Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света

К «дистанционке» добавились еще и отсутствие электроэнергии

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света
Перед украинской системой образования встали новые вызовы

Первоначально было много нареканий на дистанционную форму образования. Теперь учителя, ученики и их родители перешли к новому испытанию – отключению света. К сожалению, не все добросовестно ищут интернет для продолжения занятия, как известная учительница из Киева в красной курточке. И не все учащиеся даже с включенным светом делают уроки, как мальчик, который учил материал в наушниках у входа в магазин. 

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто приспосабливается к переменам», – говорил Чарльз Дарвин. Это выражение должны взять за лозунг все учителя. Ведь какими бы трудными времена ни были, сегодня они наделены максимальной автономностью от МОН и инструментами обучения. Впрочем, и родители с детьми не всегда готовы бороться с вызовами. Своими проблемами они делятся в соцсетях:

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 1

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 2

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 3

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 4

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 5

Уроки в темноте. Как учителям, родителям и детям приспособиться к обучению без света 6

Как могут помочь учителя?

Своим видением организации образовательного процесса поделилась заместитель директора департамента институционального аудита Государственной службы качества образования Елена Святенко. Она выступила в эфире «Суспільне. Новини». Вот что могут сделать учителя для того, чтобы учебный процесс был эффективным – даже без света:

  • комбинировать синхронный и асинхронный режим. В первом случае учитель проводит онлайн-занятия вместе с учениками – например, в Zoom. Во втором – загружает материал на платформу для самостоятельной обработки учеником. Родители жалуются, что некоторые учителя злоупотребляют вторым вариантом и дают слишком много материала в асинхронном режиме. Это приводит к тому, что учащийся не понимает тему, и её приходится объяснять родителям. Учитывая количество предметов в средней школе, это становится большой нагрузкой для детей и взрослых. Как следствие – педагог переводит половину своих обязанностей на родителей. Но Елена Святенко отмечает пропорции – согласно положениям о дистанционном обучении, синхронный режим должен быть в объеме не менее 30 %. Остальные могут быть в асинхронном режиме; 
  • резерв часов. Его предполагает каждая обучающая программа. Учитель может использовать такие часы по своему усмотрению в соответствии с тем, что и на сколько качественно усвоили дети. Образцом может служить Киев, где Департамент образования позволил во время зимних каникул до 27 января посещать школьные консультации и догонять пропущенный материал. В случае необходимости учитель может скорректировать семестровую оценку. А контрольные работы за первый семестр продлены до 1 марта 2023 года;
  • рекомендации – и МОН, и Государственная служба качества образования. Но специалист подчеркивает: невозможно создать одинаковые рекомендации для всех учебных заведений. Действует автономия и решение о формате учебного процесса принимается на педагогическом совете, опираясь на советы образовательных учреждений. А учитель может самостоятельно определить – какой материал лучше дать на самостоятельную обработку, какой он объяснит онлайн. Обычно такой формат называют смешанным. Здесь Елена Святенко объясняет, как его организовать как можно лучше.

Гибкость системы позволяет приспосабливаться к изменениям быстро и адаптировать рабочий процесс под текущие условия, не дожидаясь приказа от МОН.

Как могут помочь родители и дети?

Есть множество образовательных программ и приложений используются как платформа для встреч учителя с классом, электронная библиотека, мессенджер. Они делятся на три группы:

  • «типичные» — утверждается Министерством образования и науки Украины;
  • разработанные на основе «типичных» — руководитель учебного заведения после педагогического совещания
  • «нетипичные» — Государственная служба качества образования. 

Вот какие программы предлагает Министерство образования и науки Украины:

  • Всеукраинская школа онлайн – пожалуй, известная платформа для дистанционного обучения. Её ввели ещё во время карантина. Здесь школьники 5-11 классов могут получить видеоуроки, а учителя – рекомендации по обучению; 
  • приложение «Изучаю — не жду». Рассчитан на учащихся 1-4 класса для изучения математики и чтения. Материал выкладывается с помощью видео, а закрепляется в ходе интерактивных игр. Его разработали организация War Child Holland и ОО Освитория. Искать здесь;
  • электронные версии учебников на сайте Институт модернизации содержания образования для учащихся 1-11 классов. Кроме этого, здесь можно найти словари, пособия для педагогов, методики и учебники для соискателей профессионального образования;
  • всеукраинское расписание онлайн для учащихся 5-11 классов. Уроки транслировали на украинских каналах весной 2022, а сейчас записи остались в YouTube. Правда, расписание составлено довольно хаотично (здесь), но в нём сохранены ссылки на видеоуроки;
  • помощь для родителей (в том числе и психологическая) и учителей «Совместно к обучению». Здесь собраны рекомендации по организации дистанционного обучения, получения моральной, медицинской и финансовой помощи, минной безопасности и здорового образа жизни. Искать здесь;
  • бот для педагогов, родителей и детей EducationIUaBot. Помогает получить консультацию экспертов МОН, найти школу, детский сад или колледж и всю необходимую информацию. Бот доступен в Viber и Telegram;
  • приложение Unicorn School, которым могут воспользоваться и учителя, и дети. На платформу можно скачать обучающий материал и прорабатывать его – дистанционно и без доступа к интернету. Офлайн можно пользоваться более 17 тысяч учебных материалов. Процесс проходит в формате игры. Ученик имеет собственный аватар, «прокачивает» его во время учебы и получает за это вознаграждение – не типичные школьные оценки, а золотые монеты, кристаллы и т.д. А родители получают подробную статистику по его успехам. Загрузить приложение – здесь.

Напоминаем о карте мест с генераторами и источниками энергопитания от ЛУН – здесь вы можете найти заведение, где можно поработать/поучиться, когда выключают свет. Также читайте, как рассказать ребёнку о том, что Деда Мороза не существует

Ситуация с электроснабжением

В связи с военным положением и угрозами обстрелов МОН рекомендует трансформировать обучающий процесс в дистанционный режим или временно остановить его. По словам заместителя главы Офиса президента Кирилла Тимошенко, будут работать только те учебные заведения, где обустроены бомбоубежища. С середины октября россия наносит массированные ракетные атаки по объектам энергетической инфраструктуры Украины. После блэкаута 23 ноября ощущается дефицит электроэнергии.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube