Как Россия, несмотря на санкции, возит нефть в порты ЕС и может устроить экологическую катастрофу

Несмотря на санкции, запрещающие россиянам перевозить нефть в порты ЕС, и введенные ограничения для нефтяных танкеров, поставки нефти европейцам из России по морю продолжаются. А теневой флот под флагами других стран свободно курсирует по миру

Теневой флот нефтяных танкеров России, Путин. Коллаж: Информатор
Теневой флот нефтяных танкеров России, Путин. Коллаж: Информатор

ЕС, США и Великобритания наложили санкции на корабли, посредством которых Россия перевозит нефть. Несмотря на это, россияне используют устаревшие не застрахованные нефтяные танкеры в Балтийском море, которые могут утонуть у берегов Германии, Дании или Норвегии и привести к экологическому бедствию. В то же время нефть из российских танкеров  по состоянию в сентябре 2024 года оказывалась в портах стран Европейского Союза, что запрещено санкциями. Информатор изучил, где находятся и куда плавают подсанкционные танкеры.

Уже несколько недель россияне поставляют свою нефть в порты стран ЕС, нарушающую введенные с марта 2023 года санкции. В большинстве своем помогают россиянам в этом деле суда греческих команий. Об этом пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Исследователи выяснили, что с июля 2024 15 танкеров выходило из российских портов Приморск, Высоцк и Усть-Луга (Ленинградская область), Санкт-Петербург и Новороссийск и, вероятно, перевозили нефть в страны Европы. Каждый из этих 250-метровых танкеров может перевезти до 150 млн. литров сырой нефти.

Кроме того, часть этих судов перегружает продукцию в море на корабле других стран. А еще часть российских танкеров выключает навигационные системы для сокрытия реального расположения и портов, в которые заходят.

С тех пор, как страны ЕС прекратили покупать нефть из России по трубопроводам (кроме Венгрии, Словакии и Чехии), резко возросли перевозки по морю. К тому же страны Большой семерки запрещают страховать танкеры, из которых российская нефть продается дороже 60 дол. за баррель, эти ограничения россияне научились обходить. Большинство российских нефтяных танкеров плавают через Балтийское море - и там их стало на 70% больше, чем было в январе 2021 года. За 2023 год по Балтийскому морю проплыло более 1000 нефтяных танкеров. Также они могут беспрепятственно входить в порты Турции и Грузии для отгрузки продукции.

36% русской морской нефти и нефтепродуктов перевозилось танкерами, принадлежащими или застраховаными в странах коалиции с ограничением цен (до 60 долл. за баррель), а остальные перевозились "теневыми" танкерами. При этом лидером по закупке сырой нефти из России является Китай (47%), далее следуют Индия (37%), страны Европейского Союза (7%) и Турция (6%). Также ЕС скупает 50% российского сжиженного газа, поставляемого морем. В июле 2024 года страны ЕС обеспечили россиянам прибыль в 1,8 млрд евро благодаря покупке нефти (через нефтевод "Дружба", основные покупатели – Венгрия, Словакия, Чехия), газа, нефтепродуктов. К тому же, западные страны потребляют нефтепродукты, производимые из российской нефти в других странах: например, за первые 6 месяцев 2024 года из Турции таких нефтепродуктов импортировали около 1,8 млрд евро.

Если в 2021 году средний возраст используемых Россией нефтяных танкеров составлял 8,9 лет, то теперь – 16,6 лет. Более старые плавсредства ржавеют, менее исправны и существует риск их затопления. К тому же, теневой флот, использующийся РФ, не застрахован от рисков, так как такое страхование нарушает условия наложенных санкций (особенно когда они перевозят нефть дороже 60 долл./баррель). Значительная часть таких кораблей переправляет нефть в Китай и Индию. Причем "теневым" флотом пользуется не только Россия: в этом замечали и Иран.

Часто танкеры с российской нефтью зарегистрированы на третьи страны: Панаму, Либерию, Острова Кука, Маршалловы острова. В 2024 году россияне начали использовать танкеры под флагом Габона – из-за давления США на Либерию. Такие страны имеют низкое налогообложение, не проводят серьезные проверки по безопасности кораблей, имеют более низкие стандарты и особо не интересуются владельцами этих нефтяных танкеров. Из тех российских танкеров, провозивших нефть у побережья Германии, 40% зарегистрированы на такие "страны удобства". 

Эти корабли в основном страхует российская компания "Ингосстрах", но ее страхование недостаточно и не покрывает ущерб окружающей среде при затоплении танкеров. 3 старых танкера под флагом Панамы, плывущих у берегов Германии 5 августа 2024 года, в случае затопления могли бы образовать нефтяное пятно более чем на 4 тыс. кв. км (это более 4 площадей Киева). К тому же эти плавсредства проплывают через заповедные зоны и угрожают морской фауне.

Один из этих "панамских" танкеров 18-летний Panta Rei 1 находится на побережье Омана и осуществляет рейс из Сикки (Индия) в Объединенные Арабские Эмираты. Там же находится "либерийский" Ursus Arctors, который следует из российского порта Усть-Луга в Эмираты. 17-летний "панамский"  танкер NAXOS находится сейчас у берегов Англии, однако совершает маршрут из Сикки в хорватский Баотич и путь не должен пролегать между Британией и Францией. 19-летний Sagitta  (владелец - Sunne Company LTD из Арабских Эмиратов) направляется из индийской Мунды в российский порт Усть-Луга и находится в Финском заливе. 20-летний танкер Chilli следует из аравийской Джидды в грузинский Батуми через Черное море.

Также Информатор посмотрел, где находится большинство танкеров, находящихся под санкциями ЕС и Великобритании. К примеру, судно Andromeda Star под панамским флагом привезло российскую нефть из Усть-Луги к китайскому Жоушаню. Нефтяной танкер Vela Rain под флагом Барбадоса прибыл из Мальты в Стамбул 30 сентября. Танкер NS Creation с флагом Габона уже более 7 месяцев находится в Черном море у берегов Турции, а вышел из греческого залива Лаконикас. Газовый LNG-танкер SCF La Perouse  под флагом Габона прибыл из бельгийского Зеебрюгге в русский Мурманск. А нефтяной танкер Terra Nova  под флагом Канады должен прибыть из канадского Ньюфаундленда (порт Булл Арм) в порт Террак в Норвегии, но почему-то более 2 недель уже как застрял недалеко от побережья Канады. Танкер Kavya под флагом Танзании следует из бразильской Паранагуа в британский Гибралтар (на юге Испании).

Танкер Legacy  (NC Lotus) под флагом Барбадоса вышел из российской Усть-Луги в начале сентября и уже долгое время находится у берегов Йемена и Омана. Нефтетанкер Daksha сейчас следует под флагом Коморских островов с китайского Киндао в Басру в Ираке (сейчас корабль у Шри-Ланки). Танкер Ozanno с барбадосской пропиской в ​​июне 2024 года прибыл из российского Приморска в Усть-Лугу. Galian 2 с регистрацией на Островах Кука прибыл из турецкого Немрута в турецкую Алиагу в августе. А вот "камерунский" Bodhi приплыл из Немрута в Усть-Лугу в Ленинградской области РФ и находится там с июня. Российский танкер Kemerovo в мае вернулся из индийского Вадинара в Усть-Лугу и находится там. Российский танкер Krymsk с середины августа находится в городе Находка (недалеко от КНДР и Японии) и ждет заказа.

Танкер Kaliningrad вышел из турецкой Тузлы и в марте 2024 года выключил навигационную систему - поэтому неизвестно, где именно он находится. То же 20 августа 2024 года сделал танкер Canis Power под флагом Островов Кука - направлялся из турецкого Ялова и исчез. Танкер Saga с регистрацией в Барбадосе 16 сентября прибыл из российского Высоцка в турецкую Тузлу. А барбадосский Success плывет из Усть-Луги на Ямайку. А Beks Aqua из бразильской Паранагуа в конце июля приплыла в турецкую Ялову. Нефтяной Танкер Pioneer 15 августа прибыл из грузинского Поти в турецкую Тузлу.

2 построенные в 2023 году в Южной Корее газовые танкеры компании НОВАТЕК "Коряк" и "Саам", подпавшие под санкции, уже несколько месяцев отключили навигацию и могут находиться у берегов России. Газовый танкер Ship Asya, на который наложены британские санкции, под флагом Палау прибыл из индийского Дохея в Мурманск. А другой такой танкер North Sky  с флагом Панамы прибыл туда из китайского Ягкоу.

По мнению представителей Greenpeace, экологическая катастрофа с разливом нефти из-за передвижения старых ненадежных танкеров из России – только вопрос времени. А из-за того, что эти суда не имеют необходимого страхования, преодолевать последствия экологических катастроф за свой счет будут пострадающие страны.

В июне 2024 года в стране ЕС наложили санкции на 11 судов по перевозке сырой нефти и 5 танкеров с нефтепродуктами из России. Они имеют ряд недостатков, включая повреждения корпуса, ухудшающие мореходные качества, отсутствие гражданской ответственности за повреждение загрязнения нефтью и нарушение структурной целостности топливных баков. Нефтяные танкеры регулярно перевозят сырую нефть с судна на судно (без захода в порт) во избежание санкций. За июль 2024 в водах ЕС со своих танкеров на другие суда Россия перегрузила сырую нефть на 674 млн евро.

Некоторые из этих судов не имеют разрешений на перенос сырой нефти с одного судна на другое, некоторые не имеют планов ликвидации последствий разлива нефти. Некоторым из этих судов уже почти 30 лет. 5 санкционных танкеров имеют нарушение правил пожарной безопасности и выбросов.

Bloomberg еще в июле 2024 года писал, что более 50 русских нефтяных танкеров простаивают в портах или в открытом море из-за санкций. В целом под санкции США, ЕС и Великобритании попали более 53 танкеров (или 7,5% кораблей, по которым Россия возит на продажу свою нефть). 

В июле 2024 года советник руководителя Офиса Президента Владислав Власюк оценил весь российский "теневой" флот нефтяных танкеров около 400 судов, из которых на 50 были наложены санкции. А доходы от продажи нефти этими судами он оценил в 15-20 млрд дол. в месяц.

Санкции против российской нефти

5 декабря 2022 вступили в силу ограничения цен стран Европейского Союза на русскую нефть морского происхождения. Совет ЕС принял решение об установлении предельной цены на экспортируемую Россией нефть на уровне 60 долларов за баррель.

6 октября 2022 года ЕС утвердил 8-й пакет антироссийских санкций, который, в частности, закладывает основу для необходимой законодательной базы для введения ограничения цен на нефть, предусмотренного G7. Ограничения должны вступить в силу после 5 декабря 2022 для сырой нефти и 5 февраля 2023 для продуктов переработки нефти.  Вслед за ЕС страны G7 и Австралия ввели ограничение цены на поставляемую морским транспортом нефть из России на уровне 60 долларов за баррель.

24 июня 2024 года Совет ЕС согласовал 14-й пакет санкций против РФ. Один из его главных пунктов затронул российский сжиженный природный газ (СПГ): теперь российский СПГ, предназначенный для третьих стран, нельзя реэкспортировать через европейские порты. Однако запрет на его поставку из РФ в сами страны Евросоюза не введен. Санкции объявлены и против 27 танкеров так называемого "российского теневого флота", применяемых для обхода потолка цен на нефть и нефтепродукты, а также судов, которые используются, в частности, для перевозки оружия или украинского зерна. В сентябре 2024 года Великобритания ввела санкции в отношении 10 кораблей, с помощью которых РФ транспортировала нефть и сжиженный газ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube