Команда Rakuten Viber собрала базовые советы, которые помогут обезопасить себя от злоумышленников при онлайн-шоппинге.
В праздничный сезон количество покупок в онлайне растет, потому что все ищут подарки для родных и близких. В то же время активируются и злоумышленники, которые рады предложить лучшие товары, а затем исчезнуть вместе с деньгами. Чтобы не попасть на крючок мошенников при рождественском шопинге, 9 декабря Rakuten Viber напомнил основные советы безопасности.
Всегда проверяйте сайт продавца: дизайн, наличие контактов или формы обратной связи, грамотные названия и описания товаров. Если страница неопрятна, допущены ошибки в текстах или их совсем нет — это может свидетельствовать о мошенническом сайте.
Также всегда проверяйте домен: перед названием сайта должна стоять аббревиатура "https" - это означает, что сайт использует защищенный протокол.
Если же это страница в соцсетях — проверьте, есть ли в магазине другие страницы, официальный вебсайт и т.д. Они могут предоставить дополнительную полезную информацию для принятия решения о покупке.
Если вы общаетесь с бизнесом в мессенджерах — проверьте, верифицирован ли профиль. У Rakuten Viber возле названия верифицированного профиля будет " голубая галочка ".
Rakuten Viber советует выбирать оплату при получении там, где это возможно. Если же продавец требует оплату заранее:
Кроме того, следует всегда проверять политики возврата/обмена: надежный магазин всегда имеет четкие условия возврата товара или средств, а мошеннические сайты часто игнорируют этот раздел или дают размытые формулировки.
Отзывам может быть посвящен отдельный раздел на сайте, комментарии под конкретным товаром, закрепленные Stories в Instagram и т.д. Если их нет – это тревожный колокольчик. Также обращайте внимание на содержание отзывов: если все комментарии одинаково положительные, используют похожие фразы или акцентируют на одинаковых преимуществах — это могут быть боты.
Маркетплейсы также имеют функцию рейтинга для продавцов. Обращайте внимание на оценки, и отдавайте предпочтение продавцам с большим количеством отзывов. Низкая оценка или отсутствующий рейтинг может свидетельствовать о мошенничестве.
Никогда не посылайте ваши логины и пароли, кодовые цифры для подтверждения заказа или создания профиля, данные карты, документы: ни в форме на сайте, ни напрямую представителю магазина и т.д.
Зимние праздники – традиционный сезон скидок. Впрочем, когда цена кажется слишком низкой, следует проверить ее у других продавцов. Если один и тот же товар повсюду стоит одинаково, и только в одном магазине существенно дешевле – это может свидетельствовать о подделке или мошенническом объявлении.
Шаг №1: Проверьте и при необходимости заблокируйте все личные аккаунты и сессии:
Если мошенники получили доступ к конфиденциальным данным. Киберполиция советует такие шаги в случае потери смартфона (они будут актуальны в любых ситуациях, когда ваша личная информация попала в руки злоумышленников):
Если вы поделились данными карты. Национальный банк Украины отмечает : если вы сообщили мошеннику данные о карте — немедленно заблокируйте карту, позвонив соответствующему банку или обратившись через нужные формы в интернет-банкинге. Если злоумышленнику известен ваш пароль к интернет-банкингу — нужно заблокировать карточки, счета и доступ к интернет-банкингу. Это позволит снизить риски мошеннических переводов и потери средств.
Шаг №2: Сообщите о мошенничестве.
Как ранее сообщал Информатор, в рамках кампании #ШахрайГудбай Минсоцполитики вместе с Нацбанком, Киберполицией и Госспецсвязи делится советами, как распознать мошенников и не попасть в ловушку. В частности Информатор приводит основные правила защиты от мошенников ваших банковских карт.