Почему дистанционное обучение – это плохо, и как его улучшить: результаты исследования
В онлайн-обучении нашли "слабые места"
В онлайн-обучении нашли "слабые места"
Специалисты от правительства Украины в феврале опросили учащихся, родителей, учителей, директоров и нашли "слабые места" в онлайн-обучении. На основании этого они объяснили, как улучшить результаты нового учебного года. Во многом это зависит от педагогов.
Презентация прошла в Украинском кризисном медиацентре. О результатах исследования сообщили глава Государственной службы качества образования Руслан Гурак и эксперт проекта "Сопровождение правительственных реформ в Украине" Ольга Стрелюк.
Руслан Гурак сообщил, что треть учебных заведений использует одновременно несколько платформ для дистанционного обучения. Поэтому ученики не могут быстро переключаться с одной платформы на другую. Поэтому для их удобства необходима единая платформа.
Есть проблема технического обеспечения. В селах почти вдвое меньше учащихся имеют доступ к дистанционному обучению, чем в городах. А именно:
- уровень начальной школы: 31% учителей в селах и 56% в городах сказали, что все учащиеся учатся дистанционно
- уровень базовой и старшей школы: 33% учителей в селах и 60% в городах сказали, что все учащиеся учатся онлайн.
У 2% учащихся начальной школы нет ни одного устройства для онлайн-обучения. 19% учащихся начальной школы, 5% учащихся базовой и старшей делят гаджеты с другими членами семьи.
С учителями эта ситуация имеет лучшее состояние. В городах техническими средствами обеспечены 85% педагогов начальной школы, 87% – базовой и 67% старшей школы. В селах этот показатель составляет 52%.
48% школ распределили цифровые устройства между нуждающимися учителями.
Исследование также показало, что от технического обеспечения зависят и успехи в обучении. Сравним следующие показатели:
- в городах 45% учителей базовой школы указали на ухудшение результатов по математике и 39% - иностранного языка
- в селах 61% учителей базовой школы указали на ухудшение результатов по математике и 59% - по иностранному языку.
Выводы исследования
Их сформулировала Ольга Стрелюк:
- деятельность во время дистанционного обучения ограничена и недостаточно гибкая
- увеличилась ответственность учеников за результаты обучения
- учителя и родители считают, что успехи школьников в условиях дистанционки уменьшилась, а ученики и ученицы - наоборот
- треть учеников в сельской местности не имеют собственных средств для онлайн-обучения Учителя хоть и лучше обеспечены, однако не все их
- учителя давали больше учебных материалов, однако меньше разъясняли темы.
По ее словам, в исследовании приняли участие 1112 учащихся, 3524 родителей, 1893 учителя, 52 директора. Проводили с 18 по 24 февраля 2022 года с помощью онлайн-анкетирования.
Какое решение
В конце презентации специалист обратился к учителям и руководству школ и отметил, что просто перенести очный формат обучения в дистанционный невозможно. Нужно более гибко планировать работу. Руслан Гурак привел способы, как это сделать:
- сочетать или интегрировать родственные темы
- переставить темы местами и перенести более сложные на очную обработку
- распределить темы на синхронное и асинхронное изучение.
Раньше мы публиковали советы психолога для родителей и учащихся по обучению в условиях войны. О том, что должно быть в школьном рюкзаке, читайте здесь.
София Елагина