UA

Отказ от всех балетов Чайковского не спас ни одной жизни: Раду Поклитару о судьбе российской культуры

Читати українською

Раду Поклитару высказал свое отношение к музыке Чайковского в украинских театрах, вспомнил Чулпан Хаматову и Сергея Безрукова, и почему не сдал беларуский паспорт

Читати українською
Раду Поклитару
Раду Поклитару во время войны успевает работать в своем театре и заниматься постановками за границей

Раду Поклитару высказал свое отношение к музыке Чайковского в украинских театрах, вспомнил Чулпан Хаматову и Сергея Безрукова, и почему не сдал беларуский паспорт

Создатель и постоянный руководитель "Киев Модерн-балета" Раду Поклитару, а также судья шоу "Танцуют все!" полностью восстановил во время войны работу своего театра и даже успевает заниматься постановками в других странах. Но при этом считает, что не время сейчас заниматься российской культурой и не только исключил из своего репертуара три балета Чайковского, но и отказывается ставить российскую классику, когда ему предлагают это сделать в другой стране. Также в интервью проекту "Наодинці" YouTube-канала ТСН он рассказал о контактах с российскими звездами в начале войны и разочарование во втором "отце".

"Мне звонила Чулпан Хаматова. На тот момент она уже была в Латвии. Страшно извинялась и плакала в трубку. Я позвал ее на премьеру “Вия” в латышском театре - это был наш украинский проект, только труппа местная. Но у Чулпан не было возможности прийти. Я не знаю, с чем это было связано. Я уважаю ее за то, что она придерживается четкой антивоенной позиции. И я так думаю, что чем больше настоящих великих артистов с большой буквы будут придерживаться такой позиции, тем больше в нашем лагере людей. Тем эмоционально мы ближе к победе.

Очень интересно то, что многие до войны были одними, а стали другими. Не знаю, какой сейчас Женя Миронов, он вынужден измениться в любом случае. Хотя до войны был абсолютно интеллигентным, умным и остроумным человеком.

Во время войны у многих случались страшные метаморфозы. Я заканчивал пермское училище, где в педагогическом составе есть человек которого я называл своим вторым отцом. А он всегда гордился тем, что я его так называю. Он оказал огромное влияние на меня как на личность и расширил мой музыкальный кругозор. Но я был поражен, когда узнал, что он занимает антиукраинскую позицию и называет всех украинцев фашистами. При этом он знает, что я живу в Украине и де-факто являюсь украинским хореографом. Я понял, насколько телевизор и пропаганда может, как раковая опухоль, поразить сознание порядочного, умного человека и изменить его. И это ужасно.

С Сергеем Безруковым общение невозможно ни под каким предлогом. Это тоже страшное разочарование. Я не знаю, что должно случиться, чтобы мы снова начали общаться. Боюсь, что это совершенно немыслимо. Я думаю, что Сергей прекрасно понимал, каким будет мой ответ, если он мне напишет", - вспоминает Раду Поклитару. 

Мы отказались от трех балетов Чайковского
Мы отказались от трех балетов Чайковского

Прекратив общение с россиянами, Поклитару также отказался и от российской культуры. Руководитель театра считает, что сейчас совсем не время ставить спектакли на музыку их композиторов. Поэтому убрал из репертуара "Киев Модерн-балета" три постановки на музыку Чайковского. Но при этом верит, что когда-нибудь их произведения вернутся в театры.

"Киев Модерн-балет" исключил из репертуара все, что имеет отношение к российской культуре. А это огромный пласт. Среди них три балета на музыку Чайковского, "Пиковая дама" и "Палата номер 6" Чехова. Мне предлагают другие делать "Пиковую даму", но я отказываюсь.

Я не думаю, что это приносит какую-то фактическую пользу. Точно, что отказ от всех балетов Чайковского не спас ни одной жизни на фронте и не спас ни одного ребенка. Но мое внутреннее ощущение, как человека, что сейчас это не ко времени. И я знаю точно, что все под этим Солнцем временное – все пройдет. Будет период, когда этот кенселлинг закончится и все вернется на круги своя в том или ином виде. Но конкретно сейчас, в эту острую фазу, точно не нужно заниматься популяризацией российской культуры ", - говорит хореограф.

Мы не ездим сейчас на гастроли за границу, потому что очень трудно гарантировать, что пограничная служба выпустит мужчин
Мы не ездим сейчас на гастроли за границу, потому что очень сложно гарантировать, что пограничная служба выпустит мужчин

При этом он продолжает создавать новые постановки для своего театра, и Поклитару удалось в военное время возродить свой театр. Единственная разница с довоенным временем в том, что труппа перестала выезжать на гастроли за границу.

"Мы не ездим сейчас на гастроли за границу, потому что очень трудно гарантировать, что пограничная служба выпустит мужчин. Гастроли можно организовать, а потом попасть в ситуацию, что ты не можешь выполнить взятые обязательства перед зарубежными коллегами. В первую очередь из-за проблем с документами Хотя я свободно перемещаюсь из Украины в страны Европы и обратно только потому, что я не гражданин Украины. У меня есть белорусский паспорт, потому что его невозможно сдать. Поскольку нет посольства Беларуси в Украине. его просто не возьмут обратно. А живу я как гражданин Молдовы", - рассказывает Рада.

Проблема, с которой столкнулись все украинские театры, сейчас в том, что многие артисты уехали за границу. Разница только в том, что иностранные резиденты сделали это еще до начала вторжения.

"Японскую балерину, которая работала в одном из наших театров, с мужем украинцем и маленьким сыном в приказном порядке на средства японского правительства выслали из страны где-то за две недели до начала войны. Им дали билеты и сказали: "Вы должны уехать". И это в то время, когда все мы думали, будет война или нет. А все разведки мира уже знали, что война будет неизбежно. Вот это меня поражает", - вспоминает Поклитару.

Своего Расти Поклитару взял из приюта для животных
Своего Расти Поклитару взял из приюта для животных

Сам же Раду Поклитару уезжал из Киева в первый день войны в такой спешке, что забыл дома теплые вещи. Хотя при этом взял все необходимое для своей собаки.

"В день начала войны я был в Киеве дома. Буквально накануне войны я как раз закончил строить дом. За полчаса я собрался, взял собаку подмышку и выехал в сторону Львова, просто на запад. Бежал, как и миллионы людей от войны, потому что я не знал чего ждать. Конечно, с высоты прожитых этих двух с лишним лет я конечно же спокойно бы собрался, все подготовил бы, все отключил бы и поехал, может быть, через два-три дня. Кстати, тогда, для собаки я взял все: одежду, корм, поводки и таблетки. А сам уехал даже без куртки. Вот как был в свитере, так я в нем и поехал в февраль", – говорит хореограф.

Его новый пес Расти, наверное, самое близкое для него существо. Даже на съемку интервью он пришел вместе с ним. Говорит, что никогда с ним не расстается и Расти рядом с ним во всех его поездках не только по Украине, но и за границу.

"Собаки делятся на две категории. Одни, это те, которые боятся грозы, грома, взрывов и громких звуков. А другим - все равно. Моя собака Расти очень боится грозы, грома и ужасно боится взрывов. Странно, что он смог провести параллель между тревогой и последующими взрывами. И теперь у него паника на звук воздушной тревоги даже если взрывов потом нет. Он сразу начинает куда-то прятаться", - говорит Поклитару.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.