UA

Ту-95МС: Украину обстреливают из тех самолётов, которые она сама передала россии в 1990-е годы — почему россияне ценят эти «тушки» на вес золота

Читати українською

Один из самых секретных самолётов СССР, проектировавшийся ещё во время Сталина: его тактико-технические характеристики, тайны создания и опыт применения

Читати українською
Ту-95мс
Украину бомбят с самолётов Ту-95МС

Один из самых секретных самолётов СССР, проектировавшийся ещё во время Сталина: его тактико-технические характеристики, тайны создания и опыт применения

Для ударов по Украине, например, утром 9 мая, россия привлекла стратегические бомбардировщики Ту-95МС. Известно, что россияне ценят эти машины, возраст которых сейчас в среднем 30 – 40 лет и предпочитают даже перед более современными моделями. После развала СССР россия собирала именно эти «тушки» по странам СНГ. Парадокс в том, что в 1990-е годы Украина передала Ту-95 россии и даже деньги за них не получила.

Базовый Ту-95 разрабатывался еще по доверенности Сталина. Говорят, что Туполев категорически отказывался проектировать именно такой бомбардировщик со стреловидным крылом. Но когда Сталин настаивает, особенно никому нет дел до твоих отказов. Поэтому свой первый испытательный полет Ту-95 совершил еще в 1952 году. И с тех пор россияне убеждают мир, что этому самолёту «аналоговнет». Действительно ли это так, разбирался Информатор.

Рождение «Медведя»: стратегический бомбардировщик, чтобы «достать США»

«Медведь» – это название Ту-95 по кодификации НАТО. Bear – «Медведь». И, судя по всему, россияне очень гордятся этим названием.

Итак, серийное производство Ту-95 в базовой версии стартовало ещё в 1954 году, а служба началась еще в 1957 году. Но между базовым Ту-95 и Ту-95МС лежит 30 лет производства и разного рода усовершенствований, порядка 10 серийных модификаций и ещё несколько производных – пассажирский Ту-114, самолёт радиолокационного дозора Ту-126 и противолодочный Ту-142. Россияне вообще пишут, что на основе Ту-95 «создано более 50 модификаций – в том числе носитель водородной «Царь-бомбы», орбитальный истребитель и атомолёт».

Ту-95
Классический (ещё не модифицированный) Ту-95, впервые взлетевший ещё во времена Сталина

Появление в СССР такого самолета, как Ту-95, было обусловлено необходимостью доставить атомную бомбу, появившуюся в 1949 году. В то же время из средств доставки этого оружия был только Ту-4 – точная копия американского B-29, который скопировали точь-в-точь. Но его характеристик, в первую очередь, дальности, не хватало даже для полета в США в один конец.

В это же время в США уже летал Convair B-36 с дальностью 11 000 км. Именно поэтому для будущего Ту-95 главным требованием было «достать» США, а также высокая скорость, которая давала в эпоху рассвета реактивной авиации шансы на прорыв.

Так как до появления экономичных и надежных турбореактивных двигателей в СССР было еще далеко, Ту-95 оснастили специально под него разработанными турбовинтовыми НК-12. Они кстати создавались пленными немецкими учёными на основе документации к двигателю Jumo-022.

В результате появился бомбардировщик, концептуально устаревший уже на момент начала серийного производства в 1954 году, потому что в США годом ранее совершил первый полёт массовый сверхзвуковой истребитель F-100 Super Sabre, похоронивший всякую надежду на Ту-95 прорваться куда-нибудь на скорости.

Впрочем, россияне так не считают. Для них Ту-95 – самый быстрый на планете винтовой самолет и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик, ставший одним из символов холодной войны, и «до сих пор является одним из ключевых элементов ядерной триады россии».


Ту-95МС: первое боевое испытание в Сирии

ПАО «Туполев» представляет стратегический ракетоносец Ту-95МС, как «самый скоростной в мире турбовинтовой серийный самолёт-ракетоносец».

А еще, согласно информации проекта «Современное российское оружие» о самолете Ту-95МС, то «скромный выхлоп его турбовинтовых двигателей не видят инфракрасные датчики американской спутниковой системы SBIRS, следящей за ядерными бомбардировщиками, а огромная дальность полёта позволяет российским самолётам оказываться незамеченными в любых местах земного шара». То есть, как говорят в россии, «аналоговнет». Правда, это писали они в 2019 году.

Ту-95мс
Ту-95МС «Медведь»

Впервые свои боевые качества Ту-95МС продемонстрировал в Сирии в 2015 году, нанеся ракетно-бомбовый удар по позициям террористов «Исламского государства».

«Применение «Медведя» против игиловцев доказало, что Ту-95 может использоваться не только для ядерного сдерживания, но и как эффективное оружие для современных локальных конфликтов», – заключили российские эксперты.

В том же году известный американский военный эксперт и журналист Пол Хьюард на страницах издания The National Interest опубликовал статью под названием «Взрыв россии из прошлого: остерегайтесь стратегического бомбардировщика Ту-95 «Медведь».

«У него очень мощный удар. Поскольку он был разработан для перевозки ядерных гравитационных бомб 1950-х годов, то имеет большой бомбоотсек и достаточно места на крыльях для размещения нового оружия», – отметил Хьюард в своем материале о российском самолёте.

Основные характеристики Ту-95 МС:

  • экипаж – 7 человек,
  • длина – 49,09 м,
  • размах крыльев – 50,04м,
  • максимальная взлетная масса – 185000,
  • максимальная скорость – 830 км/ч,
  • практический потолок – 10 500,
  • боевая нагрузка – до 6 крылатых ракет Х-55/555 во внутренней барабанной установке,
  • боевой радиус его действия – 6500 километров,
  • дальность полета – 13 тысяч километров.

Почему в россии предпочитают Ту-95МС, а не более мощный Ту-160

В последние ракетные обстрелы россияне использовали лишь ракетоносители типа Ту-95МС, и не поднимали в воздух более мощные Ту-160. Хотя Ту-160 может взять на борт до 12 крылатых ракет типов Х-555 или Х-101, а Ту-95МС значительно меньше, или до 6 ракет Х-555 на внутренних узлах подвески, или до 8 ракет Х-101 на внешних узлах подвески.

«Даже если рашисты здесь руководствуются мотивом «сэкономить ресурс» для своих более новых Ту-160, и «отлетать ресурс» формально старых Ту-95МС, всё равно здесь объяснение лежит явно в другой плоскости. Потому что первые несколько месяцев войны орки с одинаковой активностью использовали для ударов по Украине и Ту-160, и Ту-95МС, и тогда их вопрос моторесурса отнюдь не интересовал», – отмечает defence-ua.

Эксперты издания предполагают, что здесь объяснение выглядит так – во время многомесячной кампании ракетных ударов по бомбардировщику Ту-95МС показал себя гораздо надёжнее и проще в обслуживании, чем Ту-160.

Ту-160
Ту-160: почти половину самолетов этого типа, которые сейчас есть в россии, она получила от Украины в 1990-е годы.

Поэтому Ту-160 используется скорее для демонстративных «акций устрашения», а всю «рутинную боевую работу» для обстрелов Украины выполняют более старые Ту-95МС. Впрочем, старый, не значит неэффективный.

«Во-первых, «возраст» самолёта не всегда прямо пропорционален эффективности, и это показывает пример американского B-52. А во-вторых, Ту-95МС на самом деле не такой уж старый. Самый старый борт имеет «возраст» 40 лет, самый молодой — 30. И это действительно не намного больше, чем в Ту-160, серийное производство которого происходило в 1987-1992 годах, и по какому диапазон срока службы самолетов колеблется на уровне 30-35 лет», – отмечают эксперты.

Кроме того, за тридцать лет советское ВПК довело уровень эргономики для экипажа и надежность бортовых узлов на Ту-95МС до приемлемого уровня. Поэтому, например, в 1990-х при «оптимизации» своей стратегической авиации россияне проставили следующие акценты: Ту-95МС ценили на вес золота, даже угнали более 10 самолетов этого типа в Казахстане и «вытащили» четыре таких же бомбардировщика в Украину «в обмен» на газ, а вот Ту-95 более старых модификаций (например, Ту-95К-22, носитель ракет Х-22) без сожаления »ушли под нож», с целью «экономии ресурсов».

Сколько Ту-95МС в распоряжении россии

The Military Balance 2022 указывает, что к концу прошлого года рашисты располагали 60 самолётами Ту-95МС. Но похоже, что реальное количество боеспособных бомбардировщиков этого типа значительно меньше. Например, по другим данным, сейчас у россиян 45 единиц Ту-95 МС и 18 Ту-95 МСМ. Последняя модификация самолёта может нести более современную крылатую ракету Х-101, в то время как все остальные — только советские Х-55/555.

Что касается серийного производства модифицированных Ту-95МС, то оно происходило с 1981 по август 1992 года. Всего за 10 лет серийного производства было изготовлено всего 90 единиц Ту-95МС. По подсчетам defence-ua «минус» наличествует у россиян 60 «бортов» — получаем число в 30 самолётов, из которых 19 – утилизированные Ту-95МС из состава ВВС Украины в конце 1990-х годов. Цифра в 11 потерянных, утилизированных или выведенных из строя стратегических бомбардировщиков этого типа выглядит как реалистичная.

По данным международных экспертов, перед широкомасштабным вторжением Москва располагала 42 самолетами Ту-95МС, из них, по оценкам экспертов, реально действующими лишь около трех десятков. Также у россии есть по крайней мере 15 самолётов Ту-160.

В настоящее время для ударов по Украине россияне поднимали в воздух максимум до 20 самолётов Ту-95МС. Для совместных полётов со стратегической авиацией КНР в 2022 году – максимум до 10 «бортов». И похоже, что вывод такой – реальное количество боеспособных Ту-95МС составляет максимум 50 % от количества «на бумаге».

И здесь нужно напомнить, что в конце 1990-х годов Украина передала россии восемь бомбардировщиков Ту-160 и три бомбардировщика Ту-95МС. Также была передана и часть бомбардировщиков Ту-22, которые достались россии в её доле при разделе Черноморского флота.

В 1990-х Украина подарила россии 11 тяжелых бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160

Переговоры Украины и россии о возможности передачи тяжёлых самолётов начались в 1994 году, а завершились межправительственным соглашением от 8 октября 1999 года, а затем самолёты быстро перегнали в россию.

Украина передала россии

  • 3 Ту-195МС,
  • 8 Ту-160 (это почти половина того количества, которое сейчас есть в распоряжении агрессора),
  • 575 крылатых ракет Х-55 (в настоящее время россия их не использует).

За 11 тяжёлых стратегических бомбардировщиков, 575 крылатых ракет и другое оборудование россия заплатила 275 миллионов долларов. Эта сумма, как обнаружит позже специальная парламентская комиссия, по крайней мере, в 10 раз была заниженной. Но реально Украина не получила денег – все было зачислено в погашение газовых богов российскому «Газпрому».

Интересно, что на момент распада СССР в Украине дислоцировались – в Узине под Киевом, под Полтавой и в Прилуках Черниговской области более новые самолеты – они были выпущены в 1989-1991 годах, а в россии тогда базировались более старые машины – в частности, в Энгельсе Саратовской области.

Как отмечалось в отчете Временной следственной комиссии Верховной Рады уже позже, бомбардировщики в Украине были «с минимальным налётом с начала эксплуатации» – то есть новые и в хорошем состоянии. Также в россию были вывезены запасные двигатели к самолетам и «другое разное оборудование».

Кроме того, с середины 1990 – начала 2000-х в Украине превратили в металлолом 9 бомбардировщиков Ту-160 и 21 Ту-95МС. И ещё 60 самолётов-ракетоносцев Ту-22 разных модификаций.

Ранее мы писали, что администрация американского главы Джо Байдена готовит пакет вооружения для Тайваня на  $500 млн по ускоренной процедуре, применяемой для поставок Украине.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.