Показываем, что русские называют своим культурным наследием
Министерство культуры рф создало Федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного наследия. Туда вносят разные традиционные обряды, блюда, секреты ремесел, танцы, музыка и все, что в стране-террористке считают русским и уникальным. Каждая внесенная вещь сопровождается подробным описанием и фото. Сайт только начали наполнять, но в нем уже появились некоторые интересные вещи, среди которых игры донских казаков, технология вышивки орловским копьем и изготовление куклы из золы.
В реестр также вносят традиции народов России, например, тувинцев или удэгейцев. Но большинство из этих категорий пока пусто. Информатор собрал небольшую часть того, что русские называют своим культурным наследием.
На территории Байкальской Сибири охотничий промысел всегда был одним из главных. Самым популярным делом среди охотников был охотничий хлеб. Он в этой местности имеет несколько названий – его еще называют блюдечником и калачом.
В реестре указывается, что особенностью этого изделия является его форма. Тесто заливали в форму так, что хлеб напоминал миску. Мужчины отправлялись с ним на охоту на долго – не менее 20 дней. Хлеба хватало на это время. Обычно охотник ел его дважды в день, утром и вечером, кусок хлеба брал с собой на день, чтобы подкрепиться, если захочется есть.
Россияне пишут, что технология изготовления кукол из золы является одной из самых древних. Архаический образ такой куклы символизировал родовой очаг, несший в себе идею сохранения семейного рода, умножение потомства. Зольная кукла была не только детской игрушкой, но и обрядовым предметом, например, во время свадьбы ее как дар несли невесте.
В Воронежской области можно выделить два основных вида зольной куклы. Первый архаичный: кукла изготовлялась без применения иглы и специально выкроенной одежды. Ее характерные черты: непропорционально большая голова, отсутствие рук и ног. Второй вид куклы – более поздний. Технология ее изготовления основана на детализированном воспроизведении человеческого тела и предусматривает костюм, максимально приближенный к традиционной русской одежде. Единственным элементом всех зольных кукол является зола, которой наполняют голову, а в более поздних вариантах стали наполнять ею туловище, руки и ноги.
Вблизи поселка Ольга ежегодно в сентябре отмечают удэгейский праздник Сагди Дава (перевод Большая рыба). Удэгейцы – народ в россии, одна из народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока. Праздник Сагди Дава посвящен началу интенсивного отлова рыбы лососевых пород. Ловля кеты (вид лосося) является частью уникального образа жизни удэгейцев.
Ранее перед массовым ходом красной рыбы удэгейцы обязательно совершали обряд. Они ставили на песчаной отмели жертвенник – наполовину расщепленный колышек, забитый в землю. Сверху покрывали небольшим плоским камнем, символизирующим стол. На камень клали жир, кусочек лепешки, табак и спички. "Это жертва духу – покровителю всех рыб" – так назывался этот обряд. Только через один-два дня после жертвоприношения удэгейцы приступали к ловле рыбы. При этом запрещалось отпускать раненую рыбу, съедать голову и выбрасывать тушку и прочее. Считалось, что если нарушить этот обычай, можно потерять покровительство добрых духов.
В реестре пишут, что одним из обрядов, ранее совершавшихся массово на территории Красногорского района Брянской области, был "Сноп соломы" - встреча весны на Благовещение (7 апреля). В селе Любовша он продолжал существовать вплоть до 2011 года. После этого местный священник запретил совершать этот ритуал, объявив его пережитком языческой эпохи, участие в котором недопустимо для православного христианина.
Название обряда связано с его главным атрибутом. После окончания праздничной литургии на Благовещение и посещения ярмарки взрослое население села Любовша направлялось к мосту через реку, которая протекает по селу. Там заранее сбивали из досок маленький плот и приносили небольшой сноп соломы, заготовленный из прошлого урожая. Солому перевязывали красной лентой, клали на плот. Специально избранный мужчина (добрый, не вдовец, не пьяница, уважаемый всеми односельчанами) поджигал солому и пускал ее по реке. В это время собравшиеся на мосту женщины начинали петь песни, посвященные этому обряду. Таким образом, россияне звали весну и "грели воздух, чтобы быстрее наступило лето".
Россияне пишут, что шермиции является восстановленным обрядом, который на Дону, на Монастырском урочище последний раз проходил в 1942 году и в дальнейшем не осуществлялся вплоть до 1991 года. Во время этих игр и соревнований казаки выбирали гулебнрго атамана. Свой титул гулебный атаман носил год, до следующих игр.
Соревновались казаки в стрельбе из традиционного лука, казачьей народной борьбе, кулачном бою и другими способами. После того, как участники показали свое мастерство в каждой из дисциплин, жюри, в которое входили бывшие атаманы, выбирали лучшего казака.
В описании к этому нематериальному культурному наследию отмечается, что с давних времен якуты любили играть на варгане хомусе. По легенде, звуки инструмента защищали от злых духов. Музицирование на варгане было также средством коммуникации среди людей. Древние якуты использовали три разновидности варгана, отличавшиеся друг от друга материалом, из которого они были сделаны. Существовали хомусы из дерева, из кости или рога животных и металла. Наибольшее преимущество отдавали варгану из металла.
В реестре пишут, что якутский хомус является своеобразным символом музыкальной культуры народа Саха (Якутия). Исполнение на металлическом варгане якобы активно развивается как в сольной, так и в ансамблевой формах музыки и в двух направлениях традиционном и современном эстрадном.
При игре на хомусе инструмент держат одной рукой за подковообразную держку, прижав его рамку ко рту между верхними и нижними зубами. Звук издается с помощью ударов кисти свободной руки по язычку хомуса. Система традиционной техники игры на хомусе включает приемы, связанные как с характером исполнения, так и способом звукоизвлечения.
Борисоглебскую домовую резьбу в россии называют уникальным явлением градостроительства. Деревянная архитектура этого города якобы развивалась самостоятельно. Эта резьба была популярна в самом Борисоглебске и его округе с конца XIX века до 1960-1970 годов. Основными характерными чертами этой домовой резьбы являются, в частности, многослойные ажурные пропильные карнизы с редко повторяющимся узором. В реестре отмечается, что резные деревянные украшения придают дому неповторимый образ, который меняется в зависимости от интенсивности освящения солнечным светом. Декоры отделки домов Борисоглебска различаются в мотивах, способах выполнения, технике резьбы. Преимущественно в регионе украшают дома с лицевой фасадной стороны, обращенной на улицу.
В реестре подчеркивают, что орловское копье – это традиционная народная русская вышивка, распространенная среди потомков крепостных крестьян Орловской области. В этой технике вышивали обычно обрядовые полотенца. Вышивая их, крестьянки переносили на полотно свои надежды на щедрую природу, теплое солнышко, благодатный дождь, богатый урожай, крепкую семью, здоровых детей, счастье и достаток. Девушки вышивали полотенца себе в приданое или кому-то в подарок.
Вышивали орловским копьем на домотканом полотне, для работы использовали нити домашнего прядения. Холст натягивали на самодельные прямоугольные пяльцы. Для работы кроме иглы могли использовать специальные крючки, которыми выполняли тамбурный шов. Передавали эту технику из поколения в поколение.
Отмечается, что в Липецкой области было несколько форм производства гармошек. Первая существует по сей день и называется "именная". Это когда один мастер полностью изготовлял гармошку, сам обрабатывал дерево, сам вытачивал, наклепывал голоса, сам настраивал музыкальный инструмент, сам его собирал. В этом случае гармоника была именной, назвалась в честь мастера.
Другая форма производства – работа артелью. Здесь изготовление разделялось не определенные операции, закрепленные за несколькими мастерами: один делает корпус, другой – меха, третий мастер занимается планками и т.п. В артельном производстве иногда некоторые детали не делали самостоятельно, а покупали. Работа артелью в основном была делом семейным, чтобы секреты особого звучания инструмента передавались из поколения в поколение. Но иногда мастера нанимали учащихся, которые им платили, чтобы освоить это ремесло.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.