым пунктом является вопрос соцпакета армейцев, в частности, ликвидация задержки заработных плат, выплата сдельных, премий. Да и программа обеспечения военных жильем существует, так что вполне логично, если она будет продвигаться из военного сбора. Но поскольку спецфонда нет, например, как дорожного, который бы аккумулировал средства исключительно на обеспечение армии, миллиарды, полученные по налогу, ушли в неизвестном направлении. И это в то время как в Украине идет война. Поэтому этот вопрос необходимо законодательно урегулировать и направить поступления от военного сбора в специальный целевой фонд, который полностью будет использоваться для нужд обороны», – говорит Ярослав Юрчишин. 

А граждане тоже хотят знать, что именно сделали для армии за их кровные, ведь власть, называя этот сбор военным, чётко дала понять обществу, что эти средства будут идти именно на военные нужды. Но оказывается, и тут всё нечисто. Ведь одно дело – отдавать средства на закупку качественных бронежилетов и снаряжения, чтобы спасать воинов от пуль снайперов, другое – закатать их в асфальт или приобрести новенькие компьютеры для чиновников.

Поможет ли спецфонд? 

«Увеличение бюджета ВСУ возможно минимум на 25 млрд грн. Конечно, это не значит, что не придется дофинансировать армию, однако гарантирует, что все средства, которые общество платит в поддержку военных, будут использоваться по целевому назначению», – говорит Ярослав Юрчишин

Однако военный эксперт Игорь Козий говорит, что ситуация может измениться только в случае, если реформировать все ведомство Минобороны. Одной законодательной инициативы может не хватить. 

«Поскольку оборонный бюджет распределяется между оборонными ведомствами безопасности, необходимо выделить службу внешней разведки и СБУ и сделать их невоенными. Только так можно избежать размывания средств», – говорит Козий.

Но изменения в Бюджетный кодекс вместе в законопроектом 6566, говорит Ярослав Юрчишин, будут рассмотрены уже на текущей сессии.

«Была попытка его включить в повестку дня даже 1 февраля, но банально не хватило 5 голосов. Не проголосовала, вполне ожидаемо, пророссийская партия «ОПЗЖ», да и среди представителей большинства также нашлись те, кто не поддержал. Надеюсь, что в середине февраля сможем за него проголосовать», – надеется Юрчишин. 

С принятием этого законопроекта, по мнению народного депутата, обеспечение армии и военных станет более привлекательным, а значит, увеличатся возможности защиты ее суверенитета и территориальной целостности. А налогоплательщики смогут проследить, сколько техники модернизировали и отремонтировали, сколько нового вооружения закупили, скольких защитников вылечили.

Но самое главное – украинцы получат уверенность в том, что их деньги пошли на поддержку защитников государства, а не на прихоти чиновников.

Ранее Информатор писал о новом налоге на доходы украинцев: когда введут и за что придётся платить

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Марианна Черкасец

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.