В октябре 2019 года судья Константиновского горрайонного суда Донецкой области выясняла, имел ли основания государственный банк оставлять пенсионера без доступа к деньгам
В начале марта 2019 года пенсионер-переселенец получил сообщение от «Ощадбанка», что его счёт был заблокирован. Мужчина решил это проверить и попытался снять деньги в банкомате. Однако это было бесполезно – средства были недоступны.
Оказалось, что переселенец не прошёл идентификацию, поэтому банк лишил его возможности пользоваться выплатами.
Мужчина считал такие действия банка незаконными. По его словам, в условиях о предоставлении подписываемых им банковских услуг не было упоминания о том, что банк имеет право такое делать.
«Ни одним законом, регулирующим деятельность банковских учреждений и выплату социальной помощи внутренне перемещенным лицам, не предусмотрено право банка заблокировать счет в связи с непрохождением клиентом идентификации», – считал оскорблённый клиент.
Такого Закона может и не было, зато было постановление Кабмина от 5 ноября 2014 г. № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутриперемещенным лицам». Они действуют и сегодня.
Это постановление обязывало переселенцев, получающих выплаты, в том числе пенсию, регулярно приходить в отделение «Ощадбанка», чтобы пройти проверку. Если этого не сделать, средства на счету заблокируют.
Мужчина был уверен, что постановление – это ещё не Закон, поэтому его права не имели права ограничивать. Чтобы это доказать, он обратился в суд.
Мужчина попросил разблокировать его счёт и заплатить за это моральный ущерб. В ответ на это в «Ощадбанке» напомнили, что они действовали согласно решению правительства, поэтому никаких нарушений с их стороны не было.
Судья всех послушала и разложила историю «по полкам». Оказалось, что в середине октября 2014 мужчину приняли на учет в качестве переселенца. В этом деле была справка от управления социальной защиты Константиновского городского совета.
После этого мужчина пошел в отделение «Ощадбанка» и получил там электронное пенсионное удостоверение. Это «два в одном» – и пенсионное удостоверение, и банковская карта. Помимо пенсии на неё можно получить другие выплаты.
Как банковская карта электронное пенсионное удостоверение действует три года при условии, если пенсионер лично приходит в любое отделение «Ощадбанка» для идентификации. В первый год это нужно было делать каждые шесть месяцев, в дальнейшем – раз в год.
Если пенсионер вовремя не прошел обязательную идентификацию, карта автоматически блокируется для платежей, о чем пенсионер получает SMS. Что и вышло с героем этой истории. Разблокировать карту можно только после того, как пенсионер лично посетит отделение для идентификации.
Поэтому судья признала, что ограничивая доступ к средствам, Ощадбанк действительно ничего не нарушал. Если вины банка не было, то и не было оснований платить мужчине моральный ущерб. Такое решение в октябре 2019 приняла судья Константиновского горрайонного суда Донецкой области Елена Белостокская.
Как сообщал сайт «Свой.город», с начала полномасштабного вторжения «Ощадбанк» прекратил выдавать электронные пенсионные удостоверения (ЭПП).
Оказалось, что внутренне перемещенные лица, вставшие на учёт до начала полномасштабного вторжения, могут получить только электронное пенсионное удостоверение, согласно постановлению КМУ от 5.11.2014 года № 637.
«Ситуация с пенсионными удостоверениями доходит до абсурда. На прошлой неделе на горячую линию «Донбасс SOS» (0 800 309 110) поступил звонок: пожилая женщина обратилась в пенсионный фонд, где ей сообщили, что не могут сделать электронное пенсионное удостоверение, потому что Ощадбанк сейчас их не производит по техническим причинам. ПФУ изготовил бумажное, но там сообщили, что выдать его не могут, потому что не имеют на это права, согласно действующему законодательству», – пояснила юрист «Донбасс SOS» Таия Аврам.
Фактически те, кто стал переселенцем после 24 февраля 2022 года, с этой проблемой не сталкиваются. Они могут обратиться в любой другой банк и там получить пенсионную карту.
«Переселенцы остаются без документа, подтверждающего назначение им пенсий. И неважно — обращаются они за электронным пенсионным удостоверением впервые или для замены поврежденного или утерянного или при истечении срока действия предыдущего пенсионного удостоверения. Что отвечает «Ощадбанк»: «Ожидайте возобновления возможности выпуска или получайте обычную карту для выплат», – описывает ситуацию юристка.
Для того чтобы ускорить решение проблемы, специалисты советуют обратиться на одну из горячих линий:
Правительственная горячая линия: 15-45 (обязательно во время звонка следует отметить, что нужно направить обращение в Минсоцполитику).
Информатор рассказывал, что «Ощадбанк» отказался открывать пенсионный счет из-за подозрения в финансировании терроризма.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.