Даже в военное время сфера логистики и транспорта продолжает развиваться. В течение 2023-2025 гг. в секторе регистрируется больше новых компаний и физических лиц-предпринимателей (ФЛП), чем закрывается, хотя динамика этого процесса неравномерна
Даже в военное время отрасль логистики и транспорта продолжает развиваться – по данным аналитической системы YC.Market, в течение 2023–2025 гг. в секторе регистрируется больше новых компаний и физических лиц-предпринимателей (ФЛП), чем закрывается, хотя динамика этого процесса неравномерна. Рассмотрим, как прошли 3 квартала 2025 для логистического бизнеса, а также кратко оценим тенденции за последние годы. Подробнее – в новом материале YouControl Market.
Первый квартал 2025 стал испытанием для отрасли. За январь-март прекратили деятельность 9 963 ФЛП в секторе логистики и перевозок с одновременным замедлением темпа новых регистраций в начале 2025 г. За первый квартал зарегистрировали только 538 компаний и 3 184 ФЛП – это сопоставимо с показателями конца 2024-го, но заметно меньше, чем в “третьем году”.
Весной 2025-го ситуация начала выравниваться. Во втором квартале произошло заметное оживление регистраций в отрасли: было зарегистрировано 548 компаний и 4 165 ФЛП. Параллельно волна закрытий пошла на убыль: в апреле-июне прекратили деятельность 47 компаний и 4 787 ФЛП сектора транспорта и логистики (для ФЛП это почти вдвое меньше, чем в первом квартале). Итак, чистый отток ФЛП замедлился, хотя их общее количество в секторе все еще оставалось ниже, чем в начале года. Сегмент компаний в отрасли, напротив, продолжил уверенный рост – даже с учетом незначительного увеличения количества прекращенных юрлиц во втором квартале (47 случаев против 17 в начале 2025-го).
Третий квартал 2025 года принес долгожданное оживление в области логистики и транспорта – за июль-сентябрь зарегистрировано 612 новых компаний и 8 262 новых ФЛП. Для сравнения, это вдвое больше ФЛП, чем было зарегистрировано в апреле-июне, и на 111% больше, чем в третьем квартале 2024 года. Количество вновь логистических компаний также превысило как показатель предыдущего квартала (+11,7%), так и аналогичного периода прошлого года (+8,9%). Одновременно со всплеском регистраций существенно сократилось число закрытий – в третьем квартале 2025 года прекратили деятельность 34 компании (на треть меньше, чем весной) и 4342 ФЛП (на 15,6% меньше против показателя лета 2024-го).
По данным аналитической системы YC.Market, топ-10 регионов концентрируют более 70% логистических компаний и 55% логистических ФЛП страны.
Абсолютным лидером является столица. В Киеве зарегистрирована 18 931 логистическая компания (27% от общего количества по стране) и 15 986 ФЛП (8% от всех). Если рассматривать все организационно правовые формы вместе, в столице сконцентрировано почти 35 тыс. субъектов хозяйствования, работающих в транспортно-логистической сфере. Вторую позицию по масштабам зарегистрированных бизнесов в отрасли занимает Днепропетровщина. В области действует 5042 компании и 13884 ФЛП , вместе – почти 18,9 тыс. субъектов хозяйствования. Третье место принадлежит Одесщине (совместно 18,3 тыс. компаний и ФЛП). Львовская область с показателем 16,6 тыс. логистически транспортных бизнесов находится на четвертом месте. Киевская область (без учета столицы) замыкает первую пятерку с результатом 16,1 тыс. хозяйствующих субъектов.
Кое-что уступают лидерам, но тоже отличаются высокой концентрацией отраслевого бизнеса Харьковщина (около 14,5 тыс. компаний и ФЛП) и Виннитчина (почти 9,7 тыс. ). Остальные регионы Украины заметно отстают: в каждом из них активны менее 8 тыс. логистических субъектов хозяйствования. Самые низкие показатели – в прифронтовых регионах и областях, где бизнес-активность в целом невысокая. Анализ географии также показывает разницу в структуре бизнеса между регионами. Доля компаний (юридических лиц) значительно выше в столице и промышленных центрах , тогда как в аграрных и периферийных областях преобладают ФЛП .
Первенство с большим отрывом удерживает АО «Украинская железная дорога» , на счету которой 108,1 млрд грн общего дохода за 2024 год (это на 20,5% больше, чем в 2021 году – 89,7 млрд грн). «Укрзализныця» – государственный перевозчик и владелец железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающий значительную часть грузооборота страны, особенно после переориентации экспорта с морского транспорта на железную дорогу.
Второе место заняла ООО «Новая почта» – ведущая частная курьерская служба Украины, которая нарастила доход на 112% по сравнению с довоенным 2021-м — составляет 48,5 млрд грн в 2024 году. «Новая почта» активно расширяет сеть за границей (работает в 16 странах Европы) и инвестирует в инфраструктуру, оставаясь флагманом логистики в Украине.
Третью позицию в рейтинге занимает АО «Укрпочта» – национальный оператор почтовой связи, общий доход которого составляет 13,6 млрд грн в 2024 г. (что на 16,2% больше по сравнению с 2021 годом). Хотя «Укрпочта» по объемам уступает частным конкурентам, она сохраняет стратегическую роль, обеспечивая доставку в самые отдаленные уголки страны.
В топ-5 компаний отрасли по общему доходу в 2024 году вошли также ООО «Логистик Юнион» (8,5 млрд грн) и ООО «Лемтранс» (7,6 млрд грн). ООО «Логистик Юнион» – логистическая компания корпоративной группы известной сети супермаркетов, предоставляющая услуги складского хранения и дистрибуции продуктовой сети. «Лемтранс» – частный оператор грузовых железнодорожных вагонов, входящий в корпоративную группу «Систем Кэпитал Менеджмент». Компания обеспечивает перевозку массовых грузов (уголь, руда, стройматериалы и т.п.) по железной дороге.
Остальные участники рейтинга демонстрируют разнообразие профилей в логистике. На 6-м месте – ГП «Администрация морских портов Украины» (7 млрд грн). Несмотря на блокаду части портов, АМПУ генерирует значительные доходы, обеспечивая навигацию, безопасность и развитие портовых мощностей на Черном и Азовском морях. 7-я позиция – ООО «Нео-Транс» (6,6 млрд грн), логистическая компания из группы NOVA (структура владельцев «Новой почты»), специализирующаяся на перевозках и экспедиционных услугах. 8-я и 9-я ступеньки за коммунальными предприятиями столицы: КП «Киевский метрополитен» (6 млрд грн) и КП «Киевпасстранс» (5,3 млрд грн). Хотя основная функция этих предприятий – городские пассажирские перевозки, по объему доходов они попадают в крупнейшие транспортные компании страны. Десятое место занимает ЧП «КТ Трейдинг» с выручкой 4,9 млрд грн – менее известная широкой общественности компания, основным профилем которой является обеспечение транспортной отрасли топливом и другими ресурсами.
Замыкают рейтинг авиа- и портовые операторы, а также логистика e-commerce. ООО «Авиакомпания СкайАп» с доходом 4,5 млрд грн – украинский лоукостер SkyUp Airlines, который, несмотря на закрытие неба над Украиной, продолжает операционную деятельность через чартерные и wet-lease программы за рубежом. ЧП «Транс Логистик» (3,4 млрд грн) – транспортно-экспедиторское предприятие, отвечающее за обеспечение транспортной логистики в сети супермаркетов. ГП Морской торговый порт «Южный» (3,3 млрд грн) – государственный порт на побережье Черного моря в Одесской области, который даже в ограниченном режиме «зернового коридора» обеспечивал значительный экспорт. ООО «Терминал Розетка» (3,2 млрд грн) – логистическое подразделение украинского онлайн-ритейлера Rozetka, оперирующее складами и доставкой товаров одноименного интернет-магазина. ООО «Бруклин-Киев» (3,1 млрд грн) – частный стивидорный оператор в Одесском порту, известный перевалкой зерновых и контейнеров.
Полная версия исследования на сайте YouControl.Market
Партнерский материал