Рада приняла законопроект о реформе дошкольного образования: что изменится в работе садиков

Детям, в частности, хотят предоставить право получать образование в разных формах или объединяя их

Реформа дошкольного образования
Законопроект направлен на повышение качества дошкольного образования

Народные депутаты в четверг, 6 июня, во втором чтении одобрили законопроект №8030 о реформе в дошкольном образовании. Он стремится создать максимально благоприятные условия для стремительного развития качественного и доступного дошкольного образования, а также обеспечить и сбалансировать интересы всех участников образовательного процесса. За принятие документа проголосовали 299 нардепов.

Проект Закона №8030 о дошкольном образовании был зарегистрирован в Верховной Раде еще 13 сентября 2022 года. Инициаторами законопроекта выступила группа народных депутатов во главе с главой подкомитета ВРУ по вопросам раннего развития и дошкольного образования комитета парламента по вопросам образования, науки и инноваций – Владимиром Вороновым (партия "Слуга народа").

21 марта 2023 г. Верховная Рада рассмотрела этот законопроект в первом чтении и одобрила его за основу. 31 мая 2024 года комитет ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций рекомендовал депутатам принять его во втором чтении и целом.

"Украине уже давно нужно реформировать дошкольное образование. Поэтому мы предлагаем четко определить формы его получения, формы детских садов, педагогическую поддержку родителей и еще ряд важных изменений. Уверен, их ощутят все участники процесса - и педагоги, и родители", - заявлял Воронов под время обсуждения документа.

Согласно пояснительной записке, проект закона №8030 был разработан, чтобы усовершенствовать функционирование системы дошкольного образования. В частности, через:

  • учет приобретенного за годы независимости Украины институционального опыта;
  • обеспечение равного и безбарьерного доступа каждого украинца к качественному дошкольному образованию;
  • внедрение альтернативных механизмов финансирования дошкольного образования;
  • охват дошкольным образованием и дополнительным вниманием государства детей с самого рождения;
  • внедрение идеи автономии заведения дошкольного образования и академической свободы педагога;
  • развитие учреждений дошкольного образования всех форм собственности и других субъектов образовательной деятельности;
  • повышение качества дошкольного образования

В сравнительной таблице к законопроекту от 30 мая 2024 уточняется, что дошкольное образование - это процесс и результат всестороннего развития, воспитания, обучения, социализации детей и формирования у них необходимых жизненных навыков и компетентностей до начала получения начального образования. При этом базовые этапы дошкольного образования были определены на основе возрастной периодизации развития ребенка:

  • возраст младенца (до одного года);
  • ранний возраст (от одного до трех лет);
  • младший дошкольный возраст (от трех до четырех лет);
  • средний дошкольный возраст (от четырех до пяти лет);
  • старший дошкольный возраст (от пяти до шести (семи) лет, или же до восьми лет – для детей с особыми образовательными потребностями).

Какие изменения после принятия закона ждут родителей и детей

Для предоставления качественного и доступного дошкольного образования всем детям документ предлагает некоторые нововведения. Среди них:

  • разрешить создание по заявлениям родителей отдельных групп с осуществлением образовательного процесса на языке коренных народов или национальных меньшинств (сообществ) наряду с государственным языком (в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования);
  • обеспечить детям с нарушением слуха право на получение дошкольного образования на украинском жестовом языке;
  • способствовать изучению языков международного общения (прежде всего английского) в государственных и коммунальных учебных заведениях;
  • запретить все формы дискриминации (в том числе на основании предоставления или непредоставления заведения дошкольного образования благотворительной помощи);
  • обустроить территории, здания, сооружения и помещения дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей маломобильных групп населения;
  • гарантировать каждому питомцу безвозмездное получение дошкольного образования в государственном, коммунальном учреждении с возможностью пребывания в нем по запросу родителей до 11 часов в день;
  • создать условия для пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования сверх гарантированного объема времени, но не более 12 часов (на основании обращения одного из родителей и по решению учредителя государственного, коммунального учебного заведения), что может оплачиваться на средства учредителя, родителей или из других источников, не запрещенных законодательством (размер оплаты определяется учредителем);
  • обеспечить территориальную доступность дошкольного образования для всех его участников и перевозки (при необходимости) педагогических работников в сады и обратно (к месту жительства);
  • создавать и обеспечивать функционирование мобильных детских садов - для предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования по месту жительства детей на территориях, где не обеспечено бесплатное получение дошкольного образования другим способом;
  • предоставить детям право получать образование в разных формах или сочетая их, однако основной формой получения дошкольного образования определить очное (дневное);
  • разрешить учреждениям дошкольного образования по возможности (с учетом запросов родителей детей и по решению учредителя заведения) вводить сетевую (дистанционную) форму получения образования, или педагогический патронаж;
  • дать право родителям организовывать получение их детьми дошкольного образования по семейной (домашней) форме;
  • зачислять детей в коммунальные учреждения дошкольного образования в утвержденной законом очередности (например среди проживающих на территории обслуживания соответствующего учреждения дошкольного образования, это - дети сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети погибших (умерших) ветеранов войны, защитников и защитниц Украины, дети в сложных жизненных обстоятельствах и на учете в службах по делам детей; пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дети, родные братья или сестры которых уже учатся в этом садике и т.п.);
  • если ребенок не получил места для получения дошкольного образования в коммунальном заведении дошкольного образования, на территории обслуживания которого проживает - обязать соответствующий орган управления в сфере образования предоставить его родителям (по обращению) перечень субъектов образовательной деятельности, обеспечивающих получение дошкольного образования, или перечень садов, имеющих свободные места;
  • предоставить родителям ребенка дошкольного возраста право на получение педагогической поддержки (путем педагогических, психологических или информационных консультаций, проведение образовательных мероприятий);
  • разрешить учреждениям дошкольного образования организовывать (в соответствии с законодательством) медицинское обслуживание воспитанников - медицинскими работниками учреждений дошкольного образования, учреждений здравоохранения или физических лиц-предпринимателей (ведущих хозяйственную деятельность по медицинской практике);
  • разрешить родителям присутствовать рядом со своими детьми во время образовательного процесса (по предварительному согласованию с руководителем заведения дошкольного образования);
  • обязать педагогических работников систематически (не менее одного раза в пять лет) повышать квалификацию по оказанию психологической помощи и поддержки детей, к медицинской помощи, обеспечению безопасности детей, совершенствованию цифровых навыков и т.д.

Напомним, 4 июня Верховная Рада приняла законопроект об английском языке. Информатор писал, что изменится для украинцев.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube