Как Россия, несмотря на санкции, возит нефть в порты ЕС и может устроить экологическую катастрофу

Несмотря на санкции, запрещающие россиянам перевозить нефть в порты ЕС, и введенные ограничения для нефтяных танкеров, поставка нефти европейям из России по морю продолжается. А теневой флот под флагами других стран свободно курсирует по миру

Теневой флот нефтяных танкеров России, Путин. Коллаж: Информатор
Теневой флот нефтяных танкеров России, Путин. Коллаж: Информатор

Мы исследовали с помощью ресурса Marine Traffic, как российские танкеры возят нефть в Европу. Ранее немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung и немецкий Greenpeace опубликовали расследование о том, как русские танкеры с нефтью научились обходить санкции ЕС, США и Великобритании. Россияне используют устаревшие не застрахованные нефтяные танкеры в Балтийском море, которые могут утонуть у берегов Германии, Дании или Норвегии и привести к экологическому бедствию.

Мы последовали, где сейчас находятся российские нефтяные танкеры - как находящиеся под санкциями старые корабли (таких меньшинство), так и те, что под санкции пока не попали. Их условно можно поделить на две группы. Одна из этих групп транспортирует нефть из России в Китай и Индию. Одним из направлений для доставки нефти являются Объединенные Арабские Эмираты – вероятно, оттуда РФ перепродает нефть в другие страны. Вторая группа – действительно заходит в порты Европы. А еще беспрепятственно нефтяные танкеры из РФ поставляют продукцию в Турцию и Грузию.

  • 18-летний российский танкер Panta Rei 1 под флагом Панамы находится на побережье Омана и осуществляет рейс из Сикки (Индия) в Объединенные Арабские Эмираты;
  • 18-летний "либерийский" Ursus Arctors  следует из российского порта Усть-Луга Ленинградской области РФ в Объединенные Арабские Эмираты;
  • 19-летний Sagitta  (владелец - Sunne Company LTD из Арабских Эмиратов) направляется из индийской Мунды в российский порт Усть-Луга и находится в Финском заливе;
  • судно Andromeda Star под панамским флагом привезло российскую нефть из Усть-Луги к китайскому Жоушаню;
  • танкер Legacy  (NC Lotus) Под флагом Барбадоса вышел из российской Усть-Луги в начале сентября и уже долгое время находится у берегов Йемена и Омана; 
  • нефтетанкер Daksha  следует под флагом Коморских островов с китайского Киндао в Басру в Ираке (сейчас корабль у Шри-Ланки);
  • русский танкер Kemerovo в мае вернулся из индийского Вадинара в Усть-Лугу и находится там;
  • газовый танкер Ship Asya, на который наложены британские санкции, под флагом Палау прибыл из индийского Дохея в Мурманск; 
  • газовый танкер North Sky  с флагом Панамы прибыл в Мурманск из китайского Ягкоу;
  • барбадосский Success плывет из Усть-Луги на Ямайку.

Также мы нашли и подсанкционные корабли, которые заходят в порты Европы. То есть данные, опубликовавшие немецкие Greenpeace и Frankfuter Allgemeine Zeitung  о нарушениях санкций, подтверждается. Однако мы отследили часть санкционных танкеров. Реально их больше. Еще россияне наловчились прямо в открытом море без захода в порт перегружать нефть с подсанкционного танкера на "чистый" корабль, которому разрешено заходить в европейские и американские порты (в июле 2024 года так перегрузили нефти на 674 млн евро в водах ЕС | !51|). 

Вдобавок порты Турции и Грузии, где бывают российские танкеры: этим двум странам безразличны санкции на российские танкеры. Вместе с тем в стране ЕС закупают у Турции нефтепродукты, произведенные из российской нефти : за январь-июнь 2024 из Турции в ЕС импортировали нефтепродукты на основе нефти из ЕС  на 1,8 млрд евро. А часть российских танкеров выключает навигационные системы для сокрытия реального расположения и портов, в которые заходят.

Хотя на часть кораблей санкции возымели действие, однако это не стало критическим для РФ. 2 построенные в 2023 году в Южной Корее газовые танкеры компании "НОВАТЭК" "Коряк" и "Саам", подпавшие под санкции, уже несколько месяцев отключили навигацию и могут находиться у берегов России.  Bloomberg в июле 2024 писал, что более 50 русских нефтяных танкеров простаивают в портах или в открытом море из-за санкций. В общей сложности под санкции США, ЕС и Великобритании попало более 53 танкера (или только 7,5% кораблей, по которым Россия возит на продажу свою нефть ).

Будущая экологическая катастрофа и проблемы страхования

Однако это не единственная проблема. По мнению представителей Greenpeace, экологическая катастрофа с разливом нефти из-за Передвижение ненадежных танкеров из России – только вопрос времени. Три старых танкера под флагом Панамы, плывущих у берегов Германии 5 августа 2024 года, в случае затопления могли бы образовать нефтяное пятно более чем на 4 тыс. кв. км (это как более 4 площадей Киева ). К тому же эти плавсредства проплывают через заповедные зоны и угрожают морской фауне.

Карта передвижений российских нефтяных танкеров
Карта передвижений русских нефтяных танкеров у берегов Эстонии, Швеции, Германии, Дании, Норвегии. Немецкое побережье под угрозой разлива нефти. Источник: Greenpeace Deutschland

Если в 2021 году средний возраст используемых Россией нефтяных танкеров составлял 8,9 лет, то теперь – 16,6 лет. Некоторым из этих судов уже почти 30 лет. Более старые плавсредства ржавеют, менее исправны и существует риск их затопления. Они имеют ряд недостатков, включая повреждение корпуса, отсутствие гражданской ответственности за повреждение загрязнения нефтью и нарушение структурной целостности топливных баков. 

Некоторые из танкеров не имеют разрешений на перенос сырой нефти с одного судна на другое, некоторые не имеют планов ликвидации последствий разлива нефти. 5 санкционных судов имеют нарушение правил пожарной безопасности и выбросов.

Теневой флот, использующий РФ, не застрахован от рисков, так как такое страхование нарушает условия наложенных санкций (особенно когда они перевозят нефть дороже 60 долл./баррель). Корабли, перевозящие российскую нефть, в основном страхует российская компания "Ингосстрах", но ее страхование недостаточно и не покрывает ущерб окружающей среде при затоплении танкеров. А из-за того, что эти суда не имеют необходимого страхования, преодолевать последствия экологических катастроф за свой счет будут пострадающие страны. И вынуждены будут тратить на это миллионы евро. 36% русской морской и нефтепродуктов перевозилось танкерами, принадлежащими или застрахованные в странах западной коалиции с ограничением цен (до 60 долл. за баррель), но иногда на этих судах нефть и ее производные продают также дороже установленного лимита, нарушающего существующие санкции.

В немецком издании FAZ приводят пример судна Ruby, получившее повреждение корпуса. А груз был очень опасным: 20 000 тонн аммиачной селитры. Несколько дней он плавал у берегов Норвегии, потому что ему запретили входить во все порты Европы, в т.ч. возвращаться на Мальту, где он зарегистрирован. Такой груз на неисправном судне мог бы полностью разнести часть портовой инфраструктуры и повредить другие корабли. Сейчас Ruby находится недалеко от берегов Англии.

Катастрофа старых танкеров может оказаться реальной. Можно упомянуть другой пример: в 2020 году в порту города Бейрут в Ливане взорвались 2750 тонн аммиачной селитры  (в общей сложности стоила около 2 млн долл.), которая была конфискована в 2014 году и находилась на хранении на складах в центре города. В 2013 году зарегистрированное в Молдове судно MV Rohsus зашло в порт Бейрута из-за проблем с двигателем, а должно было доставить химическую продукцию из Грузии в Мозамбик. После этого судно сочли непригодным для дальнейших плаваний. Российский владелец судна Игорь Гречушкин не мог заплатить 12 тыс. дол. портового сбора, судно арестовали, груз конфисковали, а в 2018 году корабль утонул в порту Бейрута. Взрыв 2020 года нанес ущерб в 15 млрд долл., уничтожил часть столицы Ливана, 300 тыс. человек остались без жилья, 218 погибли, а более 7000 ранены. Трагедия привела к протестам и отставке кабинета министров Ливана, а экономические последствия ощущаются до сих пор. Это окончательно добило бывшую "ближневосточную Швейцарию", как называли Ливан в 20 веке. Стоит добавить, что значительной части жителей Ливана после этого пришлось искать работу за иранские средства и пользоваться пейджерами в группировке "Хезболла", с которой сейчас воюет Израиль и разрушает своими бомбами и ракетами Бейрут, где базируется эта милитаризированная радикальная исламистская организация. Конспирологи утверждают, что таким образом РФ могла провести спецоперацию для усиления позиций своих друзей по "Хезболле".

Как мы исследовали передвижение нефтяных танкеров

Мы взяли названия кораблей "теневого" флота РФ, которые помогают перевозить нефть, нефтепродукты и кораблей с газовыми LNG-терминалами. Их названия и номера указывались в новостях западных СМИ в контексте наложенных на суда санций. Затем по с помощью ресурса MarineTraffic мы последовали текущие маршруты этих кораблей и их местонахождение. Также там показано и последнее расположение кораблей, отключивших датчики.

36% русской морской и нефтепродуктов перевозилось танкерами, принадлежащими или застраховаными в странах коалиции с ограничением цен (до 60 долл. за баррель), а остальные перевозились "теневыми" танкерами. Лидером по закупке сырой нефти из России является Китай (47%), далее следуют Индия (37%), страны Европейского Союза (7%) и Турция (6%). Также ЕС скупает 50% российского сжиженного газа, поставляемого морем. В июле 2024 года страны ЕС обеспечили россиянам прибыль в 1,8 млрд евро благодаря покупке нефти (через нефтевод "Дружба", основные покупатели – Венгрия, Словакия, Чехия), газа, нефтепродуктов. 

В течение нескольких недель россияне поставляют свою нефть в порты стран ЕС, что нарушает введенные санкции. В большинстве своем помогают россиянам в этом деле суда греческих команий. Исследователи выяснили, что с июля 2024 15 танкеров выходило из российских портов Приморск, Высоцк и Усть-Луга (Ленинградская область), Санкт-Петербург и Новороссийск и, вероятно, перевозили нефть в страны Европы. Каждый из этих 250-метровых танкеров может перевезти до 150 млн. литров сырой нефти.

С тех пор, как страны ЕС прекратили покупать нефть из России по трубопроводам (кроме Венгрии, Словакии и Чехии), резко возросли перевозки по морю. Большинство российских нефтяных танкеров плавают через Балтийское море - и там их стало на 70% больше, чем было в январе 2021 года. За 2023 год по Балтийскому морю проплыло более 1000 нефтяных танкеров. Причем "теневым" флотом пользуется не только Россия : в этом замечали и Иран.

Часто танкеры с российской нефтью зарегистрированы на третьи страны: Панаму, Либерию, Острова Кука, Маршалловы острова. В 2024 году россияне начали использовать танкеры под флагом Габона (98% танкеров из этой страны привлечены к перевозке российской нефти и нефтепродуктов) – из-за давления США на Либерию. Такие страны имеют низкое налогообложение, не проводят серьезные проверки по безопасности кораблей, имеют более низкие стандарты и особо не интересуются владельцами этих нефтяных танкеров. Из тех российских танкеров, провозивших нефть у побережья Германии, 40% зарегистрированы на такие "страны удобства". 

В июне 2024 года в стране ЕС наложили санкции на 11 судов по перевозке сырой нефти и 5 танкеров с нефтепродуктами из России. В июле 2024 года советник руководителя Офиса Президента Владислав Власюк оценил весь российский "теневой" флот нефтяных танкеров около 400 судов, из которых на 50 были наложены санкции. А доходы от продажи нефти этими судами он оценил в 15-20 млрд дол. в месяц.

Санкции против российской нефти

5 декабря 2022 вступили в силу ограничения цен стран Европейского Союза на русскую нефть морского происхождения. Совет ЕС принял решение об установлении предельной цены на экспортируемую Россией нефть на уровне 60 долларов за баррель.

6 октября 2022 года ЕС утвердил 8-й пакет антироссийских санкций, который, в частности, закладывает основу для необходимой законодательной базы для введения ограничения цен на нефть, предусмотренного G7. Ограничения должны вступить в силу после 5 декабря 2022 для сырой нефти и 5 февраля 2023 для продуктов переработки нефти.  Вслед за ЕС страны G7 и Австралия ввели ограничение цены на поставляемую морским транспортом нефть из России на уровне 60 долларов за баррель.

24 июня 2024 года Совет ЕС согласовал 14-й пакет санкций против РФ. Один из его главных пунктов затронул российский сжиженный природный газ (СПГ): теперь российский СПГ, предназначенный для третьих стран, нельзя реэкспортировать через европейские порты. Однако запрет на его поставку из РФ в сами страны Евросоюза не введен. Санкции объявлены и против 27 танкеров так называемого "российского теневого флота", применяемых для обхода потолка цен на нефть и нефтепродукты, а также судов, которые используются, в частности, для перевозки оружия или украинского зерна. В сентябре 2024 года Великобритания ввела санкции в отношении 10 кораблей, с помощью которых РФ транспортировала нефть и сжиженный газ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube