UA

Нужно ли восстанавливать «Мрію» — мнения за и против

Читати українською

Лучше изготовить дроны

Читати українською
Нужно ли восстанавливать «Мрію» — мнения за и против
Будет ли вторая «Мрія»?

Лучше изготовить дроны

В конце февраля 2022 года россияне сожгли один из шедевров мирового авиастроения – самолёт Ан-225 «Мрія». СБУ сейчас пытается выяснить, можно ли было этого избежать. Президент Зеленский заявил, что самолёт должен быть восстановлен ради памяти погибших в войне с россией лётчиков. Тем не менее деньги на самолёт, который и до войны мало использовали, могут пойти на более манёвренные и незаметные самолёты для военных. 

7 ноября стало известно, что новый самолёт АН-225 «Мрія» уже строится. Вместо того, что был уничтожен в начале полномасштабного вторжения в аэропорту Гостомеля под Киевом. И.о. гендиректора ГП «Антонов» Евгений Гаврилов сообщил, что стоимость проекта оценивается в 500 млн евро. Второй самолёт готов уже на 30 %.

«Работы над новым самолётом продолжаются на секретном объекте. Части разбомбленного авиасудна и новые детали будут добавлены к так и недостроенному второму Ан-225», – цитирует его издание Bild.

Кроме того, немецкий аэропорт Лейпциг/Халле (Германия) будет продавать сувениры, связанные с «Мрія», чтобы помочь собрать средства на строительство второго самолёта.

Как уничтожили«Мрію»

Напомним, что с начала февраля 2022 года самолёт «Мрія» находился на ремонте в аэропорту «Антонов» в Гостомеле. Хотя из-за вероятности нападения его и другие суда предлагали перевести в Лейпциг. 27 февраля из-за атаки оккупантов самолёт был сожжён. В Укроборонпроме заявили, что на восстановление «Мрії» понадобится более 3 млрд долларов и более пяти лет.

«Наша задача сделать так, чтобы эти расходы покрыла именно российская федерация, нанесшая умышленный ущерб украинской авиации и сектору грузовых авиационных перевозок», – заявили в Укроборонпроме. Однако чтобы не ждать репараций, «Антонов» открыл счёт для благотворительных взносов на восстановление самолёта.

После этого, 29 марта, оборонный государственный концерн отстранил генерального директора ГП «Антонов» Сергея Бычкова от исполнения полномочий. А обстоятельствами уничтожения самолёта заинтересовалась Служба безопасности Украины. Правоохранители до сих пор выясняют, что делалось для сохранения авиапарка. Почему не вывезли самолёты, когда предложили их эвакуировать? И где было в начале полномасштабного наступления руководство ГП «Антонов»? Ответов пока нет.

«Бывший гендиректор ГП разоблачен на организации незаконной переправки за границу украинцев призывного возраста, – говорится в заявлении СБУ. – По данным следствия, в марте этого года чиновник подал в Госпогранслужбу список сотрудников, выезжающих за границу для техобслуживания самолётов. Но в состав группы для командирования он включил посторонних лиц. Среди них – его близкий родственник. Таким образом, уклонисты смогли пересечь границу под видом специалистов-авиастроителей».

Восстановить «Мрію» назло врагам

В мае 2022 года президент Владимир Зеленский заявил, что Украина должна построить новый самолёт «Мрія» в память обо всех погибших на войне лётчиках. Такое мнение он высказал в ходе общения с украинскими студентами.

https://www.youtube.com/watch?v=nBClSw3B6KU

По словам Президента, построить второй самолет «Мрія» планировали ещё до войны. На это требовались 800 млн долларов. Но эти деньги не нашли. Сейчас ситуация поменялась. Как считает Зеленский, «это вопрос имиджа нашего государства».

После интервью изданию Bild и.о. гендиректора ГП «Антонов» Евгения Гаврилова, в компании выступили с заявлением – сколько нужно денег на самолёт, пока неизвестно.

«Пока начались конструкторские работы в этом направлении. По имеющейся экспертной оценке, в настоящее время имеется около 30 % комплектующих, которые можно использовать для второго образца самолета. Стоимость постройки самолета оценивается по меньшей мере в 500 млн евро», – заявили в компании. 

Однако целесообразно ли во время войны тратить средства на грузовой самолёт, который до этого нечасто использовался – вопрос актуальный.

Почему достраивать «Мрію» — плохая идея

«Мрію» стали создавать перед развалом СССР в 1985 году. Его планировали использовать для перевозки орбитального корабля «Буран» и ракеты «Энергия». Как рассказал авиаконструктор Анатолий Вовнянко, участвовавший в создании многих самолётов марки «Антонов», в том числе таких, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя», разрушенным самолётом почти не пользовались.

https://www.youtube.com/watch?v=j7VtiwpJSzs&feature=emb_logo 

«Мы обязательно должны догнать, в конце концов, и что-то показать. И буквально уже на последнем дыхании действительно Советский Союз сделал этот шаттл, сделал эту «Мрію». Один раз этот советский шаттл совершил полёт, и на этом вся программа закончилась. И Советский Союз развалился. И развалился так, что «Мрія» оказалась никому ненужной», – рассказал Вовнянко.

После этого самолёт пригодился в начале 2000-х.

«А когда началась пандемия, то самолёт снова понадобился. Во-первых, закрылось много трасс, рынков и «Мрія» стала интенсивно летать. Возить маски, всякое медицинское оборудование. А после этого она стала на прикол. Начали ремонтировать двигатели», – рассказал авиационный конструктор.

По его словам, строить новый самолёт с нуля не придётся. Есть почти построенная ещё одна «Мрія», на которую нужно потратить 150-190 млн долларов. А не 500 млн евро, как заявили в «Антонове».

«Для второго самолёта в 1988-1989 годах был построен фюзеляж, планер, крыло и все шасси. Поэтому планер практически второй «Мрії» готов, – уверен конструктор. – На восстановление самолёта нужно 150-190 млн долларов и 2-3 года. Но за эти 150 миллионов мы можем построить три самолёта Ан-178 для ВСУ — реально нужные сегодня нашим военным для того, чтобы перевозить различные снаряды, боеприпасы. Он же небольшой самолёт, мог бы развозить во все наши точки, за ним трудно охотиться».

Волненко обращался в 2016 и 2019 годах к президентам Порошенко и Зеленскому с открытыми письмами. В них он рассказывал об ужасном состоянии авиастроительной отрасли Украины. Однако, по его словам, реакции на это не последовало. Зачем тогда гнаться за имиджем и символизмом, когда вся отрасль напоминает «обшарпанное общежитие»?

Есть ли в решении достроить «Мрію» экономическая и практическая целесообразность? Самолёт в мирное время не был загружен заказами, а что говорить о военном времени. Которое диктует совсем другие потребности. Политолог, шеф-редактор сайта «Волна» Юрий Романенко считает, что за деньги, которые хотят потратить на самолёт, лучше построить дроны. По его оценкам, один примитивный «шахид» стоит 30 тысяч долларов. Напомним, что проект дронов «Горлица» стартовал под требования и нужды Вооружённых сил. Однако с 2017 года был поставлен фактически на паузу. Как писал сайт компании Defense Express это не было связано с технологическими препятствиями, а возникло из-за отсутствия последовательности в действиях и решениях ГП «Антонов». И за неимением средств.

«Норвегия объявила, что продаст Румынии 32 истребителя F-16 за 388 миллионов евро. Наши горе-авиаконструкторы из «Антонова» хотят втюхать второй экземпляр «Мрії» за 500 млн. евро. Ещё раз. Половина страны сидит без электроэнергии, вторая половина ждёт «прилёта» на оставшиеся электростанции. 32 F-16 закрыли бы небо в два раза», – заявил Романенко.

Ранее Информатор писал, что украинские самолёты получили имена в честь городов-героев.

 Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.