UA

В Украине готовится пенсионная реформа: государство заставит граждан откладывать себе на старость

Читати українською

Депутаты могут за это проголосовать в ближайшее время

Читати українською
В Украине готовится пенсионная реформа: государство заставит граждан откладывать себе на старость
О старости следует думать уже в молодости

Депутаты могут за это проголосовать в ближайшее время

Неотложность пенсионной реформы обсуждается в Украине чуть ли не с самого начала существования независимого государства. Но к её осуществлению, как бы это ни было парадоксально, страна приблизилась вплотную, именно сейчас, во время войны. Народные депутаты полны решимости в ближайшее время поддержать правительственный законопроект, предусматривающий революционные изменения в пенсионной системе Украины. Информатор разбирался, что это за изменения, чего ожидать от них украинцам и когда реформа стартует.

Зачем нужна пенсионная реформа

При том, что подавляющее большинство украинских пенсионеров получают мизерные пенсии, в масштабах страны это требует колоссальных сумм, несовместимых с её стагнирующей экономикой. Экономисты бьют тревогу: если не принять кардинальных мер, вскоре государство не сможет обеспечить даже небольшие пенсионные выплаты всем гражданам, которые сейчас работают. Особенно с учётом мирового демографического тренда, в фарватере которого идёт Украина. По подсчётам отечественных демографов, в 2050 году отчисления в Пенсионный фонд будут производить 9,7 млн ​​работников. А количество пенсионеров, которых им придётся содержать, составит 11,7 млн

По основной пенсионной модели, доставшейся Украине в наследство от советских времен, размер пенсии определяется по формуле и зависит от уровня зарплаты и стажа. Обеспечение этих выплат происходит благодаря взносам, уплаченным трудоспособными лицами. Эта система ещё называется солидарной или первым уровнем пенсионной системы. 

В Украине существует еще и третий уровень пенсионной системы — рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Но он находится в очень неразвитом состоянии – в НПФ вносят свои сбережения только 7 % будущих пенсионеров. А вот второго уровня, который предполагает, что после выхода на пенсию человек будет получать столько, сколько смог отложить за время трудовой деятельности, в Украине до сих пор нет. 

Ключевое отличие этой модели от первого (солидарного) уровня состоит в том, что отчисления работников будут идти не в общий котел, откуда выплачивают деньги нынешним пенсионерам, а будут накапливаться на индивидуальном счёте каждого работника.

Именно в таком механизме формирования пенсионного капитала украинские власти видят не только спасательный круг для отечественной пенсионной системы, но и значительный инвестиционный ресурс, который должен стимулировать экономику. Его внедрение предусматривает правительственный законопроект № 2683 «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении», который в ближайшее время намерен принять парламент.

В чём будут заключаться изменения?

В правительстве успокаивают: внедрение второго уровня пенсионной системы не должно создать дополнительной налоговой нагрузки ни на работодателей, ни на работников. Сумма взносов на социальное обеспечение, уплачиваемая из фонда зарплаты работников (ЕСВ), останется неизменной – 22 %.

Хотя источником отчислений на индивидуальный накопительный счет работника будет ЕСВ, его будут уменьшать на соответствующую сумму. В первый год функционирования новой системы размер обязательных отчислений составит 1 % зарплаты работника. Затем они будут постепенно увеличиваться и через год составят 1,5 %, а через год – 2 %. Размер уплаты ЕСВ в социальные фонды, соответственно, будет уменьшаться до 20,5 % и 20 %.

Взнос, который за работника будет ежемесячно делать его работодатель, будет дублировать государство из госбюджетных средств. То есть, после запуска реформы на накопительный счет работника будут поступать:

  • в течение первого года – 2 % от его зарплаты (1 % от работодателя и 1 % из бюджета);
  • в течение второго года – 3 % (по 1,5 % от работодателя и государства);
  • в течение третьего года – 4% (по 2 % от работодателя и государства).

У человека также будет возможность добровольно перевести деньги на свой накопительный пенсионный счёт. Более того: государство собирается поощрять граждан к этому, удваивая каждый добровольный взнос суммой из госбюджета. Правда, в пределах определенного лимита. Его предлагают установить на уровне 3 % от средней зарплаты.

Где будут храниться накопления

Первые три года функционирования накопительной модели отчисления будут направляться в Государственный накопительный пенсионный фонд. Он будет создан либо с нуля, либо на базе уже действующих государственных предприятий и фондов и будет обязательным и единым для всех украинцев, которые будут участвовать во втором уровне пенсионного обеспечения.

В этот период солидарные пенсии, выплачиваемые в пределах первого уровня пенсионной системы, никуда не исчезнут. Их будет продолжать выплачивать Пенсионный фонд Украины по единым социальным взносам, которые платят все работодатели и ФЛПы.

«Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и не уменьшать её размер», – обещают в Минфине.

По истечении трёхлетнего срока все участники второго уровня получат право самостоятельно выбирать того, кто будет управлять их пенсионными сбережениями. Граждане смогут переносить свои пенсионные накопления в негосударственные фонды (НПФ). Сейчас их в Украине 63, из которых, по данным Минсоцполитики, активны 15-20.

Кого будет касаться реформа

По замыслу авторов законопроекта, в накопительном уровне пенсионной системы будут участвовать граждане, которым на момент запуска второго уровня будет меньше 55 лет. По подсчётам Минсоцполитики, до войны таких лиц в Украине было около 8 млн. человек.

Для тех, кому на момент запуска накопительного уровня будет больше 55 лет, пенсионная система не изменится: работодатель будет платить за них в «общий котел» 22 % от зарплаты, а по достижении пенсионного возраста граждане будут получать только солидарные пенсии.

Ещё одно важное обстоятельство: поскольку платить взносы в накопительный фонд, как и в солидарный, за человека будет его работодатель, то реформа будет касаться только официально трудоустроенных лиц. Однако к ней смогут приобщиться и ФЛП и самозанятые лица.

Сейчас ФЛПы платят ЕСВ за себя, исходя из минимальной зарплаты. Если предприниматели захотят присоединиться к накопительному уровню пенсионного обеспечения, то им придётся вносить дополнительные взносы. Не исключено, что государство также будет делать взносы за каждого такого ФЛП на паритетных началах.

Преимущества накопительной пенсионной системы

За лицом, производящим взносы, будет оставаться право собственности на эти средства. Их можно будет передавать по наследству, ими можно будет воспользоваться, не дождавшись выхода на пенсию. Правда, в случаях, которые установит правительство.

Все полученные средства накопительный пенсионный фонд будет инвестировать в определённые денежные инструменты, чтоб уберечь их от инфляции и получить дополнительную прибыль. В перспективе, такие отчисления даже в небольшом объёме могут обеспечить большой доход при достижении лицом пенсионного возраста, считают в правительстве.

Хорошей новостью для рынка капиталов в Украине назвал народный депутат Ярослав Железняк намерения украинского правительства добиться от Верховной Рады принятия законопроекта о пенсионной реформе в ближайшее время.

«Введение накопительной системы для всего населения достаточно проблематично из-за слабого развития малого и среднего бизнеса, падения ВВП, недофинансирования государственного бюджета и при этом огромная нагрузка на Пенсионный фонд, расходы которого только растут. Однако такой законопроект дал бы возможность не только получить определенную помощь гражданам, но и оказал бы положительное влияние на экономику нашего государства», – написал народный избранник в своём телеграм-канале.

Риски реформы

Однако директор Института развития территорий Юрий Ганущак не разделяет этот оптимизм. Он считает, что в выигрыше от внедрения накопительной пенсионной системы окажутся страховые компании, а в проигрыше – всё население Украины.

«Если бы негосударственные добровольные пенсионные фонды показывали доходность хотя бы выше уровня инфляции, можно было бы ещё о чем-то говорить. Но обязательная накопительная система априори является финансовой пирамидой длиной в 40 лет», – говорит эксперт.

От накопительной системы, отмечает он, на первом этапе выиграли те страны, которые ее ввели в основном путем перелива иностранного капитала.

«Сейчас там на пенсию начали выходить люди, на средствах которых 40 лет наживались дельцы. И они в разочаровании – балансы пенсионных фондов отрицательные, потому что нет положительного прироста новых застрахованных. Для Украины это будет вообще катастрофа. Потому что в Украине отрицательный даже прирост населения», – утверждает Ганущак. 

Также эксперты отмечают отсутствие чёткого механизма защиты от обесценения накоплений граждан. В настоящее время вкладчики негосударственных пенсионных фондов (НПФ) большинство своих сбережений хранят в государственных ценных бумагах – ОВГЗ. По официальным данным, в ОВГЗ инвестировано 47,2 % активов НПФ. Ещё 35,6 % – в банковские депозиты и только 1,5 % – в акции частных компаний.

Приблизительно такие пропорции сохранятся и после запуска второго уровня пенсионной системы, уверены в правительстве. Однако доходность ОВГЗ в настоящее время не превышает 18,5 %, в то же время инфляция, например, в следующем году обещает достичь 28 %. Поэтому покупательная способность пенсий, которые будут получать украинцы со своих накопительных счетов в будущем, вызывает большие сомнения.

Кроме того, реформа будет стоить больших денег. По приблизительным расчётам, в первый год функционирования накопительных пенсионных счетов государство должно перечислить на них из бюджета 22 млрд грн.

«Введение накопительных пенсий лишит солидарный Пенсионный фонд значительного ресурса, ведь объём ЕСВ, который будет переводиться туда, снизится. Дефицит ПФ тоже будут покрывать за счёт налогоплательщиков. Даже сейчас почти половину расходов фонда компенсирует госбюджет. Эта дыра будет расти ещё большими темпами, и расходы из бюджета на её покрытие существенно увеличатся», – комментирует доктор экономических наук Иван Макаренко.

Откуда государство будет брать деньги на проведение пенсионной реформы в послевоенной стране, которая потребует колоссальных средств на восстановление – неизвестно.

Война – не помеха

Законопроект был подготовлен ещё в прошлом году и окончательно должен быть утвержден в начале этого года. Но война нарушила планы инициаторов пенсионной реформы, рассчитывавшие начать её внедрять в 2023 году.

Впрочем, решили в правительстве, реформу нужно готовить уже сейчас.

«В общей сложности подготовительный процесс может занять около двух лет. Нужно создать все институты, подготовить нормативные акты, поэтому, чтобы сделать качественную реформу, процесс нужно запускать уже сейчас и дорабатывать все дискуссионные моменты при подготовке закона ко второму чтению», – говорят в Кабмине.

Запускать накопительную пенсионную реформу будут вместе с введением фондового рынка.

«Это главное требование международных партнёров. Это параллельные процессы, усиливающие друг друга», – цитирует Forbes чиновник из правительства.

И это понятно, ведь без изменений в сфере деятельности фондового рынка проведение пенсионной реформы рискует превратиться в ещё один инструмент латания дыр в бюджете и способ выведения капитала за границу.

Ранее Информатор сообщал, на сколько выросли пенсии в октябре. Также мы писали о том, повысят ли в Украине пенсии в 2023 году.

Ольга Чёрная

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.