UA

В Верховной Раде готовят два варианта налогообложения криптовалют: что предлагают

Читати українською

Многие верят, что законопроекты будут приняты в начальных редакциях

Читати українською
В Раде работают над введением легального и работающего рынка виртуальных активов
В Раде работают над введением легального и работающего рынка виртуальных активов

Многие верят, что законопроекты будут приняты в начальных редакциях

В ноябре в Верховную Раду один за другим внесли сразу два законопроекта, регулирующих отечественный крипторинок. В Украине давно ждут появления законодательной базы под операции с криптовалютой . Соответствующие наработки были у Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Однако новые документы от депутатов фракции «Слуга народа» серьезно изменили проект Нацкомиссии. В чем отличия и что предлагается – разбирались в «Минфине».

Что предлагают нардепы

Пока в стране действует только рамочный закон, принятый 17 февраля 2022 года. Но он не объясняет, как платить налоги с операций, в которых задействованы виртуальные активы, и другие важные моменты работы с ними. Поданные сейчас законопроекты (№10225 и №10225-1) как раз и закрывают эти законодательные дыры.

Автор первого (№ 10225), депутат Александр Сова, в пояснительной записке емко сформулировал назначение законопроекта:

"Целью проекта является введение легального и работающего рынка виртуальных активов в Украине и определение правил их налогообложения". Его коллега Антон Швачко, автор второго законопроекта на ту же тему (№ 10225-1), анонсировал такую ​​же задачу, а еще добавил, что «благоприятные условия налогообложения доходов от операций с виртуальными активами должны создать новый источник поступлений в государственный бюджет", – говорится в объяснении.

Сначала по рынку гулял слух о том, что Сова продвигает документ Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, и снаружи законопроект №10225 действительно напоминал наработки НКЦБФР. Однако регулятор опроверг   эту версию.

«Законопроект, зарегистрированный в Верховной Раде 7 ноября 2023 г. под номером 10225, не является идентичным  законопроекту НКЦБФР. Он имеет то же название и общую структуру, но отличается рядом положений, особенно в отношении налогообложения операций с виртуальными активами. Учитывая, что „налоговый“ раздел документа значительно отличается от нашего законопроекта, можно предположить, что над ним работали специалисты Министерства финансов и Государственной налоговой службы», — пояснил «Минфину» в эксклюзивном комментарии член Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Юрий Бойко.

Он напомнил, что законопроект комиссии разрабатывался совместно с представителями Ernst&Young при поддержке проекта USAID Financial Sector Reform. Документ прошел публичные обсуждения в формате Консультационного совета по регулированию виртуальных активов со всеми заинтересованными сторонами, включая представителей государственных и правоохранительных органов, специалистов рынка виртуальных активов и представителей депутатского корпуса. Всего поступило почти 200 комментариев, 33 из них были учтены. После этого законопроект согласовали с Минфином, Минцифры, Минюстом, Госфинмониторингом и Нацбанком — Бойко заверил, что окончательная редакция документа готовилась с учетом всех их замечаний.

Также важен европейский нюанс — законопроект НКЦБФР выверялся на соответствие европейскому праву и согласовывался с рекомендациями Евросоюза в рамках заявки Украины на членство в ЕС.

Хотя автором второго законопроекта (№ 10225-1) официально является Антон Швачко, ему также помогали готовить его специалисты Минцифры. И это уже во всеуслышание подтвердил вице-премьер, министр цифровой трансформации Михаил Федоров.

«Ожидаем, что парламент поддержит проект закона и поможет развить новые цифровые отрасли. Ведь поддержка бизнеса – это фундамент экономического роста Украины», – отметил Федоров.

Предлагаемые налоги и ставки для криптовалют

Главный вопрос, на который отвечают оба законопроекта, — по налоговым ставкам для криптовалюты. Но ответы разные в обоих случаях. Законопроектом №10225 предусмотрен 18%-й налог на прибыль.

«Фактически как для хозяйствующих субъектов, так и для физических лиц, осуществляющих операции по отчуждению виртуальных активов, будет действовать одинаковая ставка налога. Однако ФЛП и физическим лицам необходимо будет платить еще и 1,5% военного сбора. Также установлено, что как юридические лица, так и физические лица-предприниматели не смогут быть плательщиками единого налога первой - третьей групп, если совершают операции по отчуждению виртуальных активов», — пояснил «Минфину» адвокат, арбитражный управляющий, руководитель Харьковского офиса юридической фирмы"Ильяшев и партнеры" Андрей Литвин.

Налог также придется уплатить тем, кто получит криптовалюту в подарок.

"Если физлицо дарит виртуальный актив физлицу, то подарок, по общему правилу, облагается налогом по ставке 5% от его рыночной стоимости. Если дарителем или одаренным выступает нерезидент, ставка налога составит 18%. По нулевой ставке будут облагаться налогом подарки в пользу членов семьи дарителя первой и второй степеней родства (родители, муж или жена, дети, в том числе усыновленные, родные братья и сестры, бабушка и дедушка, внуки). При этом инвестиционный ущерб, возникающий вследствие дарения виртуального актива, не будет учитываться при определении общего финансового результата операций с виртуальными активами", - уточнил нам важные нюансы адвокат, партнер ECOVIS Бондарь & Бондарь Александр Повар.

Вторым законопроектом (№ 10225-1) предлагается более щадящее налогообложение на первое время. Базовая ставка такая же, как описано выше, – 18%. Это ставка для инвестиционной прибыли от операций с виртуальными активами. Однако предусмотрены и серьезные льготы на ближайшие годы.

«Законопроектом №10225-1 для физлиц предусмотрены сниженные ставки налога с инвестиционной прибыли от операций с виртуальными активами, которые не превышают 7 млн ​​грн в течение одного отчетного года. В течение трех первых лет с даты вступления закона в силу - 5%, а в течение следующих пяти лет - 9%», - объяснила «Минфину» CEO национального платежного сервиса UAPAY Юлия Федосюк.

5% ставка - это именно то, на чем настаивало криптовалютное сообщество для частных инвесторов, для физлиц с небольшой прибылью, которой решили считать 7 млн ​​грн. Чтобы успокоить налоговые службы и Минфин, пониженное налогообложение хотят утвердить в виде временной льготы на 8 ближайших лет:   

  • первые 3 года - 5%;
  • следующие 5 лет – 9%;
  • далее – 18%.

В НКЦБФР уточнили, что в своем базовом законопроекте также предлагали льготное налогообложение (общие доходы от продаж), но при меньших инвестициях - в размере 100 минимальных зарплат, что составляет 670 тыс. грн.

«Было предложено, чтобы выручка от продажи виртуальных активов подлежала налогообложению для физических лиц по ставке 5%, если такие виртуальные активы находились в собственности налогоплательщика более одного года. Однако даже при таких предложениях, которые позволили бы облагать налогом только действительно существенные доходы и стимулировать долгосрочное инвестирование в виртуальные активы, НКЦБФР получила немало отзывов от рынка, что подход с применением стандартных ставок не приемлем», — рассказал «Минфину» Юрий Бойко.  

Можно не сомневаться, что криптосообщество не поддержит законопроект №10225 из-за высоких налоговых ставок (18% + 1,5%) и без льгот. Однако в НКЦБФР не уверены, что в ходе рассмотрения документа в Раде законодатели все же пойдут на более мягкие условия налогообложения.

Что говорят криптоигроки

Оба законопроекта (№10225 и №10225-1) еще даже не рассматривались в Верховной Раде. Сейчас немногие верят, что они будут приняты в начальных редакциях.

«Законопроект №10225 не пройдет Верховную Раду, потому что он губителен для страны, развития крипторынка и всех сопутствующих бизнесов», — выразил свое мнение «Минфину» основатель первой украинской криптовалютной биржи Kuna.io, президент Ассоциации «Блокчейн Украины» Михаил Чобанян.

Профессиональные участники крипторинка хотят основательной проработки базовых правил.

«Мы уже начали разрабатывать национальную стратегию развития крипторынка в Украине, когда закончим, обязательно покажем ее публике и власти. Готовы с ними сотрудничать, обсуждать свои предложения, как это делают наши коллеги с представителями демократий в США, Великобритании, Швейцарии, Германии, Японии и т.д. Там идет общественная дискуссия и нарабатываются ключевые механизмы с профучастниками. Аналогичный процесс готовы наладить и в Украине с участием специалистов Минцифры, Нацбанка, НКЦБФР, Налоговой службы и других ведомств. Результатом должна стать рабочая нацстратегия и проработанная под нее нормативная база и инструменты», – объяснил «Минфину» Чобанян.

Недавно было проведено глобальное исследование крипторынка, которое представили Ukraine Economic Outlook, Kuna Family и Ассоциация «Блокчейн Украины». В нем идет речь о том, что Украина с 2016 года по 2022-й потеряла из-за отсутствия регуляции $48,8 млрд.

В Раде готовят два варианта налогообложения криптовалют: предлагающих 1

В эту сумму потерь входит все — от недополученных доходов населения и государства до госбюджета до заработков украинских майнеров. Например, потери майнеров оценивают в $7,5 млрд, при том что Украина долгое время имела ключевое конкурентное преимущество — низкие цены на электроэнергетику.

Профучастники считают, что при правильном подходе к организации крипторынка он сможет обеспечить нашей стране большие поступления буквально с первых лет.

«Первой целью нацстратегии должен стать заработок как минимум $10 млрд — для бизнеса, населения и, конечно же, госбюджета. Это минимум, с которого начнем и дальше развивать этот рынок. При правильном движении и поддержке он может стать одним из сильнейших в мире и дать Украине еще большую отдачу», — уточнил Михаил Чобанян.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.