Большие сети сделают шаг к удешевлению топлива на стелах своих АЗС на 0,5-1 грн/л, автогаз на АЗС имеет потенциал к удешевлению в пределах 50-70 коп./л
Глобальные нефтяные рынки обновили свои позиции после того, как цены на эталонные марки снизились до четырехлетних минимумов. Нефть Brent остается относительно недорогой и торгуется по цене ниже $65/баррель. Одновременно с этим в конце минувшей недели курс евро по отношению к гривне вырос до очередного исторического максимума. Это несколько нивелирует эффект дешевой нефти, поскольку именно в евро происходят расчеты с европейскими поставщиками топлива и расчет акцизов. Однако даже в этих условиях розничные цены на дизель, бензин и автогаз имеют потенциал к снижению.
На прошлой неделе цены на нефть стабилизировались после того, как Трамп отложил введение тарифов для большинства стран. Однако риск торговой войны между США и Китаем остается достаточно высоким. Аналитики считают, что спор между двумя крупнейшими экономиками мира приведет к сокращению мировой торговли и нарушит торговые маршруты. Это будет давить на мировую экономику и снизит спрос на нефть. Между тем, Управление энергетической информации США снизило прогноз экономического роста и спрос на нефть на 2025-2026 годы. По состоянию на вечер пятницы 11 апреля по сравнению с предыдущим днем июньские фьючерсы эталонной марки Brent подорожали на $1,43 за баррель или на 2,26% до $64,76 за баррель, а майские фьючерсы американской марки нефти West Texas Intermediate подорожали эль.
Удорожание нефти в конце прошлой недели объясняется ссылкой напряженности между США и Ираном. Министр энергетики США Крис Райт заявил в пятницу 11 апреля, что Штаты могут снизить экспорт Иранской нефти до нуля в рамках плана Трампа давить на Иран в связи с ядерной программой этой страны. Экспорт иранской нефти был возобновлен после санкций при президентстве Джо Байдена и с тех пор не снижался. Основным покупателем иранской нефти является Китай.
По данным консалтинговой компании "Нафторинок", украинский оптовый рынок дизтоплива остается нестабильным с разнонаправленными колебаниями. Однако общий тренд идет к удешевлению горючего в Украине.
"Тенденция к снижению цен может продолжиться, но для этого нужна прочная валюта и дальнейшее снижение внешнего рынка. Вместе с этим, объемы потребления могут незначительно возрасти из-за активизации агросектора на фоне улучшения погодных условий и возвращения деловой активности после праздников. Еще одним фактором является ослабление гривны", - говорит аналитик.
По словам основателя группы "Прайм" Дмитрия Леушкина, крупные сети АЗС не пошли на снижение цен, сохраняя высокую маржу более 18 грн/л, поскольку хотят улучшить свое финансовое состояние после крайне низкого объема реализации зимой. В то же время потенциал к удешевлению горючего на АЗС по состоянию на сегодняшний день остается в пределах 3-5 грн/л. Бизнесмен считает, что на этой неделе крупные сети OKKO и WOG сделают шаг к удешевлению топлива на стелах своих АЗС на 0,5-1 грн/л, и вслед за ними так поступят другие участники рынка.
"По состоянию на сейчас цены на бензин и дизель должны упасть на 3 грн/л, но так спешить никто не будет. Будет снижение на 0,5-1 грн/л на этой неделе потом еще на столько же на следующей. Это снижение будет продолжаться даже включая первую неделю мая. В принципе есть потенциал к снижению на 5 грн/л, но поскольку зима была тяжелой, ник группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин.
Он отмечает, что коммерческое потребление дизтоплива в Украине растет, поскольку на рынке оживились строительные компании и производители стройматериалов, до сих пор неактивные. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы реализации горючего сократились на 10-15% в зависимости от региона и близости к линии фронта.
По информации "Нафторинка" покупатели до последнего откладывают оптовые закупки LPG: за прошедшую неделю предложения польской компании Orlen подешевели на €50/тонна. Поэтому темпы импорта остаются низкими: за 9 дней апреля объем импорта пропан-бутана в Украину составил всего 17,1 тыс. тонн, тогда как в течение 1-10 апреля 2024 г. он составил 24,4 тыс. тонн. тонн.
"Мы видим, что европейские котировки газа падают, а валюта растет. Пока эти факторы нивелируют друг друга, но уже на следующей неделе мы увидим, какой из них перевесит", - говорит основатель системы торговли сжиженным газом Sintonec LPG Михаил Шубан.
В то же время, по словам бизнесмена, автогаз на АЗС имеет потенциал к удешевлению в пределах 50-70 коп./л.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.