Объявление войны в Украине: почему Зеленский этого не сделал и является ли законной мобилизация

Россия войну также не объявляла, чем нарушила Устав ООН и международное право, но прикрылась так называемой сво

Почему в Украине не объявили военное положение
Имеет ли смысл объявлять в Украине военное положение. Коллаж: Информатор

Президент Украины Владимир Зеленский 24 февраля 2022 года своим указом № 64/2022 ввел в стране военное положение, но не объявлял военное положение. С тех пор в обществе ведутся обостряющиеся по сей день дискуссии о правомерности введения такого правового режима. В частности, заявляют, что наше государство ведет боевые действия и мобилизует граждан в войско незаконно, поскольку война не объявлена, что также, по мнению некоторых людей, ограничивает и оборонные возможности. В свою очередь, российская федерация грубо нарушила Устав ООН и основополагающие нормы и принципы международного права, когда фактически без объявления войны и прикрываясь термином «специальная военная операция» вторглась на территорию Украины. Именно из-за этого факта в ответ на предыдущие тезисы отвечают, что объявление войны со стороны нашего государства может противоречить состоянию самозащиты.

Итак, является ли нарушением украинского и международного законодательств объявление военного положения после полномасштабного вторжения России без объявления именно состояния войны, а также законна ли мобилизация в таком случае? Информатор разобрался в этом вопросе.

Нужно ли в Украине объявлять военное положение?

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» оно вводится в Украине или в отдельных ее территориях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Власти, в частности, могут принимать следующие меры:

  • устанавливать охрану объектов критической инфраструктуры;
  • вводить трудовую повинность;
  • использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для защиты;
  • вводить комендантский час;
  • осуществлять в установленном Кабмином порядке проверку документов лиц, досмотр вещей, транспортных средств багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией;
  • отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства;
  • ограничивать свободу передвижения граждан;
  • запрещать проведение мирных собраний, митингов, походов, демонстраций, массовых мероприятий.

В то же время законом определение понятию «военное положение» не предоставляется. Этот термин упоминается в 4-й статье ЗУ «Об обороне Украины», согласно которому с момента объявления военного положения или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает в день и время прекращения состояния войны. Однако определение данного понятия также отсутствует в нашем законодательстве.

Однако вопрос о состоянии войны регулируется международно-правовыми актами. Согласно III Гаагской конвенции, военные действия между двумя государствами не могут начаться без предупреждения в виде прямого и недвусмысленного объявления войны или выдвижения ультиматума, чтобы этого избежать. Из этого следует, что обязанность это делать возлагается на государство, совершающее агрессию.

После объявления этого состояния воюющие государства сталкиваются с рядом политических последствий. В частности, они должны прекратить дипломатические и консульские отношения (что поддержал президент Зеленский), а также действующие политические договоры.

Так что объявление состояния войны со стороны Украины фактически не имеет смысла. Оно противоречит состоянию самозащиты, как отметил юрист ВИ «Активна Громада» Вадим Букреев. По его словам, введение 24 февраля 2022 года военного положения без объявления войны не считается нарушением как международного законодательства, так и украинского. С точки зрения международного права акт военной агрессии уже признается войной по факту, независимо от соответствующего объявления, поэтому необходимость объявлять это состояние отсутствует.

Законна ли мобилизация в Украине без объявления военного положения?

Прежде всего – в статье 4 ЗУ «Об обороне Украины» говорится, что в случае вооруженной агрессии президент должен принять решение об общей или частичной мобилизации. Аналогичный пункт есть и в Конституции нашего государства. В то же время уточнений о том, что для проведения мобилизации нужно объявлять войну, нигде нет.

Бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин в интервью «Суспільному» отмечал, что разговоры об «объявлении или необъявлении» войны в контексте мобилизации являются «спекуляцией людей, самоустраняющихся от исполнения своих конституционных обязанностей», указанных ст. 17 и 65 Конституции по защите государства. Он подтвердил, что мобилизация связана с введением именно военного положения, действующий в Украине с 24 февраля 2022 года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube