В Украине возникли проблемы с зимним дизелем

Ситуацию усложняют санкции против горючего из Индии и большие потребности ВСУ

Зима и автомобили Фото: Информатор
Зима и автомобили Фото: Информатор

Украинских водителей пугают проблемами с горючим этой зимой. Речь идет о так называемом «зимнем» дизеле, точнее об одном из его подвидов — арктическом дизельном топливе, которое способно «заводить» двигатели без особых сложностей при температуре до минус 40 градусов мороза. 

Как рассказал основатель группы компаний Прайм Дмитрий Леушкин, отечественные АЗС завозят преимущественно дизель европейская зима, он хорошо работает за минус 12-14 градусов, но, если столбики термометра опускаются ниже, может дать сбой. При этом многие заправщики уже активно рекламируют зимний дизель, не прибегая к подробностям, о каком именно виде горючего идет речь. То есть, если нынешняя зима будет холодной, дизельные моторы авто, особенно подержанных, могут просто не завестись.

Зимний дизель: европейская норма или арктическая броня?

Есть два вида такого дизеля. Первый — зимний или, как часто называют, «европейская зима». Он содержит присадки-депрессоры, которые предотвращают «вязкость» топлива. Такой дизель предназначен для эксплуатации авто при температуре до минус 12-14 градусов. Некоторые производители декларируют сохранность свойств такого топлива при температуре до минус 20 градусов, но на практике это срабатывает далеко не всегда.

Второй вид зимнего дизеля – арктический. Его эксперты советуют заливать в баки при температуре от минус 12 градусов. Нижняя планка, при которой производители обещают сохранение качественных характеристик горючего, – минус 40-65 градусов. Арктический дизель считается премиальным видом топлива, улучшенным дополнительными присадками. Кроме беспроблемного запуска двигателя в морозы, арктический дизель, как обещают производители, ускоряет разгон авто и даже способствует более экономному расходу топлива.

На АЗС и в специализированных магазинах отдельно продаются также разнообразные присадки, которые водители могут сами добавить в обычный дизель, получив таким образом зимний вариант горючего. Впрочем, такой «экономвариант» эксперты советуют придержать на крайний случай – на практике «домашний» зимний дизель работает гораздо хуже заводского.

Куда исчезла "Арктика"?

О том, что нынешней зимой украинские водители могут столкнуться с дефицитом зимнего дизеля, эксперты предупреждают еще с лета. Дело в том, что раньше большие объемы зимнего горючего завозились к нам из Индии. После запрета импорта индийского горючего поставщики начали переориентироваться на другие рынки — в частности Грецию, Катар, Литву, Польшу и т.д. Но, по словам Леушкина, в основном завозят «европейскую зиму», а не арктический дизель.

«Арктика законтрактована преимущественно под армию», — говорит эксперт. Причины ограниченного снабжения арктического дизеля для розничной торговли — ограниченное предложение у продавцов, с которыми работают наши импортеры, а также высокий ценник. Арктический дизель в закупке на 1,5 гривны за литр дороже просто зимнего, — объяснил Леушкин.

А вот глава консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн заверил, что на самом деле в Украину завозят и зимний дизель, и арктический.

«В ноябре импортировали рекордные объемы за последние три года – 700 тысяч тонн», – говорит он.

Арктический дизель действительно есть в предложении АЗС. К примеру, сеть «ОККО» рекламирует дизель PULLS Diesel Арктика, который «не замерзает до минус 40 градусов». По данным А-95, сеть импортирует горючее производства польского завода ORLEN и по состоянию на 10 декабря этого года завезла его 15,8 тысяч тонн. При этом на официальном сайте сети не указана стоимость арктического дизеля, хотя есть ценники на все виды топлива.

Другая крупная сеть АЗС – WOG – предлагает финский арктический дизель Mustang плюс, который также не замерзает до 40 градусов мороза. Цена - 64,00 гривны за литр. Для сравнения: "обычный" дизель на заправках этой сети стоит 61,99 гривен, то есть "арктика" будет стоить на 3 гривны за литр, или 150 гривен за среднестатистический бак, дороже.

В сети «Укрнафта» сообщают о наличии зимнего дизельного горючего, рассчитанного на морозы до минус 21 градуса. То есть, это точно не «арктика».

В сети БРСМ на зиму предлагают ГП Евро Plus, который, как заявляют в компании, обогащен американской присадкой Innospec Octimise D3042 (54,99 гривен за литр). Продавец обещает, что этот дизель морозостойкий до минус 35 градусов.

В сети UPG с начала ноября начали продавать зимний дизель до минус 21 градуса, завезенный из «высокотехнологичных НПЗ США» (каких именно не уточняется). Стоимость – 61,9 гривен за литр (при цене евродизеля в 58,99 гривен). Но, как сообщили «Минфину» в этой сети, зимнее горючее не на всех заправках.

Испытание холодом, бодяга и недолив

Как говорит Дмитрий Леушкин, «сейчас все продают преимущественно зимний дизель, якобы до минус 20. Пока не наступили те же 20 градусов». То есть на самом деле не совсем понятно, как на практике будет работать горючее при низких температурах.

По словам руководителя специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, качество горючего на украинских АЗС государство сейчас практически не контролирует.

В прошлом году Институт потребительских экспертиз проверял зимнюю солярку. Отобрав 27 проб на заправках сетей "Укрнафта", ОККО, БРСМ, KLO, Parallel, WOG, Socar и т.д. При этом более трети образцов не прошли "испытание холодом" (в частности, дизель сетей БРСМ, Маркет, Фактор, Mango). В последний дизель действительно прекращал прокачиваться уже за минус 13 градусов, у остальных — за минус 16-19 градусов. Зимнее горючее некоторых сетей (в частности, BVS, KSEM и т.п.) попало в «синюю зону» — оно соответствовало стандартам ДСТУ, но не имело «запаса прочности».

Только у 11 сетей зимний дизель оказался действительно зимним (OKKO, WOG, Socar, KLO, Amic и т.д.). Он "работал" при температуре в минус 23-26 градусов. При этом весной этого года Институт потребительских экспертиз заявил, что на отечественных АЗС начало резко ухудшаться качество дизельного горючего, которое многие заправки просто «бодят». Долю фальсификата исследователи оценили не менее 20%. В некоторых проверенных образцах зафиксировано многократное превышение содержания серы, что чревато проблемами с топливной системой и двигателем авто.

При этом аналитики отмечают, что ситуация с качеством дизеля резко ухудшилась, сравнивая, например, с прошлым годом. В ноябре этого года Институт потребительских экспертиз зафиксировал общий дефицит дизеля на многих АЗС, особенно региональных, что заставило некоторые заправки «прикрутить краны» и просто не доливать клиентам определенные объемы топлива.

Цены на топливо в сетевых АЗС Украины

Image Обновлено по состоянию на 26.12.2025
А95+
А95
ДП
ГАЗ
KLO
60.99
59.59
61.79
38.4
SOCAR
64.13
60.99
60.7
38.41
WOG
64.99
61.99
61.99
38.98
БРСМ-Нафта
-
53.85
53.72
35.23
ОККО
64.99
61.99
61.99
38.99
Укрнафта
62.99
58.99
58.99
38.44

Как сообщал Информатор,  Институт исследований авторынка считает, что прогнозы по топливу на 2026 год сдержанно оптимистичны. Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что, несмотря на повышение акцизов, розничные цены на стелах АЗС могут удержаться на нынешнем уровне. Причина — глобальное удешевление нефти, перекрывающее налоговую нагрузку. Главный риск здесь – валютный курс. Топливо в Украине почти на 100% импортно, поэтому любое колебание курса евро/доллара мгновенно отразится на табло заправок.

Читайте нас в Facebook

Image
Оперативные новости: Украина, мир, война. Подпишись 👇
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать