UA

След от контрабандного оружия Вагнера тянется к Гетманцеву - эксклюзивное интервью с расследователем

Читати українською

"Юримекс" Даниила Гетманцева обслуживала авиаперевозчика, подозреваемого в сотрудничестве с российскими наемниками из ЧВК "Вагнер": расследователь Дмитрий Золотухин, исследующий тему почти 5 лет, в эксклюзивном интервью раскрыл детали сделки

Читати українською
Гетманцев
"Юримекс" обслуживала "Европу Эйр", а "Европа Эйр" возила грузы в Ливию в обход эмбарго ООН

"Юримекс" Даниила Гетманцева обслуживала авиаперевозчика, подозреваемого в сотрудничестве с российскими наемниками из ЧВК "Вагнер": расследователь Дмитрий Золотухин, исследующий тему почти 5 лет, в эксклюзивном интервью раскрыл детали сделки

Юридическая фирма главы налогового комитета Даниила Гетманцева обслуживала авиаперевозчика, подозреваемого в поставках оружия российским наемникам из ЧВК "Вагнер". Компания "Европа-Эйр", чьи военно-транспортные самолеты были уничтожены в Ливии турецкими "Байрактарами" 4 года назад, и сегодня упоминается на официальном сайте юридической фирмы Гетманцева. В то время, когда юрфирма Гетманцева защищала этого авиаперевозчика, кремль начал неслыханную пропагандистскую кампанию против Украины с обвинениями в поставках оружия . "Информатор" встретился с расследователем Дмитрием Золотухиным, который с 2019 года занимается этим делом, чтобы узнать детали его расследования.

Неравнозначный обмен: как россия получает украинскую авиалогистику для "Вагнера", а Украина - репутационную грязь

О том, что юридическая компания Даниила Гетманцева обслуживает авиаперевозчиков, связанных с военным трафиком в Ливию (находящихся под эмбарго ООН), стало известно благодаря двум совершенно случайным событиям.

  • Первый случай - когда весной 2019 года на ливийской аэродроме в Аль-Джуфра турецкие "Байрактары" уничтожили два грузовых самолета Ил-76. Погиб украинский пилот, однако мир узнал о том, что украинская компания "Европа Эйр" замешана в военном трафике для режима Халифы Хафтара;
  • Второй случай уже больше похож на анекдот. Во время обыска у сотрудника печально известной компании "Европа Эйр" тот выбросил из окна 53 печати разных юридических лиц, в том числе российских. Печати перечислили в судебном решении, и расследователи смогли на основе указанного в обнародованном решении списка выстраивать сетку связанных между собой юридических лиц

Расследователи тогда вышли на гипотезу - компания «Европа Эйр» работала как элемент сетки российских компаний. А защищала "Европу Эйр" в судах  юридическая компания "Юримекс" Даниила Гетманцева.

Однако тогда весной 2019 года в Украине всех интересовала другая тема - парламентские выборы. И о роли в деле Гетманцева, вовремя получившего депутатскую неприкосновенность, все забыли быстрее, чем в Ливии успел остыть сгоревший Ил-76 компании его партнеров.

"Это как раз было 10 дней после выборов, то есть по сути Украина была занята внутриполитическими вопросами, на это просто никто не обращал внимания", - вспоминает расследователь Дмитрий Золотухин.

Самолеты перевозили в Ливию контрабанду в обход эмбарго ООН. Опыт работы в разведке подсказал нашему собеседнику Дмитрию Золотухину, что это было оружие именно для "Вагнера", участвовавшего в боевых действиях на тех территориях.

Страна-агрессор, к которой должны были стекаться все претензии, ударила на опережение. Враждебная пропаганда стала лить на Украину грязь по обвинениям о том, что наша страна занимается торговлей оружием. (Кстати, россия этот трюк повторяет сейчас, обвиняя наше государство в передаче оружия группировке ХАМАС.) 

“До 2008 года я работал в государственных правоохранительных органах, спецслужбах. Я сталкивался с историями, непосредственно касающимися обвинений Украины якобы в "торговле оружием". Мол, "эти проклятые украинцы торгуют оружием на все стороны одновременно", потому что Голливуд снял фильм "Вооруженный барон" о чуваке из Одессы, который стал снабжать абсолютно всех африканских вожаков, и в течение десятилетия этот нарратив накапливался. В 19-м году этот нарратив  просто стал слишком горячим”, - вспоминает Дмитрий свои впечатления от тех событий.

Результат российского давления – мир знает, что украинская компания была замешана в грязной схеме. Но в Украине все завершилось только лишением перевозчика лицензии. Установленная независимыми расследователями схема осталась без внимания, а Гетманцев, бывший помощник обвиняемого в госизмене экс-депутата Владимира Сивковича, после этого даже построил карьеру главного налоговика страны.

Самолеты летят, доставляется оружие, агентурная сеть продолжает работать

Расследователи установили, что россия доставляет оружие наемникам фактически, но не юридически. Всю грязь берут на себя компании из стран постсоветского пространства.

"Особенно они хостятся в постсоветских юрисдикциях, то есть это Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Грузия, Армения, Беларусь, Украина, конечно же, ну и отдельная часть Молдовы", - объясняет расследователь.

То есть:

  1. Создается авиакомпания-эксплуатант , условно, в Украине. В случае с уничтоженными самолетами это была "Европа-Эйр";
  2. Эксплуатант обеспечивает логистику самолетами, предоставляемыми компанией-собственником (в случае с контрабандой в Ливию, скорее всего, именно военную);
  3. Если деятельность эксплуатанта становится очевидной (как уничтожение бортов в Аль-Джуфре), у эксплуатанта отбирают лицензию ;
  4. Самолеты как работали, так и продолжают работать по маршрутам, но уже под другим эксплуатантом.

Именно по этому алгоритму и развивалась история — после скандала в Ливии посыпалась грязь со стороны россии, и Госавиаслужба прекратила лицензию эксплуатанта - "Европы Эйр"  . А самолеты, которые эксплуатировала "Европа Эйр" (кстати, для понимания масштаба логистической сетки - сейчас в общей сложности у расследователя в мониторинге  65 подобных самолетов, подозреваемых в обслуживании российской военной логистики), продолжили летать уже под юрисдикцией Казахстана.

Государственная служба прекратила лицензию "Европа Эйр" в 2019 году
"Госавиаслужба" прекратила лицензию "Европа Эйр" в 2019 году

В случае "Европы-Эйр" компанию в Украине разоблачил довольно забавный инцидент. Во время обысков в компании следователи обнаружили десятки печатей других компаний, указанных впоследствии в опубликованном судебном решении.

Список печатей, указанных в решении Голосеевского районного суда в Киеве по делу 752/24165/18
Список печатей, указанных в решении Голосеевского районного суда в Киеве по делу 752/24165/18

Исследуя информацию о держателях печатей, Дмитрий увидел настоящую сетку компаний , которые можно обоснованно подозревать в работе на россию.

О роли юристов в подобных схемах

Если гипотеза Дмитрия верна, то в каждой стране для обслуживания этих авиационных ячеек должен функционировать менеджмент на ряде уровней.

“Для того чтобы координировать все эти ниши, нужен какой-то узловой элемент, то есть то, через что проходит вся документация. Какой это может быть узловой элемент?  Бухгалтерия, финансовый менеджмент и юридический менеджмент ”, – рассказывает расследователь.

Именно поэтому во время OSINT-разведки он обратил внимание на украинских партнеров компании – юридическую фирму "Юримекс" Даниила Гетманцева. Десятки компаний, которые он исследует параллельно, так или иначе пересекаются именно с “Юримексом”.

"У меня в этой разработке, в огромном массиве расследований, есть десятки объектов, юридических и физических лиц. Это и бизнесмен Джейдип Мирчандани, владеющий самолетами в Эмиратах (ему, как подозревают расследователи, могла передать самолет "Европа-Эйр" после потери лицензии. - Ред.), это и Родриг Мерхеж (занимается авиаперевозками, в частности, Ливане и Сирии. - Ред.), которому Елена Гетманцева одалживала деньги. Это Харьковский авиационный завод, который, кстати, очень близок к Владимиру Сивковичу. И каким-то чудесным образом, совершенно необъяснимым, все они ведут в компанию "Юримекс". Как-то все эти люди пересекаются в одном месте”, - говорит расследователь.

В частности, адвокат юридической фирмы "Юримекс" Анна Антоненко  в 2019 году занималась делами "Европы Эйр".

В судебных реестрах есть упоминания об участии юриста "Юримекс" в защите "Европы Эйр"
В судебных реестрах есть упоминания об участии юриста "Юримекс" в защите "Европы Эйр"

Согласно информации на сайте "Юримекс", Антоненко работает в этой компании по меньшей мере с 2014 года, а с 2017 года руководитель отдела практики международной торговли и инвестирования в этой юридической фирме.

Гетманцев знает Антоненко достаточно близко. Есть фото, где он ее приобнимает, а в интервью в 2018 году он рассказал, что направление  работы Антоненко - авиастроение.

Гетманцев рядом с Антоненко
Гетманцев рядом с Антоненко

Также реестры помнят, что именно Антоненко вела дело "Европы Эйр"  , чьи самолеты были сожжены в Ливии, а упоминания о сотрудничестве с компанией "Европа Эйр" до сих пор находятся на сайте "Юримекс".

Упоминания о сотрудничестве с "Европа Эйр" до сих пор есть на сайте Юримекса
Упоминания о сотрудничестве с компанией "Европа Эйр" до сих пор есть на сайте "Юримекса"

Если из реестров факты сотрудничества не подчистишь, почему информация о таком сотрудничестве до сих пор не удалена с сайта юридической компании, расследователь не знает.

“Гетманцев лично кичится этим. То есть, если посмотреть на все разделы, "Юримекс" осуществляет юридическое сопровождение сразу в нескольких сферах - авиация, медиа, инвестирование, интеллектуальное право, налогообложение и так далее. И только в одной главе, в авиации, они называют юридические лица, именно своих клиентов. К примеру, Гетманцев в интервью говорил, что он также обслуживал «Мотор Сич» (гендиректор Богуслаев был задержан контрразведкой СБУ в прошлом году по подозрению в сотрудничестве со спецслужбами рф. – Ред). Эмиратские компании, которые были держателями самолетов, то есть владельцами, затем "Европа Эйр", авиакомпания "Константа", которая была в орбите Сивковича”, - рассказывает расследователь.

Почему нет последствий

Вспоминая прошлое в разведке, Дмитрий называет свои подозрения признаками, которые могут говорить о сотрудничестве фигуранта с вражескими спецслужбами, хотя предполагает, что каждый аргумент можно объяснить "удивительным стечением обстоятельств". Чтобы эти гипотезы стали фактами, одного расследователя недостаточно. Должны работать правоохранительные органы. Их задача — хотя бы спросить фигуранта, знал ли он, чьи интересы обслуживал. Этот вопрос до сих пор не звучал.

"Я не правоохранитель и не судья, и не даже член временной следственной комиссии Верховной Рады. Но та информация, которая у меня есть, она меня лично убеждает. Я не хочу никого убеждать в том, что что-то есть черное, а что-то белое. Все, что я требую, это привлечь государственные ресурсы, правоохранительные органы Украины, для того чтобы осуществлять проверку и работать над этой информацией”, – объясняет Золотухин.

Пока эта проверка не была проведена, "удивительные совпадения" продолжаются. К примеру, мама Гетманцева Елена Дмитриевна является конечным бенефициаром турфирмы TPG.

С 2020 года TPG начинает выигрывать тендеры на обслуживание предприятия "Укрспецэкспорт"
С 2020 года TPG начинает выигрывать тендеры на обслуживание предприятия "Укрспецэкспорт"

Эта турфирма после того, как Даниил Александрович стал нардепом, начала выигрывать тендеры на обслуживание "Укрспецэкспорта" - компании из структуры "Укроборонпрома". То есть может получать данные о работниках, которые могут потенциально интересовать и врага.

"Смоделируем ситуацию. Вы являетесь сотрудником "Укроборонпрома", но не чисто гражданский человек, а офицер одной из украинских спецслужб, традиционный для оборонной индустрии. Вы должны оперативно, контрразведочно обслуживать эту компанию и, собственно, участвовать в том числе в переговорах с иностранными какими-то контрагентами. А я ваш туристический агент. Мне нужно получить ваш паспорт, иметь всю вашу персональную информацию, чтобы зарегистрировать вас на самолет, купить вам номер в гостинице. Я о вас все знаю. Я знаю, где вы живете, я знаю, где вы находитесь, даже в какие рестораны вы будете ходить. Это говорит о том, что я могу, собственно, теоретически использовать эту информацию, например, чтобы засунуть в ваш номер жучок или, познакомив вас с проституткой, создать ситуацию, которая может быть использована при определенном интересе любой спецслужбой”, - рассказывает расследователь.

Дмитрий Золотухин исследует этот вопрос в течение пяти лет, и предстоит еще много работы, ведь российская логистическая сетка продолжает работать, а самолеты по-прежнему продолжают возить грузы для наемников. К примеру, недавно в Мали был уничтожен очередной самолет Ил-76, зарегистрированный хоть и не в Украине, но по схожей схеме. Расскажет ли когда-нибудь глава налогового комитета что-нибудь о своих партнерах по авиации? Это зависит от того, будет ли у правоохранителей воля задать соответствующие вопросы.

 

Напомним, главарь "Вагнера"  Евгений Пригожин погиб в авиакатастрофе 23 августа. Но его наемники продолжают находиться в Беларуси и в Африке.

Ранее Информатор публиковал расследование, согласно которому Даниил Гетманцев может иметь отношение к коррупционной схеме с блокировкой накладных украинских предпринимателей. Схема предусматривает внесение взяток в качестве гонорара для адвокатов, защищающих интересы бизнеса в суде.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Читайте также:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.