Депутаты инициировали законопроект еще до войны, но он так и "застыл" на этапе рассмотрения
С февраля прошлого года в Верховной Раде лежит законопроект, который предполагает создание военной полиции. Она должна взять на себя не только преступления военнослужащих, но и коррупцию в Минобороны. Также в военную полицию должна перейти часть работы ДБР и СБУ. Законопроект подали за несколько дней до полномасштабного вторжения, и с тех пор никакого прогресса не наблюдается. Есть ли у него перспективы?
Информационным поводом для мнений о военной полиции стал расстрел военнослужащих на ПМЖ в Днепре. Напомним, в этом подозревают нацгвардейца Артема Рябчука. Предварительно он убил пятерых человек, еще пятеро оказались в больнице.
Для начала разберемся, что изменил бы законопроект №6569-1. Согласно ему военная полиция будет новым органом управления, который:
Военная полиция может судиться с государством в суде, быть ответчиком или привлекаться как третья сторона по защите интересов государства в сфере обороны и нацбезопасности Украины.
Председатель Военной полиции может разрешать проведение специальных операций с использованием водометов, бронемашин и светоотвлекающих устройств. Военной полиции подчиняются гауптвахты и дисциплинарный батальон. Начальник гауптвахты имеет право перевести осужденного в одиночную камеру сроком до десяти суток за нарушение порядка отбывания наказания (новая норма в Уголовно-исполнительном кодексе). О совершенных преступлениях и правонарушениях среди военнослужащих командиры частей должны сообщать именно в Военную полицию.
Поступить на службу в Военную полицию могут офицеры на контрактной основе. Для этого они должны быть:
На момент действия военного положения прекратить полномочия военной полиции невозможно.
Станислав Лифлянчик напомнил о реформе полиции после 2014 года, когда государство ликвидировало всевозможные структуры типа УБЭП, УБОП, военной полиции и т.д. И объединили все органы в полицию. Со временем стало ясно, что это плохая идея. И появились отдельные подразделения – ДБР, НАБУ и так далее. По словам адвоката, возникла ситуация, когда нужно выделить еще один орган, который будет заниматься преступлениями и правонарушениями среди военнослужащих. По его мнению, теперь военнослужащие будут понимать, к кому обращаться.
На вопрос о том, целесообразно ли это делать во время войны, адвокат ответил Да и привел два аргумента. Во-первых, военная полиция будет формироваться из военнослужащих, которые сейчас проходят службу в ВСУ по контракту или призыву.
“Учитывая, что сейчас там очень много граждан задействовано, то собрать этот орган из тех, кто в ВСУ гораздо проще сейчас, чем это будет делаться в мирное время. Ну, то есть создаем орган – дальше у нас кадрового голода нет. Мы просто ищем среди ВСУ подходящих и берем их непосредственно в военную полицию”.
Во-вторых, во время войны в ВСУ совершаются преступления, в том числе и совершаемые по отношению к военнослужащим. Станислав привел несколько примеров – невыплата компенсаций и продажа справок, по которым Защитники не могут получить выплаты. По его мнению, этим должно заниматься отдельное учреждение. Именно военная полиция могла бы разгрузить СБУ и ДБР и заниматься этими делами полноценно.
Но ведь в Украине уже действует ВСП – военная служба правопорядка, не правда ли? Иван Костюк обратил внимание на ее функционал. Хотя ряд полномочий ВСП и присущ “классическому! военной полиции, но она не занимается ключевым направлением полицейского органа – расследованием и раскрытием военных преступлений. Также адвокат учитывает компетентность сотрудников ВСП и военной полиции, которая должна быть в Украине:
“Сотрудниками военной полиции преимущественно военнослужащие офицеры с юридическим образованием, юридическим стажем и соответствующей квалификацией по расследованию военных преступлений. В свою очередь на сегодняшний день ВСП комплектуется из военнослужащих, которые в подавляющем большинстве не являются юристами”.
В аналитическом докладе от Центра оборонных стратегий "Проблемные вопросы ответственности военнослужащих" указывают и полномочия ВСП. В частности, они в основном касаются только военнослужащих и работников ВСУ. Но есть необходимость в том, чтобы это распространялось и на военнослужащих других формирований – Национальной Гвардии, Государственной пограничной службы, Государственной службы специальной связи и информации.
Военные преступления расследует ДБР. Однако Иван объяснил, что его следователи преимущественно не военнослужащие и не всегда могут вести следствие в зоне боевых действий. Но военные преступления являются лишь одним из направлений работы ДБР.
А военная полиция будет иметь узкую специализацию и будет состоять из военнослужащих. Они будут лучше понимать особенности совершения преступлений во время прохождения военной службы, а также причины и мотивы отдельных конфликтов в коллективах.
Центр оборонных стратегий отмечает, что согласно закону более 50% кадров ДБР – это вообще не работавшие ранее в правоохранительных органах.
"На практике они часто беспомощны на месте совершения преступления, не обучены элементарному, не знают специального военного законодательства, правил и обычаев военных правоотношений. И главное - учить их в ДБР этому просто некому. Соответственно самым простым путем достижения результата расследования уголовного производства для следователей ДБР есть признание вины подозреваемым и согласовано со стороной обвинения наказание".
Есть еще и политическая сторона медали. В пользу создания военной полиции Иван Костюк приводит пример стран НАТО, где этот орган успешно работает. Принимая во внимание избранный внешнеполитический курс Украины, перенятие зарубежного опыта работы военной полиции усилило бы позиции Украины на пути к вхождению в Североатлантический альянс.
Однако адвокат сомневается, что до запуска создания военной полиции перейдут в ближайшее время:
Очевидно, что такая реформа требует финансовых затрат на создание нового органа, изменение многих нормативно-правовых актов, проведение конкурсов на занятие должностей и т.д. За более чем год войны вопрос создания военной полиции не имел успеха”.
В декабре 2022 года Верховная Рада приняла законопроект о усиление ответственности за определенные правонарушения среди военнослужащих. В первую очередь это касалось самовольного ухода из воинской части, места службы, дезертирства, неповиновения или неисполнения приказа. Вопрос оказался дискуссионным, и некоторые считал, что это деморализует военнослужащих и дискредитирует его в глазах общества. Впрочем, в защиту законопроекта встал и Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный.
Раньше мы писали о том, что предусматривает закон "О медиа".
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.