Теневой флот РФ продолжает обеспечивать многомиллиардные доходы для Кремля, маскируя свою деятельность под флагами третьих стран и используя сложные схемы для сокрытия владельцев
Россия создала сеть судов, транспортирующих нефть в обход международных санкций. Следовательно, этот так называемый теневой флот продолжает обеспечивать многомиллиардные доходы для Кремля. При этом РФ маскирует свою деятельность под флагами третьих стран и использует сложные схемы для сокрытия владельцев нефтяных судов.
Информатор разобрался в том, какую опасность несет теневой флот России. И выяснил, как некоторые страны уже начали бороться с этим, вводя новые сдерживающие санкционные ограничения для страны-агрессорки.
Теневой флот России – это сеть судов, используемых для перевозки российской нефти в обход международных санкций. Эти суда действуют под "удобными флагами" таких стран как Панама, Палау и Габон, что позволяет скрывать их настоящее происхождение и избегать контроля со стороны международных организаций и страховых компаний. Таким образом, теневой флот обеспечивает постоянный экспорт нефти, являющейся важным источником доходов для российской экономики, в частности для финансирования войны против Украины.
Только за прошедшие две недели российский теневой флот принес своим владельцам дополнительные 2,6 млрд евро на финансирование войны против Украины. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на исследование KSE Institute. Документы содержат полный список судов, входящих в теневой флот России. В списке 74 судов, свидетельствующих об использовании сложных схем маскировки собственности, к которым прибегает Россия.
Соучредитель и директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин, сообщил, что около 21 из 72 указанных в перечне танкеров, подвергшихся санкциям США, ЕС и Великобритании, с апреля 2024 года начали снова перевозить российскую нефть.
"Большинство грузов с сырой нефтью направлялись в Китай, около трети доставили сырье в Индию. Первые танкеры загружались в Новороссийск, однако последние грузы собирались почти во всех российских экспортных портах", - подчеркнул Амелин.
В условиях санкций, введенных США, ЕС и другими странами из-за агрессии против Украины, Россия сталкивается с ограничениями на экспорт нефти. Однако нефтяные доходы являются критически важными для поддержки ее военных операций и экономики в целом. Следовательно, теневой флот позволяет Москве путем манипуляций с маскировкой флагами Панамы, Вьетнама, Габона и других стран продолжать экспорт, тем самым обходя уже наложенные санкции и доставляя нефть в такие страны, как Китай и Индия.
Таких "теневых" танкеров в России немало, и их количество будет расти. Это свидетельствует о том, что имеющихся санкций недостаточно для полной блокады российского нефтяного экспорта. Согласно разведданным, собранным KSE, значительная часть этих судов принадлежит и управляется рядом подставных компаний в Индии, Маврикии, ОАЭ и других юрисдикциях. Понятно, что эти компании в конце концов контролируются Тахиром Гараевым – основателем 2Rivers (ранее Coral Energy) – и Этибаром Эйюбом.
Для маскировки собственности и маршрутов эти суда используют сложные схемы. К примеру, танкеры регулярно меняют свои названия и флаги, что позволяет избегать их обнаружения. Продемонстрируем на примере: один из таких танкеров – JUMBO – недавно прибыл в Египет, готовясь к прохождению Суэцкого канала.
Согласно информации из VesselFinders, на момент мониторинга данных JUMBO прибыло на якорную стоянку Port Said (Египет) 14 октября 2024 в 01:54 UTC, готовясь пройти Суэцкий канал. Дальнейший маршрут судна не указан в системе AIS, что может свидетельствовать о попытке скрыть конечный пункт назначения.
Или еще один яркий пример – это судно IONIA – еще один танкер под габонским флагом, конечно, из "теневиков" РФ. Он регулярно курсирует через Суэцкий канал и помогает России транспортировать нефть. Мониторинговые сайты сообщают, что 2 октября 2024 года в 21:42 IONIA покинула якорную стоянку порта Суэц (Египет) и отправилась в пункт назначения INJGA с ожидаемым временем прибытия 15 октября 2024 года в 08:00.
IONIA неоднократно перемещалась по Суэцкому каналу и регулярно заходила в российские порты. В 2023 году этот танкер заходил в российский Приморский порт и индийский порт Сика, что указывает на его возможную роль в транспортировке российской нефти на азиатские рынки. Также это очевидный признак того, что судно играет ключевую роль в российской нефтяной логистической сети, даже несмотря на международные санкции.
Последние данные свидетельствуют о том, что российский теневой флот покидает нефтяные разливы в разных частях света, включая Вьетнам, Италию и Мексику. Это чревато значительными экологическими рисками, ведь истоки нефти могут серьезно загрязнить морские экосистемы. Подобные действия ставят под угрозу сохранность морских перевозок и могут вызвать экологические катастрофы, сообщает издание Politico.
Один из девяти разливов нефти был зафиксирован в 100 км от шотландского побережья. Темная прямая оказалась результатом деятельности российского теневого танкера Innova, транспортировавшего около миллиона баррелей нефти.
Tanker Innova также относится к так называемому "теневому флоту" – группе старых судов, избегающих западных санкций и нелегально перевозящих российскую нефть и другие запрещенные товары. Эти суда не только игнорируют международные ограничения, но и создают значительные экологические угрозы, оставляя следы разливов нефти в разных частях света.
Расследование, проведенное Politico в сотрудничестве с SourceMaterial, выявило по меньшей мере девять случаев нефтяных разливов с судов этого флота с 2021 года. Эти инциденты произошли в водах Таиланда, Вьетнама, Италии и Мексики. Эксперты отмечают, что такие суда эксплуатируются без надлежащего технического осмотра, не имеют страхования и нарушают международные нормы безопасности. Пятна, оставленные ими, обычно являются следствием сброса шлама - смеси воды и нефти, образующейся при эксплуатации судов. То, что такие пятна можно увидеть из космоса, указывает на их значительный объем и вредность. Кроме того, эти суда часто отключают транспондеры во избежание отслеживания (это также может повлечь за собой серьезные риски и угрозы как для навигационной безопасности, так и для глобального мониторинга, а также значительно повышают риски аварий - ред.)
На самом деле зафиксированные нефтяные разливы могут быть только верхушкой айсберга, ведь значительная часть случаев остается без внимания. Среди самых известных случаев – разливы от Innova и Aruna Gulcay. В частности, танкер Aruna Gulcay вызвал нефтяное пятно протяженностью 47 км вблизи итальянских берегов.
Британия как раз 17 октября ввела пакет санкций против 18 судов этого флота, заблокировав доступ к своим портам и ограничив предоставление ключевых морских услуг. Общее количество российских танкеров, попавших под санкции королевства, увеличено до 43, сообщает пресс-служба правительства Британии. Для эффективного противодействия этому явлению необходимо глобальное сотрудничество. Уже сейчас Великобритания и другие страны принимают меры, чтобы заблокировать доступ теневого флота к портам и сервисам.
Несмотря на единичные санкции, теневой флот продолжает обеспечивать значительные доходы для России, номинальных владельцев. Поэтому мировому обществу важно повысить эффективность санкционных механизмов и работать над усовершенствованием международных регуляторных стандартов, чтобы обеспечить контроль за перевозками нефти. Или, как в прошлом году уже рассматривалось Европейской комиссией, полностью запретить продажу танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в Россию. Это должно помешать стране - террористу обходить санкции в отношении нефти с помощью теневого флота. Это предложение начали обсуждать 17 ноября 2023 года, но нормы, согласно которым суда третьих стран не могли бы перевозить сытую нефть РФ или перепродавать России танкеры так и не были произведены.
Кроме того, есть силовые методы борьбы с нефтяным сектором РФ, которые уже внедряют ВСУ. Речь идет об атаках по военной инфраструктуре РФ, включая ее нефтепереработку. Это существенно снижают потенциал Кремля для агрессии и оставляет страну - агрессорку драгоценного сырья для экспорта. Как объяснял советник главы Офиса президента Михаил Подоляк, пока не существует других возможностей, которые могли бы эффективно заменить физическое повреждение российской нефтяной инфраструктуры.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.