По планам мост должны достроить в 2024 году
В Киеве строится пешеходный мост на меценатские средства Метрополии Великого Парижа. Зачем это французам, почему киевляне тоже заплатят и целесообразно ли тратить деньги на создание парка во время войны? Ищем ответы.
На Оболони в Киеве уже третий год строят пешеходный мост в форме волны, который соединит парк «Наталка» с Оболонским островом на Днепре. Архитектор проекта – Андрей Миргородский, который также является автором моста между Владимирской горкой и Аркой Свободы украинского народа (до 14 мая 2022 года – Арка дружбы народов). Недавно Миргородский анонсировал, что мост могут завершить уже осенью 2023 года.
Мэр Киева Виталий Кличко сообщил о планах построить новый мост ещё в 2020 году, мост обещали построить через год. Из-за войны работы временно прекратили, но уже в октябре 2022 года возобновили. Очевидно, вскоре киевляне получат новый «мост Кличко».
Строительство пешеходного моста продолжается с 2020 года и осуществляется за средства меценатов, сообщила для LIGA.Life руководитель пресс-службы КГГА Екатерина Баранова. По её словам, на продолжение строительства моста Киев получил деньги от Метрополии Большого Парижа.
«Привлечены средства в сумме 19 496 400 грн. Это целевые средства, которые иностранные партнёры выделили непосредственно для строительства этого объекта. Как уже отмечал мэр Виталий Кличко, деньги из городского бюджета не привлекаются», – сообщила Екатерина Баранова.
В то же время она не уточнила, какая сумма на строительство моста уже израсходована на сегодня и кто дал эти средства. В КГГА добавили, что проект пешеходного моста разрабатывала организация ООО «Проектные системы ЛТД», а строительно-монтажные работы выполняет ООО «Мостобуд».
«Ориентировочный срок завершения строительства пешеходного мостового перехода — 2024 год», – отметила Екатерина Баранова.
По состоянию на начало 2023 уже установили три опоры моста и начали устанавливать четвертую, закупили материалы. За средства, предоставленные Парижем, завершат установку четвёртой опоры, закупят и установят вспомогательные и частично прогонные конструкции, приобретут металлоконструкции, рассказали в КГГА.
По проекту мост будет опираться на четыре опоры, две из которых расположены в проливе. Ширина моста — 4 м, длина — 164 м.
«Мост будет комфортным для передвижения маломобильных групп населения. Проходу маломерных судов в залив Оболонь объект не будет мешать», — отметила Екатерина Баранова.
После завершения строительства моста территорию Оболонского острова превратят в «современную зону отдыха для киевлян с сохранением флоры и фауны». Работы будет проводить «Киевзеленстрой» в рамках программы «Экологическое благополучие города Киева» на 2022-2025 годы. Превратить Оболонский остров в парк планируют за три очереди. В КГГА не уточнили, сколько средств из бюджета города планируют потратить на обустройство парка на Оболонском острове. В то же время, по данным «Экономической правды», киевляне заплатят за это 170 млн грн.
Оболонский остров имеет площадь 14,3 гектара и расположен между рекой Днепр и заливом Оболонь. Параллельно острову расположена пешеходная Оболонская набережная, а у его южного края начинается урочище Наталка, более известное как парк «Наталка». Территория острова не обжита, там растут кустарники и деревья. Попасть на остров можно было на лодке или перейдя пролив вброд на севере со стороны улицы Приречной.
В феврале 2020 года первый заместитель мэра Николай Поворозник сообщил, что комиссия по привлечению инвесторов КГГА получила и одобрила предложение ООО «СИА» профинансировать проектирование и строительство пешеходного моста между Оболонской набережной и Оболонским островом за внебюджетные средства.
«Реализация проекта не содержит инвестиционной составляющей, так что после завершения строительства и принятия в эксплуатацию он будет полностью причислен к коммунальной собственности территориальной громады города Киева», – пообещал Поворозник.
Инициатор строительства, ООО «СИА», входит в состав одной из крупнейших строительных корпораций Киева – Stolitsa Group. В частности, компания являлась заказчиком строительства ЖК «Галактика», возведённого под брендом Stolitsa Group. Фактической владелицей этой строительной корпорации бизнесвумен Владислава Молчанова. В комментарии ЭП она сообщила, что на самом деле инициатором строительства пешеходного моста на Оболони была не она, а Кличко.
«Идея строительства моста – это идея городского головы столицы. Виталий Кличко, насколько мне известно, обратился с ней ко многим меценатам. Мне как коренной киевлянке этот проект понравился и я приобщилась к помощи в его реализации как один из многих меценатов проекта», – рассказала Молчанова.
Договор между Оболонской РГА, проектантом, меценатами и генподрядчиком строительства моста не опубликован, как и технико-экономическое обоснование проекта. Стороны решили оставить эту информацию конфиденциальной. В начале 2022 года строительство моста остановилось, потому что Молчанова отказалась финансировать проект. В комментарии ЭП она объяснила это «изменением приоритетов из-за войны».
В январе 2023 года новым меценатом стали французские налогоплательщики. КГГА не объявляла конкурс проектов на грант от французов. Почему иностранцы выбрали для финансирования этот проект? Вероятно, привлечение целевых средств от Метрополии Большого Парижа именно на Оболонский мост произошло благодаря личным договоренностям Кличко.
Городские власти не проводили открытый архитектурный конкурс на лучшее предложение проекта моста. Проектантом и автором сметной документации назначили компанию «Проектные системы ЛТД» архитектора Андрея Миргородского. Миргородский – бывший депутат «Блока Виталия Кличко», связан со знаковыми инфраструктурными проектами столицы. Архитектор спроектировал «стеклянный» мост между Владимирской горкой и парком «Крещатый» и Мемориальный комплекс памяти жертв Голодомора.
Будущий Оболонский мост уже получил народные названия. Одни называют его волной, другие – глистом. Длина сооружения – 164 м, ширина – 4 м. Объект будет опираться на четыре опоры, две из которых расположены в проливе. Металл для конструкций моста изготовили на заводе «Азовсталь» в Мариуполе. Это был один из последних заказов легендарного металлургического завода.
Новый мост будет полностью пешеходным. Вероятно, спешить придется даже велосипедистам. Технический транспорт будет заезжать с противоположной стороны Оболонского острова через второй мост. Его уже выстроили. Тендер на строительство технического моста в 2021 году выиграла компания «Мостострой», предложив цену 24,2 млн грн. В программе экономического и социального развития Киева на 2021-2023 годы говорится, что общая сметная стоимость строительства мостового перехода с Оболонского острова на улицу Приречную составляет 26,4 млн грн. К 1 января 2023 подрядчики выполнили работ на 15,7 млн грн. В бюджете города на 2023 год на окончание строительства технического моста предусмотрено 10,7 млн грн.
В декабре 2021 года коммунальное предприятие «Плесо» объявило тендер на благоустройство Оболонского острова за 174,9 млн. грн. Его выиграла компания «Гидрострой лимитед», предложив 173,6 млн грн. За эти средства подрядчик должен очистить остров от кустов и мусора, построить понтонную переправу, построить временные дороги, намыть пляж, озеленить территорию, сконструировать детские и спортивные площадки, проложить аллеи, велодорожки и инженерные коммуникации, создать причал и набережную, установить трансформаторную подстанцию, смонтировать систему освещения и видеонаблюдения. В программе экономического и социального развития Киева на реконструкцию парка «Наталка» в 2016-2026 годах предусмотрено 359 млн грн. К январю 2021 года профинансированы работы на 269,1 млн грн (75 %).
Ранее Информатор писал о том, что Киевская городская администрация продолжает бороться за то, чтобы сохранить склоны Днепра в столице. Однако компании миллионера с российскими корнями многие годы намерены строить на Владимирском спуске гостиницу, а также развлекательный центр вблизи местной филармонии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.