Раду Поклитару высказал свое отношение к музыке Чайковского в украинских театрах, вспомнил Чулпан Хаматову и Сергея Безрукова, и почему не сдал беларуский паспорт
Создатель и постоянный руководитель "Киев Модерн-балета" Раду Поклитару, а также судья шоу "Танцуют все!" полностью восстановил во время войны работу своего театра и даже успевает заниматься постановками в других странах. Но при этом считает, что не время сейчас заниматься российской культурой и не только исключил из своего репертуара три балета Чайковского, но и отказывается ставить российскую классику, когда ему предлагают это сделать в другой стране. Также в интервью проекту "Наодинці" YouTube-канала ТСН он рассказал о контактах с российскими звездами в начале войны и разочарование во втором "отце".
"Мне звонила Чулпан Хаматова. На тот момент она уже была в Латвии. Страшно извинялась и плакала в трубку. Я позвал ее на премьеру “Вия” в латышском театре - это был наш украинский проект, только труппа местная. Но у Чулпан не было возможности прийти. Я не знаю, с чем это было связано. Я уважаю ее за то, что она придерживается четкой антивоенной позиции. И я так думаю, что чем больше настоящих великих артистов с большой буквы будут придерживаться такой позиции, тем больше в нашем лагере людей. Тем эмоционально мы ближе к победе.
Очень интересно то, что многие до войны были одними, а стали другими. Не знаю, какой сейчас Женя Миронов, он вынужден измениться в любом случае. Хотя до войны был абсолютно интеллигентным, умным и остроумным человеком.
Во время войны у многих случались страшные метаморфозы. Я заканчивал пермское училище, где в педагогическом составе есть человек которого я называл своим вторым отцом. А он всегда гордился тем, что я его так называю. Он оказал огромное влияние на меня как на личность и расширил мой музыкальный кругозор. Но я был поражен, когда узнал, что он занимает антиукраинскую позицию и называет всех украинцев фашистами. При этом он знает, что я живу в Украине и де-факто являюсь украинским хореографом. Я понял, насколько телевизор и пропаганда может, как раковая опухоль, поразить сознание порядочного, умного человека и изменить его. И это ужасно.
С Сергеем Безруковым общение невозможно ни под каким предлогом. Это тоже страшное разочарование. Я не знаю, что должно случиться, чтобы мы снова начали общаться. Боюсь, что это совершенно немыслимо. Я думаю, что Сергей прекрасно понимал, каким будет мой ответ, если он мне напишет", - вспоминает Раду Поклитару.
Прекратив общение с россиянами, Поклитару также отказался и от российской культуры. Руководитель театра считает, что сейчас совсем не время ставить спектакли на музыку их композиторов. Поэтому убрал из репертуара "Киев Модерн-балета" три постановки на музыку Чайковского. Но при этом верит, что когда-нибудь их произведения вернутся в театры.
"Киев Модерн-балет" исключил из репертуара все, что имеет отношение к российской культуре. А это огромный пласт. Среди них три балета на музыку Чайковского, "Пиковая дама" и "Палата номер 6" Чехова. Мне предлагают другие делать "Пиковую даму", но я отказываюсь.
Я не думаю, что это приносит какую-то фактическую пользу. Точно, что отказ от всех балетов Чайковского не спас ни одной жизни на фронте и не спас ни одного ребенка. Но мое внутреннее ощущение, как человека, что сейчас это не ко времени. И я знаю точно, что все под этим Солнцем временное – все пройдет. Будет период, когда этот кенселлинг закончится и все вернется на круги своя в том или ином виде. Но конкретно сейчас, в эту острую фазу, точно не нужно заниматься популяризацией российской культуры ", - говорит хореограф.
При этом он продолжает создавать новые постановки для своего театра, и Поклитару удалось в военное время возродить свой театр. Единственная разница с довоенным временем в том, что труппа перестала выезжать на гастроли за границу.
"Мы не ездим сейчас на гастроли за границу, потому что очень трудно гарантировать, что пограничная служба выпустит мужчин. Гастроли можно организовать, а потом попасть в ситуацию, что ты не можешь выполнить взятые обязательства перед зарубежными коллегами. В первую очередь из-за проблем с документами Хотя я свободно перемещаюсь из Украины в страны Европы и обратно только потому, что я не гражданин Украины. У меня есть белорусский паспорт, потому что его невозможно сдать. Поскольку нет посольства Беларуси в Украине. его просто не возьмут обратно. А живу я как гражданин Молдовы", - рассказывает Рада.
Проблема, с которой столкнулись все украинские театры, сейчас в том, что многие артисты уехали за границу. Разница только в том, что иностранные резиденты сделали это еще до начала вторжения.
"Японскую балерину, которая работала в одном из наших театров, с мужем украинцем и маленьким сыном в приказном порядке на средства японского правительства выслали из страны где-то за две недели до начала войны. Им дали билеты и сказали: "Вы должны уехать". И это в то время, когда все мы думали, будет война или нет. А все разведки мира уже знали, что война будет неизбежно. Вот это меня поражает", - вспоминает Поклитару.
Сам же Раду Поклитару уезжал из Киева в первый день войны в такой спешке, что забыл дома теплые вещи. Хотя при этом взял все необходимое для своей собаки.
"В день начала войны я был в Киеве дома. Буквально накануне войны я как раз закончил строить дом. За полчаса я собрался, взял собаку подмышку и выехал в сторону Львова, просто на запад. Бежал, как и миллионы людей от войны, потому что я не знал чего ждать. Конечно, с высоты прожитых этих двух с лишним лет я конечно же спокойно бы собрался, все подготовил бы, все отключил бы и поехал, может быть, через два-три дня. Кстати, тогда, для собаки я взял все: одежду, корм, поводки и таблетки. А сам уехал даже без куртки. Вот как был в свитере, так я в нем и поехал в февраль", – говорит хореограф.
Его новый пес Расти, наверное, самое близкое для него существо. Даже на съемку интервью он пришел вместе с ним. Говорит, что никогда с ним не расстается и Расти рядом с ним во всех его поездках не только по Украине, но и за границу.
"Собаки делятся на две категории. Одни, это те, которые боятся грозы, грома, взрывов и громких звуков. А другим - все равно. Моя собака Расти очень боится грозы, грома и ужасно боится взрывов. Странно, что он смог провести параллель между тревогой и последующими взрывами. И теперь у него паника на звук воздушной тревоги даже если взрывов потом нет. Он сразу начинает куда-то прятаться", - говорит Поклитару.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.