UA

Мошенник украл у пенсионера телефон и опустошил его счета в «ПриватБанке» — вернул ли суд деньги

Читати українською

В банке считали, что без знания личных данных вор не мог перевести средства

Читати українською
Мошенник украл у пенсионера телефон и опустошил его счета в «ПриватБанке» — вернул ли суд деньги
Мужчина просил восстановить остаток средств на счёте

В банке считали, что без знания личных данных вор не мог перевести средства

В конце января 2018 около 14:00 в центральной части Черкасс на бульваре Шевченко в пенсионера похитили телефон. В нём была SIM-карта «Киевстар», служившая финансовым номером телефона в приложении «Приват 24».

В той же день мужчина позвонил в «ПриватБанк» и сообщил, что у него украли телефон, номер которого подвязан к банковскому приложению. Он просил заблокировать его карточки, чтобы мошенник не украл ещё деньги. Однако слишком поздно: подлец увеличил пенсионеру кредитный лимит до 42 тыс. грн и успел снять 39 тыс. 539,16 грн. Вор также получил на счет пенсионера 18 тыс. грн через сервис «Мгновенная рассрочка» и пытался их тоже снять в то время, как мужчина блокировал свои счета.

Однако в этот раз повезло пенсионеру. Он успел закрыть доступ к своим картам, но 18 тыс. грн так и остались на его счету.

Что сказали в «ПриватБанке»

Когда он получил от банка выписку, то увидел, что мошенник снял деньги в банкомате по номеру телефона. В это время все карточки оставались у мужчины. Поэтому он заключил, что вор сломал его пароль для доступа к личному аккаунту «Приват 24» и таким образом получил доступ к его счетам, с которых похитил кредитные средства.

В службе безопасности «ПриватБанка» пенсионеру предоставили фото с камер наблюдения банкомата, где вор снимал деньги. Однако это ничего не дало: подлец закрыл камеру и невозможно было разглядеть его лицо.

После банка мужчина пошёл в полицию. Там зарегистрировали его заявление и открыли уголовное производство № 12018251010000799 по факту мошенничества.

После полиции мужчина пошёл в «Киевстар» восстановить свою SIM-карту. Там он узнал, что вор после кражи телефона дважды звонил по номеру «ПриватБанка». Вероятно, что во время этих звонков мошенник получил доступ к банковским счетам, поскольку именно в это время были совершены первые мошеннические переводы.

Пенсионер просил банк восстановить баланс на его счетах, который был до угона телефона, и не начислять проценты и пеню по кредитному долгу. Однако в «ПриватБанке» на это не согласились и пенсионер подал иск в суд.

Что было в суде

В суде мужчина заявил, что «ПриватБанк» не обеспечил безопасность его данных, что позволило мошеннику снять с его счетов 39 тыс. 524,16 грн. Потому он просил суд восстановить остаток средств и остановить начисление штрафных санкций.

Пенсионер также рассказал, что до угона телефона он задолжал банку 1 тыс. 863,34 грн. После того как мошенник опустошил его счета, он вернул банку эти деньги. Поэтому с учетом этой оплаты задолженность составляла 21 тыс. 519,16 грн. Однако банк требовал, чтобы он уплатил 74 тыс. 215,57 грн. В эту сумму входили 21 тыс. 519,16 грн. кредита, 11 тыс. 681, 09 грн. процентов, 16 тыс. 866, 52 грн. пени и 24 тыс. 148, 80 грн. платежей за услугу «Мгновенная рассрочка».

По мнению пострадавшего, он сделал всё, чтобы вовремя известить банк о воровстве. Он сообщил о преступлении в тот же день, и это помогло сохранить 18 тыс. грн, которые мошенник пытался обналичить. Однако финучреждение не обратило внимания на отсутствие его вины в утрате мобильного телефона. В банке настаивали, что перевод средств невозможен без знания личной информации о клиенте.

По требованию суда банк сообщил, что действительно после похищения телефона менялся пароль в приложении «Приват 24» после смены одного номера телефона на другой. Кроме того, не сохранилось записей разговоров с воровством, а проверка по просьбе клиента не проводилась.

Суд установил, что нет фактов, доказывающих неосторожность пенсионера относительно потери карты или разглашения личных данных. Поэтому в марте 2020 года судья Приднепровского районного суда Черкасс решила, что «ПриватБанк» должен восстановить остаток средств, прекратить начислять проценты и штрафные санкции и отменить уже начисленные.

Почему банк пошёл в суд

Это решение не устроило «ПриватБанк», и он подал на него жалобу. Его представитель в суде рассказал, что вины банка в пропаже денег нет.

С выписки по счёту усматривается, что сначала средства были переведены с одной карты пенсионера на другую его карту, а затем их сняли в банкомате по номеру телефона. Для того чтобы перевести деньги с карты на другую нужно знать четыре последние цифры номеров карт. Даже украв телефон, мошенник вроде бы не смог ни зайти в «Приват 24», ни изменить финансовый номер, ни снять или перевести средства.

Пенсионер ответил, что банк сам признался, что не проводил служебную проверку. Поэтому он не может знать, каким образом и в каком порядке мошенник жонглировал чужими счетами. Однако на этот раз судьи приняли сторону банка. И в июле 2020 года было отменено решение в пользу пенсионера.

Тогда мужчина пожаловался Верховного Суда. Там прислушивались к доказательствам пенсионера, однако частично. В результате «ПриватБанк» должен восстановить остаток средств и прекратить начисление процентов и штрафов по кредиту.

Информатор рассказывал, что мужчина вернул кредит «ПриватБанка», однако тот продолжал списывать деньги

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.