Бюджет похож на предыдущие бюджеты Украины – и плюсами, и минусами
С подачи министра финансов Сергея Марченко 264 народных депутата определили правила финансовой жизни для Украины на 2022 год, проголосовав 2 декабря за бюджет на будущий год. Представляя документ, глава Минфина среди факторов, влияющих на выполнение этого бюджета в следующем году, назвал: пандемию, перспективу повышения процентных ставок на международных рынках – из-за высокой инфляции, и по причине старения населения, а ещё из-за возможной эскалации российской агрессии.
Информатор разбирался, какие из пунктов украинского Госбюджета на 2022 год имеют наиболее высокие нормы наполнения, а также выясняли, что может ухудшить ситуацию, или поставить её под угрозу срыва выполнения.
В пояснительной записке к проекту бюджета на будущий год Минфин предложил запланировать доходы государства в размере 1,311 триллиона гривен и увеличить расходную часть (по сравнению с предложением к первому чтению) до 1,52 трлн грн.
Также проект бюджета спрогнозировал рост ВВП Украины на 3,8% в 2022 году (на 2021 год планировался рост ВВП на 4%).
Расходная часть государственного бюджета Украины:
2022 год – 1,521 трлн грн
2021 год – 1,237 трлн грн
2020 год – 1, 143 трлн грн
2019 год – 0,813 трлн грн
Фракция «Слуга народа» дала 215 голосов «за», но монобольшинству принять документ помогли депутатские группы «За майбутне» и «Довiра» – они дали 21 и 19 голосов «за». Кроме того, бюджет поддержали 10 внефракционных нардепов. Парламентские представители ОПЗЖ, «Батькiвщины», «Европейской солидарности» и «Голоса» преимущественно были «против» или просто не голосовали
Оппозиция называет бюджет не разумным и иллюзорным
Сразу после представления документа на суд парламентариев, практически все представители оппозиционных фракций раскритиковали проект госбюджета, по их мнению, как недостаточно финансирующий сферу медицины, и за непомерное увеличение финансирования силовых ведомств.
«У власти нет понимания, как работает экономика и в чём нуждается общество. У бюджета 2022 года приоритет – не в интересах всего общества, а в сохранении Зеленским власти. Что власти нужно с этим делать? Осознать свою некомпетентность, прислушаться к оппозиции и экспертной среде в экономических вопросах.
В частности, власть должна выделить в 2022 году минимум 10 миллиардов гривен для поддержки предпринимателей…», – заявила глава партии «Голос» нардеп Кира Рудык.
Критическое мнение коллеги по парламенту разделил Пятый президент, лидер фракции партии «Европейская солидарность» Пётр Порошенко подверг критике государственный бюджет на 2022 год, поскольку в документе не предусмотрены деньги для исполнения тех обещаний, которые давал в своём послании к Верховной Раде президент Владимир Зеленский.
«В бюджете нет и следа того, о чём он говорил. Ни расходов на экономические паспорта украинцев, ни 30 миллиардов на «большую термомодернизацию» старых домов... Такое впечатление, что мы живем в разных странах. Народ живёт в условиях низкого уровня вакцинации, рекордной смертности (от COVID – Ред), в условиях недофинансирования Государственного оборонного заказа, не индексированных пенсий и зарплат. А власть живет в призрачном мире иллюзий», – констатировал Петро Порошенко.
Также он отметил, что международные финансовые институции уже пересмотрели прогноз по ВВП Украины на 2022 год в сторону снижения.
Проблема прожиточного минимума
Критику принятого бюджета поддерживает экономист и глава совета Украинского аналитического Центра Борис Кушнирук.
«Традиционно проблемной я вижу ситуацию с размером прожиточного минимума. Таким, как он предлагается в документе, он не имеет ничего общего с реальностью. Власть не находит смелости сформировать корректный прожиточный минимум, соответствующий реальности. Только когда этот минимум подсчитан и обозначен, он позволяет подсчитать и понять, какое количество граждан нуждаются в той или иной социальной поддержке. Потому что невозможно помогать всем сразу, и всегда. Но если у нас нет этого просчитанного и принятого показателя прожиточного минимуму, то мы не имеем возможности двигаться дальше всей страной», – пояснил экономист в комментарии Информатору.
Проблема некорректного определения законодателем прожиточного минимума в Украине имеет несколько негативных последствий. Ситуация приводит к тому, что фактически в Украине есть два разных прожиточных минимума: законодательно установленный, который определяется законом о госбюджете, и фактический, рассчитанный Министерством социальной политики.
Поскольку от этого показателя зависит размер множества других платежей из государственного бюджета: пособия на детей, пособия по безработице, инвалидности и другие тому подобные платежи, которых сейчас в нашей стране более 150-ти. Прожиточный минимум в бюджете заложен на уровне 2589 грн (к концу 2022 года), при том, что в Минсоцполитики, например, для трудоспособного населения он установлен на уровне 5300 грн. А минимальная зарплата в Украине с 1 декабря и того больше – 6500 грн, а к концу 2022 года вырастет до 6700 грн.
Прожиточный минимум (усреднённый показатель):
2022 год – 2589 грн
2021 год – 2178 грн
2020 год – 2118 грн
2019 год – 2007 грн
То есть в Госбюджете на будущий год закреплен вдвое меньший прожиточный минимум, чем это необходимо людям для жизни. И значительно меньше, чем минимально определённый размер оплаты за труд. Но ведь тогда и о социальной направленности нашего государства не стоит говорить.
Кроме того, экономист Борис Кушнирук сообщил, что современная экономика оперирует просчётом различных структур потребительской корзины для четырёх разных социальных групп населения, а не один общий для всех индекс потребительских цен (как в Украине сейчас), поскольку структура потребления у семьи, живущей на минимум доходов и у семьи оперирующей многократно большей суммой – совершенно разная структура расходов.
«И до тех пор, пока у нас в бюджете не будет отражаться этот индекс для разных групп населения, рассчитанный на основании реального прожиточного минимума, я не смогу назвать госбюджет ни социальным, ни Украину – социальным государством», – подчеркнул экономист.
Врачи получат больше денег
С критикой принятого бюджета не согласен народный депутат от партии «Слуга народа» Михаил Радуцкий. Он возглавляет комитет Рады по вопросам медицины и считает, что именно сфера здравоохранения сейчас находится в центре внимания руководства страны, что очень хорошо отражено в главном финансовом документе Украины.
Государственные расходы на здравоохранение:
2022 год – 200,5 млрд грн
2021 год – 170,0 млрд грн
2020 год – 128,0 млрд грн
2019 год – 38,6 млрд грн
Депутат сравнил расходы на сферу здравоохранения за последние 5 лет и пришёл к выводу, что долгое время украинская медицина хронически недофинансировалась. Поскольку в 2016 году бюджетные расходы на медицину были 57,2 млрд грн, а в 2018-м – чуть более 87 млрд грн. А вот сейчас, по его мнению, ситуация стабильно улучшается. Ориентиром Радуцкий называет финансирование медицины на уровне 5 % от ВВП (сейчас этот показатель около 3,7 %), но к этому ориентиру уже есть значительное приближение.
«Сфера здравоохранения получила наибольшее финансирование за всё время независимости – более 200 млрд грн! Как видим, мы вынуждены не только заниматься текущими делами, но и решать проблемы, накапливавшиеся годами. Потому стратегическая цель остается неизменной: мы настаиваем на увеличении финансирования медицины до 5 % ВВП. Но будем реалистами: оставить без денег другие стратегические сферы – безопасность, оборону, инфраструктуру – не выход. Предлагаем вместе с постепенным увеличением госфинансирования также и другие инструменты финансирования медицины. К примеру, введение фармацевтического страхования. Поскольку основное финансовое бремя для большинства украинцев связано именно с покупкой лекарств», – прокомментировал депутат принятие парламентом бюджета на 2022 год.
Кроме того, законом о Госбюджете на 2022 год предусмотрено поднятие зарплат медицинским работникам. Минимальная зарплата врачей будет не менее 20 000 грн, при средней зарплате – 24 000 грн, а зарплата среднего медперсонала – на уровне 13 500 грн.
Армия и органы правопорядка получат рекордную сумму
Как и прогнозировал ранее секретарь СНБО Алексей Данилов, в законопроекте ко второму чтению Минфин учёл решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, согласно которому общий ресурс на национальную безопасность и оборону предусмотрен в объеме 323 млрд грн – или 6 % ВВП. Эта сумма намного больше той, что выделялось в прежние годы.
И при доработке законопроекта ко второму чтению расходы общего фонда на национальную безопасность и оборону в бюджете увеличены на 3,69 млрд грн, из них большая часть пойдет на оплату труда с начислениями (это 3,53 млрд грн – Ред.), в Минобороны, Аппарате РНБО и т.п.
Государственные расходы на нужды обороны:
2022 год – 323,0 млрд грн
2021 год – 122,2 млрд грн
2020 год – 122,4 млрд грн
2019 год – 106,6 млрд грн
Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко называет этот показатель обнадёживающим. По его мнению, движение в верном направлении, но до сих пор недостаточно эффективное. Поскольку 70 % финансирования в Украине идёт до сих пор на содержание армии, а по стандартам НАТО настоятельно рекомендуется установить соотношение 50 на 50 – когда половина военного бюджета это содержание армии, а оставшиеся 50 % средств предназначены для закупки новой или модернизированной техники, а также подготовки и обучения бойцов.
«С одной стороны, мы хотим крупные Вооруженные силы. На сегодня есть 264 тысячи человек (если считать с территориальной обороной). С другой стороны, важно понимать, что при такой численности этим людям нужно дать зарплату, социальные гарантии, а ещё дать новое оружие и средства защиты: экипировку, бронежилеты, шлемы и т.д. И вполне возможно, что нам не нужно 264 тысяч военнослужащих, а может и достаточно 210 тысяч в ВСУ, а остальные будут в резерве и территориальной обороне? Тогда мы высвобождаем средства для закупки нового оружия, для повышения зарплат, лучшей подготовки военных. И речь не идёт о сокращении потенциала армии. Об этом говорят нам и советники НАТО. Тогда у нас будет больше средств на обеспечение…», – подчеркнул военный эксперт в своём комментарии.
Также он поддержал принятие парламентом новой редакции Закона об оборонных закупках. По новому закону для обеспечения нужд армии будет работать электронный реестр (по аналогу системы Prozorro), чтобы обеспечить защиту от коррупционных рисков при закупках для нужд ВСУ.
«Минобороны не хотело заключать новые контракты, потому что опасалось нарушить закон об оборонных закупках, и было потеряно важное время. На счетах Министерства обороны – около 8 миллиардов гривен на сентябрь 2021 года. И их нужно успеть освоить, сделав армию сильнее», – отметил Александр Мусиенко.
На 2022 год в бюджете заложено 33 млрд грн на армейские закупки, но не учтён фактор подорожания энергоносителей, например, и это может повлиять на стоимость определенной продукции, говорит эксперт: «Как вариант можно создать Фонд оборонных закупок и средства, которые идут с продажи оружия за границу целевым направлять на закупку оружия украинской армии».
Университеты смогут развиваться, стипендия станет больше
Поскольку об обществе судят преимущественно по его отношению к образованию и науке, то впервые за много лет можно сказать, что законодатели в 2022 году попытаются вывести сферу украинских знаний на более пристойный уровень обеспечения.
В будущем году законом о Госбюджете запланированы расходы на образование и науку в объеме 153,7 млрд грн. И эта сумма на 14,4 млрд грн больше той, которую налогоплательщики обеспечили в 2021 году.
Государственные расходы на науку и образование:
2022 год – 153,7 млрд грн
2021 год – 139,3 млрд грн
2020 год – 59,7 млрд грн
2019 год – 51,7млрд грн
Министр образования и науки Сергей Шкарлет выступая в парламенте после принятия бюджета-2022 заявил, что народные депутаты поддержали украинскую науку и украинские школы, и усилили социальную защиту педагогов — за это он, как глава профильного министерства, очень благодарен.
«С декабря заработная плата педагогов выросла на 8%, с 1 января 2022 года предусмотрено увеличение академических стипендий в учреждениях профессионального, профессионального высшего и высшего образования. Впервые будет предоставлена субвенция для обеспечения пожарной безопасности в школах в размере полутора миллиардов гривен», – отметил министр.
Также министр высказал удовлетворение тем фактом, что бюджет поднимает стипендии студентам университетов (с 2 000 грн до 2 550 грн), и студентам средних специальных учебных заведений (с 480 грн до 1 250 грн).
***
Важно отметить, что народные депутаты запланировали на 2022 год также и поступление кредитов от МВФ – ни много ни мало, а 2,89 млрд долларов.
В целомже эксперты отмечают структурную схожесть этого бюджета с главными финансовыми документами Украины в 2019, в 2020 и в 2021 году. Соответственно, все положительные стороны тех бюджетов перекочевали и в этот, но ровно та же ситуация и с недостатками финансового планирования Украины.
Ранее Информатор сообщал, Верховная Рада приняла бюджет Украины на 2022 год, а также что президент Зеленский подписал этот документ.
Мы рассказывали, что в НБУ назвали прогноз дефицита госбюджета в 2021 году.
Также мы писали, что будет с зарплатами и соцвыплатами в 2022 году.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.