Закрытые порты усложняют жизнь украинского бизнеса.
9 сентября в Украину приедет премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Кроме благодарности за поддержку украинцев с ним будут говорить об очередях. Например, очередь в 58 километров на границе с Польшей в пункте пропуска «Ягодин». Там сейчас стоит 2437 украинских и польских фур. Почему они не едут и почему это вредно для экономики Украины – разбирался Информатор.
8 сентября министр инфраструктуры Александр Кубраков, и.о. председателя Государственной таможенной службы Вячеслав Демченко, глава Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко и заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем рассказывали, почему на границе образовалась очередь из 2437 фур в 58 километров и что с этим делать.
«Не была готова наша пограничная инфраструктура к такому развитию событий (широкомасштабное вторжение – ред.). Основные наши экспортные, импортные операции происходили через порты. Если брать 2021 год, то примерно 150 млн тонн грузов было экспортировано и 80 % было экспортировано через порты. Поэтому, конечно, когда порты были закрыты, всё это начало переориентироваться в сторону западных границ, – заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков. – Что мы делали в течение этих месяцев? Работали раздельно по каждым пунктам, по каждой стране. К примеру, с Польшей расширяли «Краковец» (пункты пропуска «Краковец» – ред.), добавляли полосы. Как следствие добавляли людей. Кстати, с польской стороны тоже. И таможенная, и пограничная службы сработали отлично. Они добавили людей синхронно и готовы пропускать значительно большее количество людей. Но есть другие службы. К примеру, как служба фитосанитарного контроля с польской стороны. Они не так оперативны и они немного ограничены в своих бюджетных возможностях».
По словам Кубракова, в ближайшие недели польская сторона добавит людей в службу фитосанитарного контроля. Это позволит увеличить пропускную способность с украинской стороны. Также в ближайшие недели откроются два пункта пропуска на границе с Румынией.
«Проектируются новые пункты пропуска. Я надеюсь, что 4 октября будет открытие дополнительного пункта пропуска с Польшей на границе», – заявил министр.
По словам и. о. председателя Государственной таможенной службы Вячеслава Демченко, планируется совершить несколько пунктов пропуска, где будут выходить пустые фуры.
«Таким образом, возможно, уменьшится очередь», — заявил Демченко.
Очереди в зависимости от пункта пропуска разные: от 300 до 800 автомобилей. «Если взять наиболее критическую ситуацию по пункту пропуска Ягодин, то это исключительно грузовые автомобили. Потому что мы с целью увеличения пропускной способности пункта пропуска «Ягодин» пошли на эксперимент и закрыли для сообщения легкового транспорта этот пункт», — сказал председатель Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко.
По его словам, с польской стороны по украинскому «Ягодину» сейчас работает только три работника фитосанитарной службы, которые привлекаются к оформлению автомобильных и железнодорожных грузов.
«Что касается очередей по легковому автотранспорту, то на данный момент они не являются критическими. Очередь из 40-50 легковых автомобилей. Бывают дни, когда до 100 (авто – ред.). Это абсолютно рабочий процесс. Нет такой критической ситуации с очередями легкового автотранспорта», — сообщил Сергей Дейнеко.
Пункт пропуска «Ягодин» сейчас – это 40 % всего украинского экспорта. «По факту, большая часть грузов, которые выезжали до войны и сейчас – это как раз пункт «Ягодин», – заявил замминистра инфраструктуры Мустафа Найем. – Въезд в Украину занимает 22 минуты. Если мы говорим о выезде из Украины, то нормально работают наши и польские пограничные таможенные службы – 15-20 минут. А дальше начинается 4-5 часов, которые они ждут после прохождения таможенного пограничного контроля. Это фитосанитарный и ветеринарный контроль».
Для ускорения предлагается создать электронные очереди и сортировать грузы по группе товаров по пунктам пропуска.
«Мы предлагаем не проводить фитосанитарные и ветеринарные меры по контролю при ввозе рапса. Потому что это 40-50 % всего груза. Поскольку большинство из них – это транзитные грузы через польскую территорию, то нет смысла проводить к ним контроль», — сказал Мустафа Найем.
По его словам, Украина в кратчайшие сроки готова подготовить и открыть для внеочередного выезда пустых грузовиков из Украины в Польшу пункты пропуска «Грушев – Будомеж», «Угринов – Долгобычев» и «Смольница – Кросценко». Нужно согласие и действия от польских коллег. Мы также готовы спланировать совместные шаги по возможности открытия к середине октября текущего года мест пересечения государственной границы «Нижанковичи – Мальховице» и «Варяж – Усьмеж» для временного выезда незагруженных автомобилей.
Из-за километровых очередей на одном пункте пропуска «Ягодин» каждый день не доходит до украинского бюджета около 55-60 млн грн. С начала забастовки 5 сентября по 8 сентября госбюджет не получил до 480 млн грн. Каждый день эти убытки растут.
«За сутки 8 утра 4 сентября по 8 утра 5 сентября по пункту пропуска «Ягодин» украинская сторона взяла на въезд в Украину с территории Польши 2 тысячи 066 грузовых автомобилей. Вместе с тем, из Украины в Польшу поляки взяли 619 авто», — заявил председатель Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко.
Один день простоя фуры в очереди стоит 300–400 евро для одной машины. Если сейчас ждут пропуска 2437 авто, то один день этой очереди владельцам стоит почти 100 тыс. евро.
«Иногда время простоя в очереди – это больше, чем стоимость фрахта (плата за перевозку груза – ред.). Это значит, что нет смысла уезжать», — заявил Мустафа Найем.
Напомним, что с начала полномасштабного вторжения украинский экспорт и импорт товаров из портов и авиаперевозок переориентировался на автотранспорт. Из-за этого увеличился список товаров, подлежащих ветеринарному и санитарному контролю на автомобильных пунктах пропуска. Новые требования к оформлению фур замедлили проезд и возникли очереди.
Чтобы автомобили с украинской стороны обслуживали быстрее, с сентября пункт пропуска «Ягодин» стал пропускать только грузовые автомобили. Но это не помогло. Украинская сторона это объясняет нехваткой фитосанитаров со стороны Польши.
К этому добавилась забастовка, которую 5 сентября польские перевозчики начали на польском пункте пропуска «Ягодин – Дорогуск». Они потребовали улучшить работу польского фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Ранее Информатор писал, как работают и волонтёрят украинские перевозчики во время войны.
Ирина Логуш
Фото — Мустафа Найем