Археологи раскопали доказательства того, что древнеегипетские солдаты и греческие наемники причастны к гибели царя Иосии из Иудеи
Новые археологические находки из древнего города Мегиддо – места финального сражения добра со злом – «Армагеддон» в Книге Откровения – подтверждают библейскую историю о стычке израильского царя и египетского фараона, произошедшей более 2600 лет назад. Согласно еврейской Библии и христианскому Ветхому Завету, иудейский царь Иосия столкнулся с египетским фараоном Нехо II в Мегиддо в 609 году до н.э. Анализ древних фрагментов керамики показывает, что Мегиддо действительно был оккупирован египтянами того времени, рассказал Live Science Израиль Финкельштейн, археолог из Хайфского и Тель-Авивского университетов.
Раскопки подтверждают библейские рассказы о том, что египетские войска действительно находились в Мегиддо во время правления Иосии. Правда, они не являются прямым доказательством того, что царь участвовал в битве. Если был, как говорится в Библии, то все равно неясно, умер ли он от ран или был казнен, как вассал фараона.
Но Иосия считался исключительно набожным царем, может быть, поэтому сама идея «Армагеддона» впервые возникла именно после его смерти. Его гибель привела к пророчествам о том, что финальное сражение между силами Бога и силами зла состоится там, где он умер. Тогда же наступит и конец света.
К тому же последующие события после смерти царя оказались трагическими. Согласно Библии, после завоевания Мегодо неоассирийцами примерно 10 лет спустя, пало и самое северное царство Израиля, после чего последовало изгнание «10 колен» или «потерянных колен» Израиля. Многие считали, что смерть Иосии предусмотрела падение Иерусалима в 586 г. до н. е. от нововавилонян под руководством Навуходоносора II, чьи войска разрушили Первый Храм, также известный как Храм Соломона.
Среди ученых идут споры о том, была ли встреча Иосии и Нехо в Мегиддо действительно битвой, или Нехо просто казнил там своего вассала Иосию - иными словами, подчинялось ли южное израильское царство Иудея Египту в то время.
История и археология указывают на то, что Египет захватил регион после 630 г. до н. э., когда неоассирийская власть пришла в упадок. В Библии же противостояние правителей описывается по-разному в двух местах: как казнь в коротком хронологическом стихотворении в Книге Царств и как решающее сражение в Паралипоменонах. Однако, Книга Царств была написана близко ко времени описанных событий, тогда как Книга Паралипоменон составлен столетие спустя, поэтому рассказ в Книге Царств более надежен.
Историк Джейкоб Райт, профессор еврейской Библии в Университете Эмори, считает, что Иосия, вероятно, отправился из Иерусалима в Мегиддо, чтобы почтить Нехо, но его казнили там по неизвестной причине.
Райт и Рейнхард Крац, историк из Геттингенского университета в Германии, отметили, что соответствующее стихотворение в Книге Царств свидетельствует только о том, что Иосия отправился в Мегиддо и был там «казнен до смерти», и что о битве ничего не было написано до более чем 100 лет назад.
Историческая справка. Руины Мегиддо расположены примерно в 30 километрах к юго-востоку от Хайфы. Мегиддо был стратегически важным городом на перекрестке торговых и военных путей, и в разное время его занимали хананеи, израильтяне, ассирийцы, египтяне и персы. В Мегиддо произошло много великих битв, и его название вдохновило слово «Армагеддон» - место последней битвы, предусмотренной в Книге Откровения Нового Завета, которая теперь в целом касается идеи конца света.