На эту «воздушную Армату» россияне потратили огромные средства, но так и не смогли запустить в серийное производство
На счету доблестных сил ПВО Украины много сбитых «сушек» – и многофункциональных Су-30, и фронтовой бомбардировщик Су-34, а также Су-35. Но скоро этот список может пополниться ещё одним продуктом российского авиапрома. На днях минобороны рф объявило о передаче на фронт партии Су-57, который в россии называют истребителем «пятого поколения». Информатор выяснял, что это за «птица».
На самом деле агрессор уже применял два своих Су-57 в войне с Украиной. В апреле 2022 года из них выпущены две ракеты типа Х-59 по Кировоградщине и Одессе. Однако у отечественных сил ПВО не было возможности их обезвредить: истребители не решились залететь в украинское воздушное пространство. Из-за страха потерять образец своего распиаренного «чудо-самолёта» россияне ограничились пуском ракет из собственного воздушного пространства. И это понятно, ведь убытки Су-57 украинскими средствами ПВО имели бы не меньший эффект, чем затопление крейсера «Москва».
Это дало повод военным экспертам назвать способ применения этих самолетов в Украине «тактикой воздушных трусов». Ведь вместо прорыва систем ПВО, для которой и предназначены эти самолёты, они просто отстреливают ракеты с безопасного расстояния.
Впрочем, это не единственное противоречие между рекламной картинкой, которую российская пропаганда создавала вокруг чудо-самолёта в течение 20 лет его разработки и изготовления, и реальностью.
«Будущее российской боевой авиаци», «воплощение передовых технологий и конструкторских решений», «сверхманёвренность, малозаметность и способность действовать в условиях сетевой центрической войны» — под этими пафосными характеристикам Су-57, похоже, скрыто очередное «аналоговнет».
В пресс-релизе «Объединённой авиастроительной корпорации» сообщается, что новая партия истребителей поставлена в российскую армию в рамках «большого контракта» по минобороны рф. Также утверждается, что авиазавод «выполнил программу в этом году по производству Су-57 и Су-35С» и уже производит самолёты, поставки которых запланированы на следующий год.
В то же время в сообщении не названо количество переданных самолётов, а только опубликованы фото и видео, на которых видны три истребителя. Конечно, это можно было бы отнести на счёт банального желания «не раскрывать все карты». Но в случае с рф скорее речь идёт о том, чтобы скрыть реальное положение дел с серийным производством. И вот почему.
Первый полёт Су-57 состоялся в 2010 году в Комсомольске-на-Амуре. Тогда заявлялось, что серийное производство начнется в 2016 году и к 2020 году на вооружении российской армии будет 55 таких истребителей.
Впоследствии этот план стал более скромным до 12 самолётов, а позже стало известно, что запуск серийного производства перенесён на 2018-й. В августе 2018 года авиазавод подписал контракт с минобороны рф на поставку первых двух Су-57, а в 2019-м – сразу 76 истребителей. Конечной датой поставок был назван 2028 год.
24 декабря 2019 на заключительном этапе заводских испытаний Су-57 разбился в результате аварии из-за, вероятно, сбоя в системе управления самолётом. Потеря первого серийного образца Су-57 повлекла за собой большие разборки на персональном уровне, включая смену руководства ПАО «Компания Сухой».
В конце концов, первый серийный Су-57 так называемые военно-космические силы рф получили 25 декабря 2020 года. А испытания второго Су-57 начались в октябре 2020 года и только 29 января 2021 года он официально был передан министерству обороны.
«Россияне так и не смогли наладить серийное производство Су-57, а выпускают их маленькими партиями по одному-два в год. Всего по состоянию на 2022 год в составе вс рф три так называемых серийных истребителя Су-57», – говорит военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко.
Что же касается количества Су-57, переданных российской армии на этот раз, то OSINT-аналитик Роб Ли считает, что речь идёт о четырёх самолётах.
Если первый серийный истребитель разбился за три дня до передачи военно-космическим силам россии, то второй Су-57 был собран в режиме каннибализма – с использованием узлов из других самолётов, утверждает эксперт.
А в конце октября 2022 на аэродроме в Жуковском состоялся первый полет модернизированного истребителя Су-57, так называемого второго этапа.
«Этот полет был широко разрекламирован в российской пропаганде, ведь внимание к такой технике, как Су-57, Т-14 «Армата» и другие потёмкинские деревни российского ВПК за период полномасштабного вторжения в Украину уменьшилось. Тем не менее, эти деревни продолжают использовать, чтобы поддерживать ура-патриотические настроения в обществе. Хотя действительно поддерживать особо нечем», – рассказывает Александр Коваленко. По его словам, именно этот демонстрационный полёт показал, сколь серьёзным кризисом является производство Су-57.
Разработка модернизированного истребителя Су-57 «второго этапа» началась после подписания между минобороны рф и ОАО «Компания Сухой» контракта в 2018 году, согласно которому в 2022 году должен был состояться первый полёт модернизированного прототипа. Но взлетел не новый истребитель, собранный с нуля, а именно модернизированный Су-57 с бортовым номером 511. Он был построен в 2017 году, то есть за год до начала реализации проекта «второго этапа».
Таким образом, для выполнения контракта на строительство нового прототипа новый прототип не стали строить, а использовали один из имеющихся самолётов. Более того, на Су-57 «второго этапа», который был продемонстрирован в октябре, отсутствует двигатель, который, по идее, должен обеспечивать истребителю такое качество, как малозаметность, соответствующая пятому поколению. Это также говорит о проблеме не только с испытаниями, но и с производством Су-57», – рассказывает Коваленко.
Ещё одним доказательством того, что с российским истребителем не все хорошо, есть выход Индии из совместного с россиянами проекта FGFA, предполагавшего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Индийское руководство планировало закупить более ста таких самолетов, но быстро поняло, что ни двигатель машины, ни боевая авионика, ни радары с датчиками российской разработки не отвечают заявленным требованиям.
К тому же, по словам главного редактора Defense Express Сергея Згурца, у россиян нет современного высокоточного вооружения для нового истребителя. Поэтому «стелз-истребитель», по его словам, используется как обычная воздушная платформа для запуска с внешних точек подвески управляемых ракет времен СССР.
«Сообщения о том, что россияне перебрасывают на линию фронта истребители Су-57 и что это изменит ход боевых действий – очередной блеф российской пропаганды. Поскольку у них очень мало этих самолётов. И думаю, что наша ПВО с удовольствием собьет эти истребители, как только они войдут в воздушное пространство Украины. Поэтому я убежден, что эта информация является только пропагандистским шагом», – прокомментировал новость о поставке партии Су-57 российским войскам Сергей Згурец в эфире телеканала «Эспрессо».
Характеристики Су-57:
Ранее Информатор сообщал о том, что оккупанты перебрасывают вооружение из Сирии в Украину.
Также мы писали о том, что США хотят сорвать поставки оружия из Ирана в россию.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.