В Украине утвердили образовательную программу для старшей школы - что изменится для учащихся

Типичная образовательная программа для старшей школы является ключевым документом для реализации этой реформы

МОН
МОН утвердило Типовую образовательную программу для старшей школы

Министерство образования и науки Украины утвердило Типовую образовательную программу для старшей школы. Она предоставляет возможности для ученичества 10–12 классов выбирать свой образовательный путь. Об этом сообщили в пресс-службе МОН. 

Учащийся/ученица определяется с пакетным решением предметов и курсов, которое входит в профиль по умолчанию. Выбирая, например, математический профиль, ученик/ученица будет углубленно изучать математику и другие обязательные предметы этого направления. Ученик/ученица выбирает предметы/курсы в пределах профиля, которые помогут углубить знания и усовершенствовать умение в профильном направлении. К примеру, комбинаторный анализ для математического профиля.

Ученик/ученица выбирает предметы и курсы вне профиля для своего всестороннего развития. К примеру, учась на математическом профиле, может выбрать курс драматургии и театра. Также учебный план содержит предметы/курсы, обязательные для всех учащихся и учениц. Все предметы, обязательные для составления государственной итоговой аттестации после 12 класса (в формате ВНО/НМТ), учащиеся и ученицы будут изучать в течение трех лет.

Что еще изменяет Типичная образовательная программа:

  • Возможность формировать переменные группы, обеспечивающие изучение выборочных предметов и курсов.
  • Уменьшение количества обязательных предметов. Если раньше в 11 классе учащиеся были вынуждены одновременно овладевать по меньшей мере 14 предметами, то теперь в 12 классе этот перечень может сократиться до 5–8 (в зависимости от профиля). Особенно это актуально для школ, внедряющих интегрированное обучение. Например, курс естественных наук для гуманитарных профилей или интегрированный языково-литературный курс для STEM-профилей.
  • Возможность для школ самостоятельно создавать программы непрофильных предметов и курсов по выбору. Они необязательно должны базироваться на утвержденных модельных учебных программах — учебное заведение может разработать собственное содержание.

Каким будет количество часов для изучения различных образовательных отраслей

Типичная образовательная программа содержит типовые учебные планы (таблицы со списками часов для изучения предметов/курсов) для трех кластеров:

  • Языково-литературный;
  • Социально-гуманитарный;
  • STEM.

В пределах этих кластеров лицеи смогут формировать разные профили. 10 класс – профильно-адаптационный цикл (в нем учащиеся могут изменить профиль):

  • Количество часов для обязательных образовательных компонентов в первом семестре 10 класса одинаково для всех учеников и учениц. Это позволит наверстать возможные образовательные потери, постепенно адаптироваться к новым форматам обучения, а главное - ознакомиться с особенностями выбранного профиля.
  • В первом семестре ученики и ученицы будут иметь часы для предметов и курсов по выбору.
  • Во втором семестре количество часов для профильных предметов увеличится.

11–12 классы — профильный цикл:

  • Учебный план содержит больше времени для изучения выбранного профиля и выборочных предметов и курсов.
  • Каждый год количество таких часов будет расти, а количество часов на обязательные для всех предметы - будет уменьшаться.

Что предполагает Типовая образовательная программа для профильной школы

Типичная образовательная программа (ТОП) – это инструмент, с помощью которого академический лицей создает собственную образовательную программу для учащихся 10-12 классов. Проект ТОП для академических лицеев разработан на основе Государственного стандарта профильного среднего образования, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 27 июля 2024 года № 851. Построение индивидуальной образовательной траектории в ТОП:

  • ШАГ 1. Выбор профиля обучения. На этом этапе ученик/ученица определяется с пакетным решением, которое входит в профиль по умолчанию. Выбирая, например, математический профиль, ученик/ученица автоматически получает углубленную математику и другие обязательные предметы этого направления.
  • ШАГ 2. Выбор дополнительных курсов, углубляющих/расширяющих профиль. Ученик/ученица выбирает дополнительные предметы и/или интегрированные курсы в пределах выбранного профиля, которые помогут углубить знания и усовершенствовать умения в профильном направлении. К примеру, комбинаторный анализ для математического профиля.
  • ШАГ 3. Выбор вне профильных предметов. Ученик/ученица выбирает предметы и интегрированные курсы вне профиля для удовлетворения личных интересов и обеспечения разностороннего развития. К примеру, ученик/ученица STEM-профиля может выбрать курс драматургии и театра. Такая трехуровневая система выбора позволяет построить собственную образовательную траекторию, найдя баланс между обязательными и выборочными компонентами, соответствующим принципу индивидуализации обучения. Все предметы, обязательные для ГИА-12, во всех профилях учащиеся и ученицы будут изучать в течение трех лет, чтобы хорошо подготовиться к составлению ВНО/НМТ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube