Модный сегмент больше всего пострадал от сокращения потребительского спроса
Потребители продолжают сталкиваться с экономическими трудностями, обусловленными влиянием войны на экономику. Поэтому, невзирая на определённый экономический прогресс и прогнозы роста на 2023 год, ожидается, что возобновление торговых сетей будет постепенным. Главная причина – значительный отток населения и повреждение инфраструктуры. Впрочем, ТРЦ Киева вышли на уровень посещаемости довоенного времени.
Рынок ритейла оказался наиболее чувствительным к военной агрессии в Украине. Потребительские настроения демонстрировали тенденцию к ухудшению из-за массового оттока населения, разрушения торговых центров и снижения реальной заработной платы, что сопровождалось ростом инфляции в течение года.
Для данным Украинского совета торговых центров, индекс благосостояния ритейла (включает показатель посещаемости, арендной платы и вакантности) в декабре достиг наивысшего уровня с начала войны после падения в марте 2022 года.
«Ритейлеры продемонстрировали способность адаптироваться к новым реалиям, а население и бизнес справились с дефицитом электроэнергии из-за ракетных обстрелов энергосистемы в осенне-зимний период 2022 года», – говорится в исследовании CBRE Украина.
В 2022 году рынок торговой недвижимости Киева не пополнился новыми брендами, поскольку большинство ритейлеров сосредоточились на существующих магазинах, закрыли неприбыльные локации или переоценили свои потребности в площадях. Турецкий ритейлер одежды Fiba Retail закрыл свои франчайзинговые магазины Marks&Spencer и GAP, а четыре российских бренда (Gloria Jeans, BeFree, O'STIN, oodji) покинули рынок.
Начиная с апреля 2022 года постепенно открывали свои локации такие ритейлеры, как Mango, LPP Group (Reserved, House, Cropp, Sinsay, Mohito), Adidas, Decathlon. Однако другие международные игроки, такие как испанская Inditex Group (Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho, Zara Home), шведские H&M и IKEA (магазины и пункты доставки), немецкая New Yorker временно приостановили свою деятельность в Украине.
«Временное закрытие этих якорных магазинов повлияло на посещение торговых центров, поскольку международные магазины модной одежды создают значительную часть посетителей. Таким образом, модный сегмент больше всего пострадал от сокращения потребительского спроса, поскольку клиенты затянули пояса и сократили расходы на модные товары», – отмечают эксперты.
В то же время, сегменты продуктов питания, здоровья и красоты и аптек оставались достаточно устойчивыми. Несмотря на то, что некоторые продуктовые ритейлеры понесли убытки на складах и магазинах, в 2022 году Fozzy Group (Сильпо, Фора) открыла семь новых магазинов, а АТБ – два новых магазина в Киевской области. В сегменте Health & Beauty Watsons, Eva и Prostor продолжили наращивать свою долю рынка и объявили о планах расширения на 2023 год.
В начале полномасштабного вторжения в результате ракетных обстрелов пострадали ТРЦ Retroville и ТРЦ Lavina Mall в Киеве. Однако в течение года оба объекта были восстановлены, а их торговые площади возобновили работу.
Несмотря на большой объем торговых площадей, запланированных на открытие до конца 2021 года, в 2022 году на рынок Киева вышел только один ТРЦ Lake Plaza.
В исследовании CBRE Ukraine прогнозируется, что резкий рост потребительского спроса маловероятно. Особенно в краткосрочной перспективе. Поскольку потребители продолжают сталкиваться с экономическими трудностями, обусловленными влиянием войны на экономику. Как следствие, активная экспансия как местных, так и международных ритейлеров не ожидается.
Ранее мы писали, что за прошедшую неделю в Киеве выявили 614 новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Врачи призывают киевлян прививаться. А КГГА напоминает, что Центры вакцинации работают также в некоторых ТРЦ Киева.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.