В декабре в Украине должны были начать действовать новые правила ввоза гуманитарки. В тонкостях нововведений Информатору помогла разобраться адвокат Марианна Белкина
С начала декабря по инициативе Минсоцполитики началось внедрение электронного инструмента учета гуманитарной помощи. В обществе звучали опасения, что из-за новинки средним и малым благотворительным организациям работать станет просто невозможно. Вместо этого их услышали, но саму процедуру не отменили, а пока отложили. Детальнее расскажем в материале.
Минсоцполитики хочет большей прозрачности относительно ввезенной в Украину гуманитарной помощи. 1 декабря должна заработать новая система отчетности о ввозе гуманитарной помощи из-за границы благотворительными организациями на основе Постановления Кабмина № 953. Как пояснила Марианна Белкина, 1 декабря в обед стало известно, что полное внедрение нововведений отложено к 1 марта 2024 года. Это непосредственно позитив. Поскольку на границе с Польшей из-за блокирования водителями грузовиков доставка товаров замедляется. А еще внезапное введение новых процедур получения гуманитарной помощи могло бы привести к коллапсу на границе. Все благотворительные и волонтерские организации должны зарегистрироваться в Едином реестре получателей гуманитарной помощи и создать кабинет в Автоматизированной системе регистрации гуманитарной помощи.
«Пока ситуация выравнивается для благотворительных организаций. Гуманитарная помощь ввозится по специальному порядку таможенного оформления с упрощенной процедурой декларирования. Обязательным условием является то, что эти товары не продаются. Они передаются либо на нужды больниц, либо на нужды Вооруженных Сил, либо распределяются благотворительными фондами через нуждающихся (переселенцев, пенсионеров и т.п.)», – отмечает юрист.
По словам адвоката, получателями гуманитарной помощи являются как и благотворительные фонды, так и те, кому они передают товар (военные части, больницы и т.п.). По новым правилам им нужно было бы регистрироваться в системе и регистрировать тот товар, который они непосредственно везут, в системе. Однако есть свои нюансы.
«Часто как бывает. Есть, например, какой-то оплачиваемый груз, который для нужд ВСУ приобрел благотворительный фонд (грузовики, пикапы и т.п.). Но есть и много товара, бесплатно предоставляемого как гуманитарная помощь от доноров из Европы. Это могут быть спальники, электронные приборы, батарейки, аккумуляторы, генераторы и многое другое, что нужно на фронте, соответственно, эти товары от доноров не оплачивались.
Как их можно задекларировать, не зная, что тебе соберут и что получишь? Потому заблаговременно подать заявку будет достаточно трудно. А дальше должно быть соответствие того, что ввозится фондом по этому письму и получателем помощи. Мелкие товары не ставятся воинскими частями на учет, потому что это просто невозможно. Даже у того же дрона период «жизни» очень короткий», – говорит адвокат.
На всякий случай оставляем подробное описание того, как с марта следующего года должны работать благотворительные и общественные организации, которые занимаются ввозом гуманитарной помощи в Украину. Ведь процедуру не отменили, а отсрочили. Волонтеры в октябре 2023 года создали петицию в Кабмин с просьбой отсрочить на 6 месяцев введение новой системы отчетности. За три дня она собрала более 25 тысяч необходимых подписей.
На мнение волонтеров, новые правила создадут монополию для крупных волонтерских благотворительных фондов А есть еще опасения, что индивидуальные волонтеры-иностранцы, которые доставляют товар в регионы ведения боевых действий, из-за подобных форм отчетности больше так не смогут делать. Также непонятно, как в новых условиях работали индивидуальные волонтеры, которые собирают через донаты небольшие суммы на срочные нужды военных и гражданского населения.
При этом нововведение будет распространяться только на товары, которые ввозятся из-за границы. Если волонтеры что-то покупают внутри Украины, об этом в данной системе не нужно будет отчитываться. Ранее в СМИ писали, что внедрение новой системы отчетности продлится с 1 декабря 2023 года по 1 апреля 2024 года. До апреля декларацию можно будет подавать в бумажном виде по-прежнему.
Благотворительная или волонтерская организация должна создать кабинет в государственном Едином реестре получателей гуманитарной помощи. Информация о том, как зарегистрироваться, доступна по ссылке. Там следует внести информацию о товарах, которые планируются к получению в качестве гуманитарной помощи.
Признание товаров гуманитарной помощью происходит автоматически. После внесения информации формируется уникальный код гуманитарной помощи. Он гарантирует, что товар оформят должным образом без пошлины на границе. Если этот код не получить, то дальнейшее представление декларации не разрешается. Формирование/представление декларации, в которой отражается информация о гуманитарной помощи, возможно:
Если иностранные доноры из-за границы дополнительно безвозмездно предоставляют какие-либо другие товары, нужно заблаговременно внести информацию в реестре. Это могут быть товары медицинского назначения, простые инструменты и оборудование без первичных документов. Ввоз гуманитарной помощи разрешается в течение 90 календарных дней с даты присвоения уникального кода гумпомощи и в течение 30 дней со дня создания декларации. Если не успеть, эти продукты теряют право на беспошлинный ввоз как гуманитарная помощь и не считаются ею. После этого происходит оформление на таможне и ввоз "гуманитарки" в Украину.
После этого получателю нужно произвести инвентаризационное описание получаемой гумпомощи через уже упомянутую выше систему регистрации гумпомощи. Это описание фактически полученных товаров, которые были задекларированы и ввезены в Украину в качестве гумпомощи. Такое описание является инструментом учета ввозимых товаров. Если фактически полученная гуманитарка не соответствует перечню из декларации, об этом будут уведомлены правоохранители.
Далее получатель гуманитарной помощи представляет отчет о ней через систему регистрации гумпомощи. Сформировать его можно либо непосредственно в онлайн-системе регистрации гумпомощи, либо можно скачать копию бумажного отчета, либо можно скачать копию отчета в электронной форме с наложением КЭП (электронной подписи) руководителя организации/ответственного за бухгалтерский учет лица.
Отчет окончательного приобретателя гуманитарной помощи, воинской части или больницы должен быть загружен через электронную систему регистрации гумпомощи. Сделать это нужно до 15 числа месяца, следующего за тем, в который была внесена информация об оформленной гуманитарной помощи. Здесь проблема может возникнуть у воинских частей, потому что, скажем, часто ввозимые в Украину автомобили еще некоторое время находятся на ремонте, а только после этого оказываются в воинских частях.
Если отчет не внесен в течение 90 дней с даты внесения сведений оформленную гумпомощь, эта помощь считается использованной не по целевому назначению. Если такое произошло, то получатель гумпомощи теряет свой статус, а его аккаунт в реестре получателей гумпомощи блокируется. При этом он лишается возможности повторной регистрации в системе на полгода. На получателей гумпомощи, содержащихся за счет госбюджета и бюджетов местных органов власти, это не распространяется.
Все три документа (декларация, инвентаризированное описание, отчет) содержат информацию об одном и том же грузе, но на разных этапах (от ввоза до распределения гуманитарки). В документах следует отображать реальные данные с перечнем товаров. Если информация о гуманитарной помощи будет существенно отличаться в декларации, инвентаризированном описании и отчете, это может являться сигналом для государственных органов о нарушении законодательства о гуманитарной помощи.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.