МВФ задаёт вопрос об уменьшении сверхвысоких пенсий, в Минсоцполитики не согласны

В МВФ указывают, что пенсионная реформа в COVID-19 не уменьшила чрезвычайную сложность пенсионной системы, а неясность закона привела к многочисленным судебным делам с негативными последствиями для бюджета

МВФ задаёт вопрос об уменьшении сверхвысоких пенсий, в Минсоцполитики не согласны
Новые договоренности Украины с МВФ предусматривают принятие мер по минимизации давления расходов, связанного с пенсиями и ограничению спецпенсий

Новые договоренности с Международным валютным фондом (МВФ), согласно которым Украина получит 1,1 миллиарда долларов, предусматривают предстоящую пенсионную реформу. Так, в документе, обнародованном МВФ, говорится, что Украина в дальнейшем должна принимать меры для минимизации давления расходов, связанных с пенсиями. Об этом пишет Судебно-юридическая газета. 

В МВФ указывают, что пенсионная реформа в COVID-19 решила проблемы стабильности, связанные со старением, но не уменьшила чрезвычайную сложности пенсионной системы. Неясность закона привела к многочисленным судебным делам с негативными последствиями для бюджета. Наверное, именно об этом после соответствующих встреч с делегацией МВФ говорил министр финансов Сергей Марченко, обвинивший суды в том, что они принимают решения в пользу граждан, «разбалансируя бюджет» Пенсионного фонда.

Как отмечает МВФ, «чтобы достичь большей правовой определенности, избежать дополнительного давления на расходы по пенсии, вызванного юридической неопределенностью и предотвратить создание дополнительной сложности законодательства, органы власти рассматривают: законодательные поправки для устранения неясности в случаях, когда законы, связанные с пенсионным обеспечением, признаются неконституционными; новое законодательство, запрещающее вносить изменения в пенсионную систему через несвязанные законы (т.е. вне закона о пенсионном обеспечении). Органы власти также планируют мероприятия на ближайшую перспективу достижения экономии пенсионных расходов путем:

  • изменения индексации некоторых пенсий, которые привязаны к заработной плате,
  • улучшение адресности определенных доплат к пенсиям,
  • ограничение сумм пенсий, которые можно получить в дополнение к правам, полученным путем взносов (очевидно, подразумеваются спецпенсии).

Украина со своей стороны в этих договоренностях отмечает, что «мы принимаем меры по смягчению фискальных рисков, связанных со сложностью пенсионной системы. Наша пенсионная реформа в COVID-19 решала проблемы устойчивости, связанные со старением, но не решала сложность пенсионной системы. Неясность закона породила бессчетные судебные дела с неблагоприятными для бюджета последствиями. Чтобы достичь большей правовой определенности и избежать дополнительного давления на расходы на пенсии, вызванные неопределенностью законодательства, мы направим в парламент до конца марта 2025 года:

  • внесение изменений в законодательство относительно немедленного вступления в силу части 5 статьи 61 Закона 3354 (очевидно, здесь речь идет о ч. 5 ст. 61 закона о правотворческой деятельности, которая предусматривает, что признание нормативно - правового акта или отдельного его структурного элемента неконституционным или таким, что утратил силу не восстанавливает действие нормативно - правового акта или его отдельного структурного элемента, действовавшего до вступления в силу нормативно - правового акта или отдельного его структурного элемента, признанного неконституционным или утратившим силу),
  • новое законодательство, запрещающее какие-либо изменения в пенсионной системе из-за несвязанного законодательства (т.е. вне рамок пенсионного законодательства)».


«Мы воздержимся от принятия любого нового законодательства, которое бы привело к возникновению дополнительных условных обязательств, связанных с пенсионным обеспечением» - говорится в обязательствах Украины.

МВФ считает, что украинские власти должны ввести Национальную стратегию доходов и ключевые пенсионные реформы. Украина в договоренностях акцентирует, что с помощью Всемирного банка готовит изменения в пенсионную систему и механизмы поддержки незащищенных слоев населения.

«В течение следующих нескольких лет мы планируем работать над комплексной концептуальной основой для усовершенствования и упрощения пенсионной системы и рассматриваем возможность внедрения второго уровня пенсионной схемы, когда для этого будут созданы условия. Повторяем, что любые предложенные поправки к законодательству, которые приведут к увеличению расходов на пенсию, должны сопровождаться среднесрочным фискальным анализом и анализом устойчивости долга, а также четким определением необходимых ресурсов в изменениях в бюджет Пенсионного фонда Украины. Мы воздержимся от: введения новых специальных пенсий или льгот; предоставления дополнительных дискреционных прав в пользу увеличения и изменений, которые приведут к снижению законодательно определенного пенсионного возраста. В ближайшее время мы примем меры по ограничению размера дополнительных выплат отдельным категориям пенсионеров, кроме взноса в пенсию. Также мы предложим единый подход к ежегодному повышению всех пенсий, назначенных в пенсионной системе исключительно через механизм индексации. Кроме того, мы улучшим адресность и предотвратим злоупотребление определенными надбавками к пенсиям, уточнив критерии соответствия»", — говорится в документе. 

Также Украина обязалась работать над дальнейшим усилением адресности и проверки материального положения социально незащищенных слоев населения. При поддержке Всемирного банка, в том числе через программную ссуду, государство работает над законопроектами по закреплению различных видов социальных выплат. В частности, изучает варианты объединения различных программ социальной помощи в единый пакет на основе индивидуальных потребностей независимо от статуса получателя (например, ВПЛ или не ВПЛ). В этом контексте также повысили порог дохода для соответствия программе гарантированного минимального дохода. Кабмин немедленно будет информировать сотрудников МВФ о создании или любом ожидаемом изменении классификации любых новых фондов, программ или организаций.

Минсоцполитики о повышении пенсий

Раньше мы писали, что в 2025 году на украинцев ждут два этапа повышения пенсий. Речь идет об индексации в марте и повышении размера пенсий для некоторых граждан летом. Последнее возможно после изменений в законодательство.

«На индексацию хватит несмотря на то, что бюджетный трансферт уменьшен из государственных средств… У нас есть деньги на индексацию, мы ее планируем», - отметила глава Министерства социальной политики Оксана Жолнович.

По ее словам, денег на индексацию пенсий должно хватить, потому что наблюдается положительная тенденция увеличения уплаты единого социального взноса (ЕСВ) путем зарплат военных. Чиновница также анонсировала пенсионную реформу, которую должна принять Верховная Рада. Это позволит летом 2025 года поднять выплаты пенсионерам, которые раньше вышли на пенсию.

«Они все получат прибавку. Это будет зависеть от их размера ЕСВ, который они платили, их стажа», – рассказала Жолнович.

Она также отметила, что большие пенсии не будут урезать.

«Никому ничего не снизят. Те, кто имеют большие пенсии, получат на своем уровне, мы не можем уменьшать», - добавила Жолнович. 

Пока не известно, каким может быть размер индексации, потому что учитывается статистика за 2024 год, которой еще нет.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube