Новогодние покупки онлайн: Rakuten Viber дает правила и инструменты защиты от мошенников

Команда Rakuten Viber собрала базовые советы, которые помогут обезопасить себя от злоумышленников при онлайн-шоппинге.

Новогодние подарки Фото: Информатор
Новогодние подарки Фото: Информатор

В праздничный сезон количество покупок в онлайне растет, потому что все ищут подарки для родных и близких. В то же время активируются и злоумышленники, которые рады предложить лучшие товары, а затем исчезнуть вместе с деньгами. Чтобы не попасть на крючок мошенников при рождественском шопинге, 9 декабря Rakuten Viber напомнил основные советы безопасности. 

Проверяйте продавца

Всегда проверяйте сайт продавца: дизайн, наличие контактов или формы обратной связи, грамотные названия и описания товаров. Если страница неопрятна, допущены ошибки в текстах или их совсем нет — это может свидетельствовать о мошенническом сайте.

Также всегда проверяйте домен: перед названием сайта должна стоять аббревиатура "https" - это означает, что сайт использует защищенный протокол.

Если же это страница в соцсетях — проверьте, есть ли в магазине другие страницы, официальный вебсайт и т.д. Они могут предоставить дополнительную полезную информацию для принятия решения о покупке.
Если вы общаетесь с бизнесом в мессенджерах — проверьте, верифицирован ли профиль. У Rakuten Viber возле названия верифицированного профиля будет " голубая галочка ". 

Будьте внимательны при оплате товара

Rakuten Viber советует выбирать оплату при получении там, где это возможно. Если же продавец требует оплату заранее:

  • По возможности не отправляйте оплату напрямую на карту продавца.
  • Не подтверждайте заказ, оплату или доставку через посторонние ссылки – это может быть фишинговая ссылка для получения доступа к вашим данным.
  • Проследите, чтобы оплата производилась с помощью известных платежных систем – WayForPay, LiqPay, Portmone и другие. Эти системы не просто принимают деньги, они выступают защищенным посредником.

Кроме того, следует всегда проверять политики возврата/обмена: надежный магазин всегда имеет четкие условия возврата товара или средств, а мошеннические сайты часто игнорируют этот раздел или дают размытые формулировки.

Проверяйте отзывы и рейтинги

Отзывам может быть посвящен отдельный раздел на сайте, комментарии под конкретным товаром, закрепленные Stories в Instagram и т.д. Если их нет – это тревожный колокольчик. Также обращайте внимание на содержание отзывов: если все комментарии одинаково положительные, используют похожие фразы или акцентируют на одинаковых преимуществах — это могут быть боты.

Маркетплейсы также имеют функцию рейтинга для продавцов. Обращайте внимание на оценки, и отдавайте предпочтение продавцам с большим количеством отзывов. Низкая оценка или отсутствующий рейтинг может свидетельствовать о мошенничестве.

Не делитесь личными данными

Никогда не посылайте ваши логины и пароли, кодовые цифры для подтверждения заказа или создания профиля, данные карты, документы: ни в форме на сайте, ни напрямую представителю магазина и т.д.

Не доверяйте слишком низким ценам

Зимние праздники – традиционный сезон скидок. Впрочем, когда цена кажется слишком низкой, следует проверить ее у других продавцов. Если один и тот же товар повсюду стоит одинаково, и только в одном магазине существенно дешевле – это может свидетельствовать о подделке или мошенническом объявлении.

Какие функции помогут дополнительно защититься от мошенников?

  • Если вас раздражает большое количество сообщений от неизвестных контактов в праздничный сезон, Rakuten Viber советует включить функцию запроса на сообщение (Параметры → Конфиденциальность). Так все запросы от незнакомцев будут автоматически попадать в отдельную папку. Пользователь может удалить, заблокировать или пожаловаться на сообщение. 
  • Чтобы обезопасить себя от мошеннических звонков, следует включить функцию идентификации абонентов (Параметры → Вызовы и сообщения → Идентификация абонентов (для Android). Функция маркирует звонки из неизвестных номеров как потенциально безопасные или опасные из-за спама или мошенничества и подсказывающего, подсказывающего.

Как поступить, если уже стали жертвой мошенников

Шаг №1: Проверьте и при необходимости заблокируйте все личные аккаунты и сессии:

  • Если подозреваете взлом аккаунта, прежде всего, нужно проверить активные сеансы — это отображает, на каких устройствах открыт ваш аккаунт. В Viber это можно сделать через Параметры → Учетная запись → Компьютер и планшеты. Если среди устройств вы заметите сомнительный, из которого вы точно не совершали вход – это тревожный сигнал и такую ​​сессию нужно прекратить.
  • Вы также можете заблокировать/закрыть свои аккаунты в соцсетях или мессенджерах. Обычно для этого необходимо обратиться в службу поддержки платформы или удалить самостоятельно в настройках профиля.
  • Чтобы навсегда деактивировать аккаунт в Viber, необходимо: перейти к Параметры → Учетная запись → Отключить учетную запись (после чего нужно подтвердить отключение, введя номер телефона и, при необходимости, установленный PIN-код).

Если мошенники получили доступ к конфиденциальным даннымКиберполиция советует такие шаги в случае потери смартфона (они будут актуальны в любых ситуациях, когда ваша личная информация попала в руки злоумышленников):

  • заблокировать SIM-карту, связавшись с мобильным оператором
  • изменить пароли ко всем важным сервисам, включая Google и Apple ID, почтовые ящики, онлайн-банкинг и т.д.
  • настроить двухфакторную аутентификацию там, где это возможно. В частности, в Viber это можно сделать в Параметры → Конфиденциальность → Двухэтапная проверка.

Если вы поделились данными картыНациональный банк Украины отмечает : если вы сообщили мошеннику данные о карте — немедленно заблокируйте карту, позвонив соответствующему банку или обратившись через нужные формы в интернет-банкинге. Если злоумышленнику известен ваш пароль к интернет-банкингу — нужно заблокировать карточки, счета и доступ к интернет-банкингу. Это позволит снизить риски мошеннических переводов и потери средств.

Шаг №2: Сообщите о мошенничестве.

  1. Подайте заявление в киберполицию. Подать заявление можно прямо на сайте киберполиции. Вспомогательными будут детали: скриншоты сообщений, ссылки на мошеннические сайты, номера телефонов и карт. Даже если дело кажется незначительным, заявление может помочь задержать преступников, которые, возможно, обманули десятки людей.
  2. Сообщите своим друзьям и родным.  Если ваш аккаунт был взломан, предупредите всех из списка контактов через другой канал связи (например, по телефону или SMS) о ситуации и попросите не реагировать на сообщения от вас.

Как ранее сообщал Информатор, в рамках кампании #ШахрайГудбай Минсоцполитики вместе с Нацбанком, Киберполицией и Госспецсвязи делится советами, как распознать мошенников и не попасть в ловушку. В частности Информатор приводит основные правила защиты от мошенников ваших банковских карт.

Следите за нами в Viber

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, мир, война. Подписывайтесь 👇



Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать