Кто должен бороться с буллингом в школе - Минобразования дало ответы на самые распространенные вопросы

Булинг (травля) — это психологическое, физическое, экономическое, сексуальное насилие, в том числе через электронную коммуникацию, совершаемую в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса

Борьба с буллингом
Борьба с буллингом

Кто ответственен за превенцию и противодействие буллингу? Куда обращаться в случае буллинга? Ответы на эти и другие вопросы предоставили Министерство образования 13 сентября. 

Кто должен реагировать на факты буллинга в учебных заведениях? 

  • служба образовательного омбудсмена;
  • органы местного самоуправления;
  • учредитель (учредители) учебных заведений или уполномоченный им (ими) орган;
  • руководители и другие работники учебных заведений;
  • службы по делам детей;
  • центры социальных служб;
  • территориальные органы (подразделения) Национальной полиции Украины.

Что делает Министерство образования и науки Украины в вопросе превенции и противодействия буллингу?

  • разрабатывает, вносит изменения в нормативно-правовые документы по вопросам предотвращение и противодействие буллингу (травле);
  • направляет работу по предотвращению и противодействию буллингу (травле) через разработанные и утвержденные: план мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллингу (травле) в учебных заведениях;
  • порядок реагирования на случаи буллинга (травли); порядок применения мер воспитательного воздействия.

Какую роль играет Государственная служба Украины по делам детей по вопросу превенции и противодействия буллингу?

Вводит профилактические мероприятия по противодействию буллингу (травле) в учебных заведениях, а также мероприятия, направленные на развитие у подростков жизненных навыков. Служба по делам детей осуществляет обеспечение безопасности детей, в отношении которых поступила информация о жестоком обращении с ними или угрозе их жизни или здоровью через:

  • неотложная оценка уровня безопасности ребенка совместно с уполномоченным подразделением территориального органа Национальной полиции, действующим в пределах своих полномочий, специалистом по социальной работе или другим предоставлятелем социальных услуг, представителем учреждения здравоохранения, в случае необходимости с привлечением других специалистов;
  • принятие в случае необходимости мероприятий по организации оказания ребенку медицинской помощи, его временного устройства;
  • решение вопроса социальной защиты малолетнего или несовершеннолетнего лица, ставшего стороной буллинга (травли), выяснения причин, которые привели к случаю буллинга (травли) и принятия мер по устранению таких причин.

Какую роль играют местные органы управления образованием в вопросе превенции и противодействия буллингу?

  • способствуют созданию безопасной образовательной среды в учебных заведениях;
  • способствуют организации и проведению информационно-образовательных мероприятий в учебных заведениях с целью защиты прав и свобод, формированию у детей ценностных жизненных навыков и моделей поведения, противодействия буллингу (травле);
  • осуществляют контроль за выполнением плана мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллингу (травле) в учебном заведении;
  • осуществляют контроль за недопущением привилегий или ограничений (дискриминации) за признаками расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, семейного и имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам;
  • способствуют организации обучения работников учреждений общего среднего образования по предотвращению и противодействию проявлениям насилия и буллинга (травли);
  • внедряют международные программы по противодействию и предотвращению любых проявлений насилия и буллинга (травли);
  • способствуют образованию шалашей-очагов из национально-патриотического воспитания (первичных звеньев «Всеукраинской детско-юношеской военно-патриотической игры Сокол (Джура))» в учреждениях общего среднего образования и проведения вместе с представителями общественности мероприятий по обучению учащихся навыков здорового и безопасного образа жизни, предотвращения насилия и буллинга (травли).

Местные органы управления образованием (учредители учебного заведения) в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • рассматривают жалобы об отказе в реагировании на случаи буллинга (травли) по заявлениям соискателей образования, их родителей, законных представителей, других лиц и принимают решение по результатам рассмотрения таких жалоб;
  • способствуют и принимают меры по предоставлению социальных и психолого-педагогических услуг соискателям образования, совершившим буллинг (травлю), стали его свидетелями или пострадали от буллинг.

Какую роль играют учебные заведения в вопросе превенции и противодействия буллингу?

Роль руководителя учебного заведения:

  • способствует здоровому образу жизни соискателей образования и работников учебного заведения;
  • обеспечивает создание в учебном заведении безопасной образовательной среды, свободной от насилия и буллинга (травли);
  • разрабатывает, утверждает и обнародует план мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллингу (травле) в учебном заведении.

Руководитель учебного заведения в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • безотлагательно в срок, не превышающий одних суток, сообщает территориальный орган (подразделение) Национальной полиции Украины, по крайней мере одного из родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица, ставшего стороной буллинга (травли);
  • рассматривает заявления о случаях буллинга (травли) соискателей образования, их родителей, законных представителей, других лиц и выдает решение о проведении расследования; созывает заседание комиссии по рассмотрению случаев буллинга (травли) не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения заявления или уведомления для принятия решения по результатам проведенного расследования и принимает соответствующие меры реагирования; если нужно, вызывает бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
  • сообщает службу по делам детей с целью решения вопроса социальной защиты малолетнего или несовершеннолетнего лица, которое стало стороной буллинга (травли), выяснения причин, которые привели к случаю буллинга (травли) и принятия мер по устранению таких причин;
  • сообщает центр социальных служб с целью осуществления оценки потребностей сторон буллинга (травли), определения социальных услуг и методов социальной работы, обеспечения психологической поддержки и предоставления социальных услуг на уровне общины;
  • обеспечивает выполнение мер по предоставлению социальных и психолого-педагогических услуг соискателям образования, которые совершили буллинг, стали его свидетелями или пострадали от буллинга (травли).

Роль социального педагога учебного заведения:

  • способствует формированию у соискателей образования ответственного поведения, культуры здорового образа жизни, сохранению репродуктивного здоровья;
  • способствует предотвращению конфликтных ситуаций, возникающих во время образовательного процесса;
  • осуществляет разработку и проведение профилактических, информационно-образовательных мероприятий в учебных заведениях с целью защиты прав и свобод, формирования у детей ценностных жизненных навыков и моделей поведения;
  • информирует участников образовательного процесса о контактных данных национальной полиции, психологов, медиков, горячих линий, куда они могут обращаться, если стали жертвами или свидетелями буллинга.

Социальный педагог учебного заведения в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • принимает участие в оказании помощи пострадавшим от насилия и другим сторонам буллинга;
  • способствует защите прав соискателей образования от любых видов и форм насилия, представляет их интересы в правоохранительных и судебных органах. 

Роль практического психолога учебного заведения:

  • осуществляет реализацию развивающих, профилактических, просветительских, коррекционных программ; способствует формированию у соискателей образования ответственного и безопасного поведения в ситуациях риска, навыков здорового образа жизни;
  • способствует предотвращению любых видов и форм насилия и конфликтов среди соискателей образования.

Практический психолог учебного заведения в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • совершает работу с пострадавшими от насилия детьми;
  • формирует неравнодушное отношение соискателей образования к пострадавшим детям. 

Педагогические работники учебного заведения обязаны способствовать развитию способностей соискателей образования, формированию навыков здорового образа жизни, заботиться об их физическом и психическом здоровье. 

Педагогические работники и другие лица, которые вовлекаются в образовательный процесс, обязаны защищать соискателей образования во время образовательного процесса от любых форм физического и психологического насилия, унижения чести и достоинства, дискриминации по любому признаку.

Общественный надзор в сфере образования имеет право проводить мониторинг и обнародовать результаты, в частности, относительно случаев буллинга (травли) в учебных заведениях и мер реагирования на такие случаи, принятые руководством учебного заведения или его учредителем.

Педагогические работники и другие, которые вовлекаются в образовательный процесс, в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли) обязаны:

  • сообщать руководство учебного заведения о фактах буллинга (травли) относительно соискателей образования, педагогических, других лиц, которые привлекаются к образовательному процессу, свидетелем которого они были лично или информацию о которых получили от других лиц;
  • принимать безотлагательные меры для прекращения опасного воздействия;
  • если нужно, оказывать медицинскую помощь и вызвать бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
  • обращаться (если нужно) в территориальные органы (подразделения) Национальной полиции Украины.

Какую роль играют подразделения ювенальной превенции Национальной полиции Украины в вопросе превенции и противодействия буллингу?

  • ведут профилактическую деятельность, направленную на предотвращение совершения детьми уголовных и административных правонарушений, выявление причин и условий, способствующих этому, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению;
  • планируют и реализуют профилактические мероприятия в детской среде по предотвращению негативных явлений среди детей;
  • принимают участие в профилактических мероприятиях по предотвращению детской безнадзорности и правонарушения среди детей;
  • осуществляют информирование общественности, в частности родителей и лиц, их заменяющих относительно наступления уголовной и административной ответственности за совершение буллинга (травли);
  • организуют проведение отдельного совещания с приглашением специалистов социальных служб, здравоохранения, образования, прокуратуры, общественных и других организаций по обсуждению и определению направлений профилактики нанесения детьми нанесения самоповреждений, пострадавших от буллинга;
  • привлекают представителей общественных объединений (детских / молодежных общественных организаций / объединений), к проведению совместных информационно-профилактических мероприятий к празднованию Дня борьбы с травлей (Международный день противодействия буллингу);
  • проводят встречи с родителями и учителями для разработки механизма борьбы с буллингом, выявления и предотвращения его на ранних этапах;
  • информируют участников образовательного процесса о контактных данных ювенальных полицейских, психологов, горячих линий, куда могут обращаться за получением консультации, если стали жертвами или свидетелями буллинга.

Подразделения ювенальной превенции Национальной полиции Украины в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • рассматривают устные и письменные заявления (жалобы, сообщения) о случаях травли; проверяют достоверность полученной информации, устанавливают уровень угрозы для жертвы и других участников;
  • принимают меры по предотвращению и прекращению в отношении ребенка каких-либо противоправных действий;
  • выявляют возможных участников буллинга (травли), собирают соответствующие материалы. Если нужно, оформляют материалы об административном правонарушении;
  • взаимодействуют с другими подразделениями НПУ, органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов детей.

Какую роль играют Центры предоставления социальных услуг по вопросу превенции и противодействия буллингу?

Центр предоставления социальных услуг/Центр социальных служб в случае получения заявления или сообщения о случае буллинга (травли):

  • осуществляет оценивание потребностей сторон буллинга (травли), определяет социальные услуги и методы социальной работы, обеспечивает психологическую поддержку и предоставление социальных услуг;
  • предоставляет социальные услуги в соответствии с государственными стандартами социальных услуг с учетом выявленных потребностей сторон буллинга.

Какую роль играет Служба образовательного омбудсмена в вопросе превенции и противодействия буллингу?

  • имеет право анализировать соблюдение законодательства в отношении участников образовательного процесса, пострадавших от буллинга (травли), стали его свидетелями или совершили буллинг (травлю);
  • имеет право осуществлять проверку заявлений о случаях буллинга (травли) в учебном заведении, полноту и своевременность мер реагирования на такие случаи со стороны педагогических, научно-педагогических, научных работников, руководства и основателя учебного заведения;
  • имеет право анализировать меры по предоставлению социальных и психолого-педагогических услуг соискателям образования, пострадавшим от буллинга (травли), стали его свидетелями или совершили буллинг (травли).

Что такое меры воспитательного влияния на стороны буллинга?

Меры воспитательного воздействия - это меры, обеспечивающие коррекцию поведения сторон буллинга (травли), в частности исправление деструктивных реакций и способов поведения во взаимоотношениях.

Кем реализируются меры воспитательного воздействия в учебных заведениях?

  • педагогическими работниками учебного заведения;
  • специалистами службы по делам детей;
  • специалистами центра предоставления социальных услуг/центра социальных служб;
  • привлечением нужных специалистов по оказанию правовой, психологической, социальной и иной помощи;
  • территориальными органами (подразделениями) Национальной полиции Украины;
  • другими субъектами реагирования на случаи буллинга (травли).

Кто осуществляет социально-педагогическое сопровождение, если произошел случай буллинга?

Практический психолог и социальный педагог осуществляют психологическое и социально-педагогическое сопровождение применения мер воспитательного воздействия в группе (классе), в которой (котором) произошел случай буллинга (травли), в частности:

  • диагностику уровня психологической безопасности и анализ ее динамики;
  • разработка программы реабилитации для потерпевшего (жертвы) и ее реализацию с привлечением родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица;
  • разработка коррекционной программы для обидчика (булера) и ее реализацию с привлечением родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица;
  • консультативная помощь всем участникам образовательного процесса.

При отсутствии практического психолога и социального педагога сопровождение применения мер воспитательного воздействия осуществляют работники службы по делам детей и центра социальных служб в случае их наличия на территории общины.

Также подразделения ювенальной превенции Национальной полиции Украины проводят индивидуально-профилактическую работу и сопровождение по недопущению таких случаев.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube