Ситуация неоднозначна, но банк имел для этого основания
На сайте отзывов о финансовых учреждениях мужчина пожаловался на то, что отправленный им swift-перевод был заблокирован «ПриватБанком». В службе поддержки банка ему сообщили, что сделали это на основании постановления правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения». Какое же положение постановления и почему применил банк при этом?
По словам отправителя перевода, он проживает в стране ЕС и имеет вид на постоянное проживание. Перевод был сделан из европейского банка на счет в «ПриватБанке». Однако тот его заблокировал.
«Для осуществления перевода я предоставил все необходимые документы, в том числе копию вида на постоянное проживание. Но это не помогло. Оказалось, что в реквизитах отправителя была ошибка: в графе «адрес» вместо страны ЕС, в которой я проживаю, числилось «россия». Банк, из которого делался перевод, исправил реквизиты и направил корректировки», – рассказал мужчина.
Однако после этого ему снова сообщили, что перевод заблокирован.
«На основании Постановления НБУ от 24.02.2022 № 18 полностью закрыта возможность совершать операции, участником которых является юридическое или физическое лицо, имеющее местонахождение (зарегистрированное/постоянно проживающее) в российской федерации или в республике беларусь. А по предоставленным банку документам обнаружено, что отправитель – резидент рф», – объяснили свои действия в «ПриватБанке».
Такой вывод банковские сотрудники сделали из того, что среди присланных в банк документов была копия российского паспорта отправителя.
В первый же день широкомасштабного вторжения россии в Украину правление Национального банка Украины издало постановление № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения».
Согласно пункту 17 этого документа запрещается совершать какие-либо валютные операции:
Аргументируя свою позицию, мужчина замечает, что swift-перевод делал в евро, а не в российских или белорусских рублях. Кроме того, он не проживает в россии и не является резидентом россии. В то же время давно и постоянно проживает в стране ЕС.
Так что, убежден он, перевод не подпадает под действие постановления № 18. Но в банке отказываются его разблокировать.
«При последнем разговоре со службой поддержки «ПриватБанка» мне сказали, что кроме постановления в банке есть внутренняя политика финансового учреждения. Я так понимаю, своей политикой они и руководствуются», – заметил отправитель.
«На самом деле ситуация неоднозначная. В тексте постановления действительно не содержится чёткий запрет на осуществление валютных операций людьми, которые являются обладателями российского паспорта. Разве вид на постоянное проживание не является доказательством, что отправитель проживает в стране ЕС и является резидентом страны ЕС, а не россии? Как можно иметь разрешение на постоянное проживание в ЕС и одновременно быть резидентом россии?», – возмущается мужчина.
С другой стороны, как написал один из участников обсуждения в комментарии под сообщением недовольного клиента:
«А кто, по-вашему, тогда отправитель? Паспорт российский – значит россиянин. Получит документ европейской страны и лишится гражданства россии, тогда совсем другой вопрос».
В ответ европейец с российским паспортом сообщил, что он решил проверить, что скажут другие украинские банки о такой ситуации. Будут ли блокировать перевод?
«Их поддержка сказала, что не видит оснований для блокирования swift-перевода, поэтому отправитель может делать перевод через их банк», – написал мужчина, не уточняя при этом, о каком именно банке идёт речь.
Ранее Информатор сообщал, как переводить деньги на «ПриватБанк» за границей с минимальными потерями
Ольга Чёрная